Россия уходит из Сирии, и очень скоро
Свержение режима Асада поставило Москву в уязвимое положение: новые сирийские власти не намерены продолжать сотрудничество и требуют компенсаций. Россия не может ничего предложить взамен.
Вскоре после победы повстанцев в Дамаске глава администрации Сирии Ахмед аш-Шараа (Абу Мухаммед аль-Джулани)был объявлен президентом страны на переходный период. Новые власти заявили о прекращении действия прежней конституции и роспуске парламента. Также были распущены все службы безопасности и вооруженные формирования. Это решение касается и любых повстанческих группировок на территории страны, боровшихся с режимом Башара Асада.

Новый президент развернул бурную международную деятельность: вскоре после назначения он успел встретиться со своим турецким коллегой Реджепом Эрдоганом, эмиром Катара и европейскими дипломатами. В конце января в Дамаск прибыла российская делегация во главе с замминистра иностранных дел Михаилом Богдановым. У российских дипломатов была непростая задача: убедить новое руководство Сирии в необходимости продолжить сотрудничество.
По данным Reuters, переговоры фактически зашли в тупик. Сирийская сторона потребовала от России выдать бывшего президента страны Башара Асада. Ранее Путин предоставил Асаду политическое убежище. Также новая сирийская администрация в ходе переговоров потребовала выплаты компенсаций. По итогам дискуссий российская сторона была скупа на комментарии. Богданов лишь заявил, что «изменений в российском присутствии в Сирии нет, а стороны условились продолжить консультации».
Неясен статус и двух российских военных баз в Сирии: авиабазы Хмеймим и военно-морской базы в Тартусе. После падения режима Асада Путин заявил, что сохранение этих объектов под контролем России будет зависеть от того, совпадут ли интересы Москвы с Дамаском. Судя по агрессивной позиции последних, базы могут стать проблемой — и в случае неудачи переговоров сирийская администрация разорвет контракты с российскими военными. По сообщениям СМИ, Россия уже начала вывозить военную технику из Тартуса.
Отсутствие реакции россиян говорит о том, что Москва решила не выдавать Асада. У этого решения чисто прагматический смысл. Вероятно, бывшего сирийского президента ожидает скорый суд на родине и показательная казнь. Но перед этим Асад может рассказать новым властям о том, что делали российские военные в Сирии и на Ближнем Востоке, в том числе какие военные преступления совершали. Выдача Асада окончательно закрепит дипломатическое поражение Москвы.

Также не стоит забывать, что Асад успел переправить в России свое значительное состояние. Точный размер его капитала неизвестен, однако речь может идти об очень больших суммах. Говоря о компенсации, сирийская сторона подразумевает и деньги Асада. Российская авиация при старом режиме наносила удары по инфраструктуре регионов, где находились повстанцы. На восстановление этих разрушений потребуются миллиарды долларов.
Еще одним фактором стала позиция Евросоюза. Еврокомиссия выпустила коммюнике по нормализации отношений с Сирией. Одно из принципиальных условий, при котором Европа согласится помогать восстанавливать страну, — это изгнание российских баз. Если Брюссель может предложить Дамаску миллиардные инвестиции, то Москва не может ответить тем же: военная помощь перестала быть актуальной, а экономическую поддержку Россия предложить не в состоянии.
После свержения режима Асада ситуация поменялась на прямо противоположную. Если ранее сирийские власти всецело зависели от российской и иранской помощи, то теперь их позиции в регионе зависят от решений новой администрации. Военные базы в Хмеймиме и Тартусе позволяли принимать тяжелые грузы и были перевалочным пунктом на пути в африканские страны. Без такого мощного ближневосточного хаба связи с другими регионами, где есть российское военное присутствие, будут затруднены.
По мнению аналитиков, сирийские власти не согласятся продлевать присутствие россиян в стране. Один из выходов для Кремля — это переориентация на Ливию. По данным СМИ, сейчас Москва ведет переговоры о создании военной базы в ливийском городе Бенгази и через этот город уже начали регулярно летать российские самолеты. Однако этот вариант дислокации намного менее выгоден из-за далекого расположения, продолжающейся гражданской войны в регионе и отсутствия удобной инфраструктуры.
В это же время Ахмед аш-Шараа ведет переговоры с Эрдоганом о заключении соглашения о совместной обороне. Оно может включать создание турецких военных баз на территории арабской республики. Ранее турецкие СМИ сообщали о планах Анкары построить две военные базы в Сирии и разместить там истребители F-16. Для Турции уход России из страны и конфронтация Дамаска с Тегераном — отличная возможность расширить свое влияние, в том числе для решения курдской проблемы.