Румыния смотрит на Венгрию: на президентских выборах лидирует пророссийский кандидат
Бухарест шокирован результатами президентских выборов: в первом туре лидером оказался ультраправый пророссийский кандидат, который обошел фаворита гонки, социал-демократа. Это первый случай в постсоветской истории Румынии, когда националисты получили значительную поддержку избирателей.
На следующий день после первого тура президентских выборов в воскресенье, 24 ноября, молодые люди вышли на улицы нескольких крупных румынских городов, сообщает Newsweek Romania: «Если в понедельник на улице было всего несколько сотен человек, то уже тысячи людей вышли на улицы [в этот вторник] в Бухаресте, в Брашове, в Клуже и в Тимишоаре, скандируя «Долой легионеров», имея в виду румынское фашистское движение 1930-х и 1940-х годов».
Итоги первого тура президентских выборов в Румынии оказались неожиданными для всех. В лидеры вышел независимый кандидат Кэлин Джеорджеску, который ранее входил в ультраправый «Альянс за объединение румын» (AUR). Он набрал 22,86% голосов, его соперник, лидер Социал-демократической партии (PSD) и действующий премьер-министр Марчел Чолаку — 19,23%. Второй тур выборов состоится 8 декабря.
Для победы в первом туре необходимо было набрать более 50% голосов. Чолаку считался фаворитом гонки, а его главным конкурентом — лидер AUR Джордже Симион, который в итоге занял лишь четвертое место. Также значительно меньше голосов получила представительница либерал-консерваторов Елена Ласкони, занявшая третье место. Джеорджеску опросы предсказывали 16-17% и максимум третье место.
Полемика между Чолаку и Джеорджеску развернулась вокруг дальнейшего развития страны. Премьер заявлял, что у него есть «четкий план по созданию более развитой Румынии, которая никого не оставит позади, внутренний план, основанный на экономическом росте и инвестициях, и план по укреплению влияния и авторитета Румынии за рубежом»». Чолаку назвал «политическими экстремистами» политиков, которые недовольны членством Румынии в ЕС и НАТО, и призывал «политически изолировать» их.
Его оппонент говорил прямо противоположные вещи. Джеорджеску неоднократно подвергался критике за его скептическую позицию по поводу отношений Румынии с НАТО и ЕС, а также за пророссийские высказывания. Например, в 2022 году он заявлял, что Североатлантический альянс не будет защищать ни одного из своих членов в случае нападения России. Отдельной темой в его политической программе стала критика американской военной помощи Украине, которая граничит с Румынией.
Его кампания в TikTok была очень популярна: политик восхвалял Путина и фантазировал о «пробуждении румынского народа». Национальный аудиовизуальный совет Румынии даже обратился к Еврокомиссии с просьбой провести расследование в отношении соцсети, «которая поддержала политическую кампанию кандидата Джорджеску вопреки своим собственным критериям»
Ставка политика на соцсети оправдалась: Джеорджеску был относительно неизвестной фигурой в румынской политике. Он занимал несколько должностей в румынском министерстве окружающей среды в 1990-х годах и миссии в ООН. Его антиевропейская и националистическая риторика, рассуждения об иностранных компаниях, «эксплуатирующих румынские ресурсы», оказалась понятной и близкой избирателям, уставшим от правления либералов после революции 1989 года.
Бывший соратник Джеорджеску, лидер AUR Джордже Симион также известен своим евроскептицизмом. Политик выступает за объединение Румынии и Молдовы, за что Кишинев несколько раз запрещал ему въезд в страну, а Украина объявила персоной нон грата.Прямо перед выборами румынский телеканал Digi24 рассказал о существовании записей встреч, которые якобы провел Симион с сотрудниками российского ГРУ. Симион отрицал свои связи с российскими спецслужбами, однако этот скандал, вероятно, повлиял на его рейтинг и позволил Джеорджеску обогнать своего бывшего соратника.
«Те, кто голосовал за Джорджеску, представляют электорат, раздраженный плохими политическими решениями последнего времени. Но они должны серьезно спросить себя, хотят ли они президента, способного призывать к выходу из НАТО и ЕС. Что касается ее соперницы, бывшей журналистки Елены Ласкони, то она, похоже, сейчас борется в одиночку. Она оказывается в ситуации, когда ей нужны голоса всех партий», — отмечает румынская газета Adevarul.
Несмотря на вступление в ЕС в 2007 году, Румыния остается относительно бедной по европейским меркам страной. Для многих румын это членство означало прежде всего возможность свободно передвигаться по другим странам в поисках работы. Однако это также вызвало рост цен, которые все больше приближались к западноевропейским ценам. Покупательная способность граждан постепенно снижалась, несмотря на доходы, полученные за границей. Румынские власти так и не смогли справиться с безудержной коррупцией и реформировать многие институты. Нестабильность и ощущение «задворок» Европы создали хорошую почву для идей таких кандидатов, как Джеорджеску.
Хотя большая часть исполнительной власти находится в руках премьер-министра, президент страны обладает значительными полномочиями по принятию решений в области национальной безопасности и внешней политики. Этим Румыния напоминает другие европейские страны, такие как Финляндия и Чехия. Война в Украине привела к значительной перемене в расстановке сил в регионе: из-за кризиса Румыния из периферийной страны ЕС оказалась одной из центральных. И эту возможность местные власти не хотят упускать.
То же самое происходит и в других центральноевропейских странах: после прихода к власти правых правительства в Венгрии и Словакии Виктор Орбан и Роберт Фицо воспользовались ситуацией кризиса, чтобы ставить свои условия для партнеров по ЕС и НАТО, хотя до войны они не могли бы себе этого позволить. Хотя обвинения в пророссийских симпатиях могут быть оправданными, однако это не означает, что правые венгерские или румынские политики действительно планируют выход из НАТО или ЕС: для них подобная риторика — один из инструментов давления на Брюссель.
Тем не менее основания для беспокойства остаются: Румыния — один из важных плацдармов для альянса, особенно после начала войны в Украине. Планы по размещению новых баз НАТО могут измениться в случае прихода Джеорджеску или другого правого кандидата. Опыт противостояния Орбана и ЕС показывает, что у Брюсселя не хватает политической воли, чтобы справиться с непокорным премьером, — и провоцирует остальных поступать не менее жестко. Каким бы ни был итог выборов в Румынии, шанс решить внутренние проблемы за счет внешнего кризиса — слишком соблазнительный сценарий, чтобы отказываться от него.