Санду 2.0: победили ли европейцы в Молдове
Майя Санду, проевропейский президент Молдовы, переизбрана на второй срок, победив Александра Стояногло, кандидата, которого поддерживала пророссийская Партия социалистов. Что эти выборы означают для будущего страны?
По данным молдавского центризбиркома, во втором туре Санду получила 55% голосов, в то время как Стояногло — 45%. Во многом Санду выиграла благодаря значительной поддержке диаспоры, в то время как Стояногло получил больше голосов внутри страны. Также штабу Санду удалось исправить ситуацию после первого тура и расширить электорат, мобилизовав неопределившихся. Кроме того, президент показала себя уверенным оратором на дебатах с оппонентом.
Предвыборная кампания перед вторым туром проходила в напряженной атмосфере. Власти Молдовы обвиняли Россию во вмешательстве в выборы и попытках повлиять на результат. Советник Санду по национальной безопасности Станислав Секриеру заявил о “массовом вмешательстве” России, включая организацию чартерных рейсов для доставки избирателей из России в соседние страны для голосования.
Также сообщалось об угрозах взрывов на избирательных участках в Германии и Великобритании, а избирателям, голосовавшим в посольстве Молдовы в Москве, предлагали бесплатный обед в соседнем ресторане. Правоохранительные органы страны заявили, что у них есть доказательства массового подкупа избирателей, который организовал беглый пророссийских олигарх Илан Шор. Несмотря на эти трудности, явка избирателей из диаспоры была рекордной.
Штаб Санду намеренно позиционировал выборы как чуть ли не самые важные в истории Молдовы: на них решалось, продолжит ли страна свой курс на сближение с Западом и реальную демократию или сделает выбор в пользу «русского мира». Аналитики назвали этот подход целенаправленной поляризацией электората, которая ведет Молдову к еще большему расколу. Однако ожидания политтехнологов оправдались.
Свою победу президент преподнесла как победу демократии и европейского пути для Молдовы, несмотря на предполагаемое вмешательство России в выборы. Санду, бывший экономист Всемирного банка, выступала за ускорение движения Молдовы к членству в ЕС, в то время как Стояногло, бывший генеральный прокурор, обещал восстановить отношения с Россией, не отказываясь от европейской интеграции.
Как ни странно, но Россия даже помогла переизбранию Санду, спровоцировав невиданную в стране мобилизацию ее сторонников. Прошедшие недавно выборы в Грузии показали, что может случиться при бездействии избирателей: страна-кандидат в члены ЕС, значительное российское влияние, поддержка пророссийских сил в сельских районах. Этот пример вызвал у молдаван опасения, что их выборы пойдут по «грузинскому» сценарию.
Однако эта победа не была убедительной. Санду потеряла голоса избирателей внутри страны по сравнению с выборами 2020 года, что может указывать на растущее недовольство экономической ситуацией и медленными темпами реформ. Объявленная реформа судебной системы и юстиции так и не состоялась, несмотря на активную работу правительства.
Хотя диаспора и центр страны поддержали проевропейски настроенных политиков, автономная область Гагаузия и бедные окраины Молдовы до сих пор остаются района пророссийски настроенных избирателей. Пророссийская пропаганда и подкуп голосов, вероятно, сыграли свою роль в поддержке Стояногло, особенно в сельских районах и на юге страны. Результаты голосования показали глубокий раскол в молдавском обществе между сторонниками европейской интеграции и теми, кто предпочитает более тесные связи с Россией.
Победа Санду не гарантирует легкого пути для Молдовы к ЕС. Получение статуса кандидата было скорее стечением обстоятельств, чем планомерной работой кабинета Санду. После начала войны в Украине в Брюсселе не хотели допустить возникновения еще одного пророссийского плацдарма в Восточной Европе — и быстрое получение статуса кандидата не будет конвертироваться в столь же активные переговоры. Путь Молдовы в ЕС закрыт до окончания войны в соседней стране — и все политики это понимают.
Будущее Молдовы остается неопределенным, поскольку президентские выборы не столь важны для внутренней политики, как парламентские выборы, которые пройдут в следующем году. Недовольство молдаван политикой Санду может вылиться в поддержку оппозиции — и тогда президент потеряет большинство в парламенте и будет вынуждена формировать зыбкую коалицию. Неожиданным стал фактор Стояногло: не самый видный политик получил огромный кредит доверия от избирателей, который необходимо конвертировать. Итоги президентских выборов дали Молдове больше вопросов, чем ответов.