Сделаем Европу великой снова: как пройдет председательство Венгрии в Совете ЕС
1 июля Венгрия на шесть месяцев стала государством-председателем Совета Европейского союза, одного из двух законодательных органов всего ЕС. Многие опасаются, что авторитарный премьер страны Виктор Орбан, находящийся в затяжном конфликте с Брюсселем, сделает все, чтобы осложнить работу европейских органов власти и изменить политику ЕС себе на пользу. Сможет ли он это сделать, и как поведет себя Венгрия на посту государства-председателя Совета ЕС?
«Сделаем Европу великой снова» – такой лозунг, повторяющий знаменитый предвыборный лозунг экс-президента США Дональда Трампа («Make America Great Again), выбрала Венгрия еще до начала своего председательства в Совете ЕС. Выступая на пресс-конференции в Будапеште в середине июня этого года, венгерский министр по делам ЕС Янош Бока объяснил, что «на самом деле он (лозунг) выражает… ожидание того, что вместе мы должны быть сильнее, чем по отдельности, но что нам должно быть позволено оставаться теми, кто мы есть, когда мы собираемся вместе».
Бока также заверил, что Венгрия будет работать продуктивно как государство-председатель Совета ЕС. «Мы будем честным посредником, лояльно работающим со всеми государствами-членами и органами власти [ЕС]», — сказал он.
И действительно, от государства-председателя Совета ЕС ожидается, что на шесть месяцев оно отодвинет на задний план свои национальные интересы и будет выступать нейтральным посредником, чтобы достичь компромисса между странами-членами международного объединения. В случае Венгрии она с 1 июля по 31 декабря будет руководить заседаниями Совета и вести переговоры с Европарламентом. Кроме того, Совет ЕС, в который входит по одному министру от каждого из правительств стран-членов ЕС, наряду с Европарламентом обладает законодательной властью в ЕС. Все эти полномочия дают государству-председателю возможность во многом определять повестку дня в Брюсселе. И очень многие опасаются того, как именно Венгрия может распорядиться этими полномочиями.
В последние годы Будапешт находился в постоянном конфликте с Брюсселем. Венгрия откладывала принятие санкций против России в связи с ее войной с Украиной, или же боролась за их смягчение, блокировала военную помощь Киеву, а также отказывалась придерживаться принципа верховенства закона внутри страны.
В результате ЕС заморозил 30 млрд евро, которые должен был выделить Венгрии, из-за коррупции авторитарного режима премьер-министра Виктора Орбана, его попыток взять под контроль суды и независимую прессу в стране, а также его гомофобной и расистcкой политики. И хотя часть этих средств была разморожена, чтобы заручиться поддержкой Орбана для дальнейшего предоставления Украине политической и военной поддержки, Венгрия все еще стала первым государством-председателем Совета ЕС, которое наказали за нарушения принципа верховенства закона.
«Я думаю, что [председательство Венгрии] – фиаско для Евросоюза, — заявила депутат Европарламента от французских «Зеленых» Гвендолин Дельбос-Корфилд, — сейчас можно полностью [негативно] влиять на верховенство закона в ЕС и стать государством-председателем». Она также назвала такое развитие событий «тревожным» для демократии в Европе.
В то же время есть несколько факторов, которые помешают Венгрии серьезно повлиять на работу европейских органов власти. Для начала, председательство Будапешта в Совете ЕС продлится всего полгода, прежде чем его заменит Польша. За столь короткий срок государство-председатель вряд ли успеет что-то существенно изменить, даже если захочет. «Председательство Венгрии продлится всего полгода, поэтому я не думаю, что [за этот срок] можно нанести большой ущерб, даже если эти конфликты обострятся между Венгрией и органами власти ЕС», — сказал директор Института политического капитала в Будапеште Петер Креко.
Кроме того, по условиям Лиссабонского договора 2007 года законодательная власть Совета ЕС была серьезно ограничена в пользу Европарламента, особенно в сфере внешней политики. Более того, Совет даже не может предлагать новые законы – это прерогатива Еврокомиссии.
Также председательство Венгрии началось сразу после недавних выборов в Европарламент, которые прошли 6-9 июня этого года. А это означает, что ближайшие месяцы страны-члены и органы власти ЕС будут заниматься формированием новой Еврокомиссии, проводя долгие переговоры и слушания в Европарламенте, чтобы утвердить новых членов комиссии, по одному от каждого государства-члена. Этот процесс может занять всю осень этого года, и Венгрия не будет играть никакой роли в принятии решений. И когда, наконец, новая Еврокомиссия будет сформирована и предложит свои первые законы, председательство Будапешта уже будет подходить к концу. В результате Венгрия как государство-председатель не сможет воспользоваться своей законодательной властью так, как это произошло бы при других обстоятельствах.
И, наконец, понимая, что Венгрия попытается изменить политику Евросоюза в свою пользу, органы власти международного объединения приложили усилия, чтобы разрешить несколько спорных вопросов до того, как она станет председателем Совета ЕС. Так, 24 июня был принят новый пакет санкций против России, а 25-го начались переговоры о вступлении в ЕС с Украиной и Молдавией. Также ЕС успел принять решение предоставить Киеву военную помощь на сумму 1,4 млрд евро. «Давление на Бельгию [государство-председателя Совета ЕС до 1 июля] явно ощущалось: необходимо было заключить сделки до прихода Орбана, чтобы ограничить слишком большой ущерб», — заявил Politico один из европейских дипломатов.
В результате всех этих факторов Венгрия как государство-председатель Совета ЕС, скорее всего, сможет оказать влияние лишь на ситуацию на международной арене. Например, Орбан может использовать свой статус лидера государства-председателя, чтобы повысить авторитет среди европейских ультраправых, одержавших серьезную победу на недавних выборах в Европарламент. «Он хочет использовать влияние, которое он может иметь, договариваясь с третьими партиями», — сказал научный сотрудник Немецкого совета по международным отношениям Милан Нич.
30 июня 2024 года, прямо перед тем, как Венгрия стала государством-председателем, Орбан объявил о создании нового политического альянса «Патриоты Европы» с ультраправой Австрийской партией свободы (FPO) и чешскими националистами из партии ANO («Да»). Позже к союзу также присоединилась португальская ультраправая партия Chega! («Хватит!»).
По словам Орбана, целью создания «Патриотов Европы» является формирование сильнейшей правой политической группы в Европарламенте. Правда, для этого в союз должны вступить партии хотя бы еще из трех стран ЕС. В то же время о возможном присоединении к альянсу Орбана уже говорят представители итальянской консервативной «Лиги» («Lega») и правящей партии Словакии «Курс-социальная демократия» «(Smer»).
Кроме того, Орбан может использовать председательство в Совете ЕС, чтобы упрочить отношения с одним из своих главных союзников – кандидатом в президенты от Республиканской партии Дональдом Трампом. Венгерский премьер уже поддержал выдвижение Трампа в президенты.
Кроме того, Орбан собирается организовать неформальное заседание Европейского совета в Будапеште сразу после президентских выборов в США в ноябре, по результатам которых, как он надеется, его друг вернется в Белый дом. Правда, даже если это произойдет, то Трамп сможет приступить к обязанностям главы государства лишь в январе 2025 года, а к тому моменту Венгрия уже покинет пост государства-председателя, так что и здесь влияние Орбана на отношения между США и Европой будет ограниченным.
Однако в период председательства Будапешта в Совете ЕС можно ожидать определенного прогресса по вступлению в ЕС стран Западных Балкан. «Государство-председатель поставило перед собой цель добиться того, чтобы немного этого энтузиазма затронуло Западные Балканы, чтобы все они могли на шаг приблизиться к членству», — заявил министр Янош Бока.
В этих обстоятельствах могут пройти новые переговоры о вступлении в Евросоюз могут пройти с Сербией. Будапешт и Белград оба находятся в конфликте с Брюсселем, не согласны с политикой ЕС в отношении Украины и поддерживают хорошие отношения с Россией и Китаем. В то же время Еврокомиссия считает, что из-за авторитарной политики президента Александра Вучича Сербия, наоборот, отдалилась от членства в ЕС.
Венгрия также хочет провести переговоры о вступлении в ЕС с Черногорией, Албанией и Македонией. Другие возможные кандидаты – это Босния и Герцеговина, и Грузия, хотя вряд ли достаточное число стран-членов ЕС поддержит их вступление прямо сейчас.
По словам Петера Креко, как ни странно, но повышенное внимание международного сообщества к Орбану поможет держать его под контролем. «Он будет использовать его, чтобы на полную воспользоваться своей международной репутацией… Я склонен думать, что во время председательства Венгрии будет не так много скандалов, потому что, если она просто устроит хаос и разрушит возможность влиять на ситуацию, это может иметь серьезные неприятные последствия», — сказал он.
Поэтому председательство Венгрии в Совете ЕС может не так сильно отличаться от председательств ее предшественников. Один из западноевропейских дипломатов заявил DW, что ожидает, что следующие шесть месяцев пройдут вполне обычно. «Орбан и его люди очень хорошо понимают, что другие государства-члены вмешаются и возьмут контроль на себя, если они испортят повестку дня ЕС», — сказал он.
По мнению дипломата, в лучшем случае Орбан будет использовать председательство как платформу для «троллинга», например, как со своим лозунгом. «Все мы должны быть достаточно дисциплинированными, чтобы не клюнуть на эту наживку», — подчеркнул он.
В итоге Венгрия на посту государства-председателя Совета ЕС, скорее всего, сможет добиться лишь небольших изменений в повестке дня. И главным, чем она может запомниться за следующие полгода – это кричащим лозунгом в стиле Дональда Трампа. А вот «делать Европу великой снова» придется какому-то другому государству-председателю.