To reset your password, please enter your email address or username below.

Сделка с дьяволом: почему президент Вучич обвинил Запад в организации протестов в Сербии?

10 августа этого года в Сербии начались протесты против проекта по добыче лития австралийско-британского концерна Rio Tinto. Президент страны Александр Вучич предсказуемо заявил, что протестующие при поддержке Запада собираются устроить в Сербии «цветную революцию». Однако всего месяц назад он же заключил с представителями ЕС сделку о поставке лития. Почему же Вучич утверждает, что за протестами стоят страны Запада? И как митинги повлияют на отношения Сербии и ЕС?

В начале августа 2024 года тысячи людей вышли на улицы Белграда, протестуя против проекта добычи лития австралийско-британской горнометаллургической компании Rio Tinto. По словам активистов, открытие рудника нанесет непоправимый ущерб окружающей среде в регионе Ядар на западе Сербии, где находится месторождение лития.

Протестующие скандировали «Rio Tinto, убирайся из Сербии» и держали в руках плакаты с надписью «Мы не отдадим Сербию». Они также заняли две главные железнодорожные станции в Белграде. Участники протестов требуют принятия закона о постоянном запрете на добычу лития и бора, поскольку она приведет к загрязнению вод и почв, а также негативно повлияет на здоровья населения страны. По оценкам министерства внутренних дел Сербии, в митингах приняли участие от 24 тыс. до 27 тыс. человек.

Реакция авторитарного президента Сербии Александра Вучича на массовые протесты была предсказуемой. Он заявил, что российская разведка предупредила его о том, что в стране готовится переворот при поддержке Запада. «Мы получили официальную информацию от РФ, переданную и дошедшую по официальным каналам. Мы с этим разбираемся. За это отвечает Агентство безопасности и информирования (BIA, сербская разведка), и люди, которые на этом специализируются, выполняют свою работу», — сказал он.

Вучич даже использовал любимый термин российского режима, которым Москва называет любые выступления населения против власти – «цветная революция». «Это часть гибридного подхода к проведению «цветных» революций», — заявил президент журналистам, опять же подразумевая, что за протестами стоят страны Запада. При этом всего за месяц до этого именно он заключил сделку о поставке лития в ЕС.

В конце июля канцлер Германии Олаф Шольц и заместитель председателя Еврокомиссии Марош Шефчович заключили в Белграде ряд сделок, предоставивших ЕС и европейским автопроизводителям доступ к сербскому литию. В частности, Шефчович и министр горнодобывающей промышленности и энергетики Сербии Дубравка Джедович подписали соглашение о формализации цепочки поставок сырья в ЕС и переработки лития, добычей которого займется Rio Tinto. Также были подписаны протоколы о намерениях с ведущими европейскими автопроизводителями, вроде немецкого Mercedes-Benz и франко-итальянского Stellantis.

«Это важный европейский проект, который способствует тому, что Европа будет суверенной и независимой в поставках сырья в меняющемся мире», — заявил Шольц по поводу заключенных сделок. Если проект Rio Tinto стоимостью 2,4 млрд долларов будет реализован, то он сможет покрыть 90% нынешних потребностей Евросоюза в литии, который является ключевым компонентом в аккумуляторах для электромобилей и мобильных устройств. Европа нуждается в этом сырье для того, чтобы совершить переход к транспорту без вредных выбросов в рамках своего «Зеленого курса».

Сам же президент Вучич перед подписанием соглашений признал, что проект открытия литиевого рудника не пользуется поддержкой населения Сербии, но заявил, что, по его мнению, «люди будут все больше поддерживать свою страну и свое правительство, как только увидят уровень приверженности и усердия, с которым подошли к этому проекту». Правда, пока реакция является скорее обратной.

Почему же тогда Вучич теперь обвиняет страны Запада в том, что они стоят за протестами против проекта Rio Tinto, хотя именно Западу этот проект выгоден в первую очередь? Причем речь идет не только о ЕС, поскольку послы США и Великобритании в Сербии также поддержали проект.

Во многом это попросту любимая тактика Вучича, привыкшего, как многие другие авторитарные лидеры, обвинять Запад во всех грехах. По словам эксперта по российско-сербским отношениям Александра Джокича, если Москва заявляет о том, что в Сербии произойдет «цветная революция», то президент Сербии «может позиционировать себя как храброго или почти мифологического борца со злым Западом, вмешивающимся в дела страны». Собственно, в данном случае Россия так и сделала, объявив, что «в Сербии при участии представителей западных стран готовятся массовые беспорядки с целью устроить в республике государственный переворот».

Сам же Вучич сказал, что страны Запада «громко молчат» об происходящих протестах, хотя должны поддерживать открытие литиевого рудника, потому, что, с одной стороны, хотят убрать его, а, с другой, оставить за собой право принимать решения о судьбе лития. Получается, что сам проект Rio Tinto, против которого и выступают протестующие, все еще хороший и нужный, а страны Запада просто хотят с помощью массовых выступлений устроить переворот и убрать неугодного им президента, с которым они всего месяц назад сделки о добыче лития и заключили.

Как ни странно, но эта противоречивая риторика не слишком подействовала на население Сербии и самих протестующих, которые хорошо осознают, кому в первую очередь выгоден проект Rio Tinto. «Мы становимся колонией всех великих держав», — сказал лидер протеста в деревне Горне-Недельице на северо-западе страны Небойша Петкович.

Активная поддержка проекта по добыче лития со стороны Евросоюза не укрылась от населения Сербии. По данным опросов в июле 2024 года, за вступление страны в ЕС выступали всего 40% респондентов, что почти в два раза ниже, чем в 2009 году. Обещания европейских политиков поддерживать и продвигать демократию в Сербии, которая уже давно является кандидатом на вступление в международное объединение, все больше кажутся сербам не более чем ритуальными заявлениями.

Более того, сербская оппозиция опасается того, что ЕС может проигнорировать все большее сползание страны под управлением президента Вучича и его Сербской прогрессивной партии к авторитаризму, в обмен на то, что тот подавит протесты против открытия литиевого рудника. И пока во многом так и происходит. «Евросоюз лицемерит, поскольку поддерживает диктатора в Сербии, который заблокировал судебную систему, СМИ и все остальное, но для Брюсселя это приемлемо, поскольку он [Вучич] поставит литий, в котором ЕС так остро нуждается», — сказал Петкович.

Фактически эта ситуация выгодна обеим сторонам. Вучич может продолжать обвинять Запад во всех грехах, при этом заключая с ним сделки в тех сферах, где ему это выгодно. А страны Запада же могут много лет не пускать Сербию в ЕС из-за проблемы Косово и критиковать сербского президента за нарушения на выборах, но при этом договариваться с ним там, где они могут от этого что-то получить, например, необходимой для европейской автопромышленности литий. И обе стороны не заинтересованы в том, чтобы эта ситуация кардинально менялась, поэтому при Вучиче в качестве президента этого, скорее всего, и не произойдет.

И Вучич, и Запад проявляют политический прагматизм, преследуя свои собственные интересы. Единственные же, кто находится в проигрыше – это простые сербы, которые все больше понимают, что их права никто из европейских политиков, несмотря на все громкие слова, защищать не собирается.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 66
Регистрация: 21.10.2019