To reset your password, please enter your email address or username below.

Серая зона: почему Китай проводит военные учения вокруг Тайваня?

В середине октября китайская армия начала масштабные учения вокруг Тайваня, назвав их «строгим предупреждением» «сепаратистским силам» на острове. Почему это произошло, и связано ли начало учений с недавней речью президента Тайваня Лая Циндэ? Как на действия Пекина отреагировал Вашингтон как главный союзник Тайбэя? И как будут строиться отношения «двух Китаев» дальше?

В середине октября китайская армия начала масштабные учения вокруг острова Тайвань. В учениях, получивших название «Совместный острый меч-2024Б», приняли участие сухопутные войска, флот, военно-воздушные силы и ракетные войска.

По словам официального представителя Восточной зоны боевого командования Народно-освободительной армии Китая (НОАК) Ли Си, в ходе учений китайские корабли и самолеты приблизились к острову с разных направлений и провели маневры по совместному штурму с участием разнородных ударных сил. Он подчеркнул, что военные учения станут «строгим предупреждением» «сепаратистским силам», которые стремятся к «независимости Тайваня».

А представитель МИД КНР Мао Нинг сказала, что «независимость Тайваня так же несовместима с миром в Тайваньском проливе, как огонь с водой». «Провокации со стороны сил, выступающих за независимость Тайваня, определенно столкнутся с ответной реакцией», — добавила она.

Со своей стороны министерство обороны Тайваня опубликовало заявление, в котором решительно осудило китайские учения как «необоснованную провокацию» и сообщило, что направило в район учений тайваньские вооруженные силы. А администрация президента Тайваня призвала КНР «прекратить военные провокации, которые подрывают мир и стабильность в регионе, а также перестать угрожать демократии и свободе Тайваня».

Сам же глава Тайваня Лай Циндэ написал в соцсетях, что «хотел бы заверить своих соотечественников, что власти продолжат защищать демократическую и свободную конституционную систему, оберегать демократический Тайвань и обеспечивать национальную безопасность». Кроме того, он созвал Совет национальной безопасности, чтобы обсудить возможные ответные шаги на учения КНР.

Китайские военные учения произошли всего через четыре дня после того, как президент Тайваня на празднике Двух десяток (10 октября, день основания первой Китайской Республики в 1911 году) заявил, что КНР не имеет права представлять Тайвань. Кроме того, Лай Циндэ сказал, что будет привержен «обязательству сопротивляться» аннексии страны или посягательству на ее суверенитет. «Китайская Республика [официальное название Тайваня] и Китайская Народная Республика не подчиняются друг другу», — добавил он.

Также Лай Циндэ заявил, что власти Тайваня продолжают решительно защищать суверенитет страны. «Наши усилия по поддержанию статус-кво в отношении мира и стабильности в Тайваньском проливе остаются неизменными», — сказал он.

Речь президента Тайваня предсказуемо вызвала резкую критику со стороны Пекина. Официальный представитель Канцелярии по делам Тайваня при Госсовете КНР Чжу Фэнлянь заявила, что Лай Циндэ «в очередной раз повторил свои заблуждения о «независимости Тайваня» и раскрыл «свои злонамеренные планы усилить враждебность и конфронтацию».

В тот же период высокопоставленный американский чиновник сказал DW, что Китай может использовать события праздника Двух Десяток в качестве предлога для того, чтобы провести новые военные учения. И это вполне укладывается в нынешнюю политику КНР в отношении Тайваня.

Учения 14 октября стали продолжением схожих по названию учений «Совместный острый меч-2024А», которые Китай провел вокруг Тайваня в мае этого года через несколько дней после вступления Лая Циндэ в должность президента. Представители КНР тогда назвали учения «наказанием» за сепаратистские заявления Лая Циндэ в ходе его инаугурационной речи. Кроме того, Китай также проводил масштабные военные учения в 2022 году, имитируя блокаду острова, после того как Тайвань посетила тогдашняя спикер Палаты представителей США Нэнси Пелоси.

Пока что китайские учения не перешли границу прямого вторжения, действуя в так называемой «серой зоне» – пограничной зоне между войной и миром. Эксперты считают, что учения – часть общей стратегии КНР по давлению на Тайвань без необходимости ввязываться с ним в военный конфликт, а также по нормализации самого проведения подобных военных игр.

Однако некоторые аналитики подчеркнули, что нынешние китайские учения были проведены таким образом, чтобы излишне не провоцировать США как главного союзника Тайваня на фоне скорых президентских выборов в Америке. В самом Вашингтоне заявили, что следят за учениями, и для их проведения нет никаких причин после «рутинной» речи Лая Циндэ на празднике Двух Десяток.

«Эта операция по военному давлению является безответственной и непропорциональной, и дестабилизирует ситуацию, — сказал представитель Пентагона генерал Пэт Райдер, — все заинтересованы в мире и стабильности в Тайваньском проливе, и мы продолжаем видеть рост числа стран, приверженных сохранению мира и стабильности в регионе. Мы призываем КНР действовать сдержанно и избегать любых дальнейших действий, которые могут подорвать мир и стабильность в Тайваньском проливе и в регионе в целом», — комментирует представитель Госдепартамента США Мэтью Миллер.

В условиях скорых президентских выборов в США, которые пройдут в ноябре этого года, более масштабные китайские учения могли бы расценить как агрессию против Тайваня, и больше избирателей были бы готовы проголосовать за кандидата от Республиканской партии Дональда Трампа, выступающего за усиление соперничества с КНР. Кроме того, агрессивные действия со стороны Китая могли бы подтолкнуть администрацию Байдена, при которой между двумя державами сложились достаточно стабильные отношения, к ответной эскалации, чтобы отобрать у Трампа политические очки.

По словам экспертов, другой причиной, по которой Пекин не стал устраивать более масштабные учения, является экономическая ситуация в самом Китае. «Кроме выборов в США, я подозреваю, что нынешняя экономическая ситуация не требует дальнейшей эскалации, вызванной растущей неопределенностью по обе стороны Тайваньского пролива», — сказал аналитик Колин Кох из Школы международных исследований имени С. Раджаратнама в Сингапуре.

Возможно, чтобы не провоцировать США, КНР уже вечером 14 октября объявила о завершении учений. Однако министерство обороны Китая заявило, что прошедшие учения – это вовсе не повторение майских учений «Совместный острый меч-2024А», а усиление давления на Тайвань, и новые учения могут быть проведены в будущем. «Действия Народно-освободительной армии будут усиливаться с каждой провокацией по поводу «независимости Тайваня» до тех пор, пока тайваньская проблема не будет решена полностью», — подчеркнули в ведомстве.

Однако, несмотря на все эти громкие слова, «окно возможностей» по возвращению острова, который КНР считает частью своей территории, закрывается с каждым годом. Все больше жителей Тайваня, в особенности молодых, считают себя, прежде всего, тайванцами, а не китайцами, и не поддерживают возможное присоединение своего острова к Китаю.

Кроме того, президент Лай Циндэ не скрывает не только своей приверженности суверенитету Тайваня, но и своих планов по укреплению его армии. Он пообещал увеличить расходы на вооруженные силы, продолжить строительство подводных лодок, а также укрепить отношения с США, Японией и странами Европы. А увидев столь резкую реакцию со стороны Китая на свою, по словам экспертов, достаточно сдержанную речь на празднике Двух Десяток, тайваньский лидер, скорее всего, ускорит воплощение этих планов в жизнь.

Еще до того, как Китай начал проводить учения, эксперт по Азии Совета по международным отношениям Дэвид Сакс сказал, что если КНР отреагирует на речь Лая Циндэ агрессивно, то президент Тайваня «вполне может прийти к выводу (не без оснований), что сдержанность мало что даст, и может перейти к более откровенной риторике» в отношениях между «двумя Китаями».

Кроме того, несмотря на довольно стабильные отношения с КНР при администрации Байдена, американские политики понимают, что соперничество с Китаем станет главным направлением внешней политики США в ближайшие годы. И даже если на будущих выборах победит не Трамп, а действующий вице-президент, кандидат от демократов Камала Харрис, то она все равно, скорее всего, будет укреплять отношения с Тайванем, чтобы не допустить захвата острова Китаем.

В результате у КНР остается все меньше времени на то, чтобы ее планы по присоединению Тайваня увенчались успехом. А это означает, что очередные китайские военные учения все же могут перерасти в полноценное вторжение на остров. Правда, в будущем это вторжение может стоить Китаю даже больше, чем сейчас.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 103
Регистрация: 21.10.2019