Шаровая дипломатия Байдена: провокация Китая или нелепая случайность?
История сбитого в прямом эфире китайского аэростата напоминает голливудский фильм о нашествии инопланетян: в соцсетях множились сообщения об НЛО, правительство разводило руками, военные бряцали оружием. Но случился эффект домино: приказ Байдена уничтожить аппарат привел к сближению России и Китая. Почему у американского президента не было другого выбора?
НЛО над Америкой
В конце января в Белый дом пришло тревожное сообщение из Пентагона. Военные обнаружили у западного побережья США аэростат, который приближался к государственной границе. Президент США Джо Байден собрал военных и советников, чтобы решить, как действовать дальше. В итоге решили не сбивать аппарат над территорией страны и подождать. Несколько дней все наблюдали, как шар летел над территорией Штатов с северо-запада на юго-восток. 2 февраля аэростат обнаружили уже в Монтане, где находятся американские пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет.
Жители Монтаны делились фотографиями шара и называли его НЛО. В соцсетях стали писать о нашествии инопланетян. Джо Байден не выдержал и распорядился сбить аппарат. Но военные решили подождать еще немного. К 5 февраля аппарат долетел до Южной Каролины. Истребители Северного командования американских Вооруженных сил выпустили ракету по аэростату, он затонул над территориальными водами США. На всякий случай перед началом операции в штате приостановили работу трех аэропортов. Сбитый аэростат оказался китайским.
Нашествие НЛО на этом не прекратилось. 11 февраля американские военные сбили неопознанный летательный аппарат над Аляской. Устройство было размером с «небольшую машину» и летело на высоте около 12 километров. В этот раз Байден был более расторопным и также приказал его сбить. Но власти так и не сказали, был ли сбитый аппарат очередным аэростатом. «Мы называем его объектом, потому что это лучшее описание, которое у нас есть на данным момент», — пояснил координатор стратегических коммуникаций Совета нацбезопасности США Джон Кирби.
Но и это не конец истории. 11 февраля канадский премьер-министр Джастин Трюдо заявил, что объединенные аэрокосмические силы Северной Америки сбили еще один неопознанный летательный аппарат в Канаде. В это же время Госдепартамент США рассказал о китайском аэростате: якобы тот был напичкан оборудованием для радиоэлектронной разведки и являлся частью разведывательной программы КНР. На аппарате заметили антенны и солнечные батареи, но какие именно данные собирал аэростат, так и осталось неясным. Также Госдепартамент не раскрыл название компании-производителя аппарата.
Не просто шар
Что это было? Эксперты полагают, что аэростат прилетел в США не просто так — Китай подаёт некий сигнал, только какой? Все обратили внимание на время появления аппаратов — аккурат перед объявленным визитом госсекретаря Энтони Блинкена в Китай. Визит спешно отменили, администрация Байдена демонстративно никак не комментировала инциденты. К тому же шпионаж с помощью аэростатов походит на сюжет старомодного голливудского фильма — у Китая есть множество других, более эффективных средств для сбора разведданных.
Эксперт из Совета Карнеги по этике в международных отношениях Артур Холланд Майкл предположил, что никакой тайны здесь нет. «Вполне возможно, что обнаружение и было самой целью. Китай мог использовать шар, чтобы без риска серьезной эскалации продемонстрировать свои технологические возможности для проникновения в воздушное пространство США», — заметил он. Пентагон отчитывался о реальной угрозе национальной безопасности: военные заметили, что аэростат в Монтане действует более настойчиво и подолгу зависает над некоторыми объектами.
Такой необычный выбор инструмента разведки навел аналитиков на мысль, что аэростат собирал данные, которые невозможно получить с относительно большого расстояния. Например, научный сотрудник австралийского Института Гриффита предположил, что аппарат собирал данные о системах связи и радарах: такие сведения можно получить только с близкого расстояния. Военный аналитик CNN Седрик Лейтон и вовсе заявил, что аэростат мог следить за трафиком сотовых телефонов в США. Но почти никто не пытался объяснить нашествие аэростатов случайностью — все уверены, что у Китая была какая-то определенная цель.
Впрочем, не все прилетевшие в США объекты могли быть китайскими. The New York Times логично замечает, что после появления в конце января первого аэростата американские и канадские военные стали более бдительными. Они начали фиксировать объекты, которые ранее могли пропускать. Например, после китайского вторжения Командование воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD) перенастроило свою радиолокационную систему, чтобы сделать ее более чувствительной. Ожидаемо, в результате этого количество обнаруженных объектов резко увеличилось.
Шаровая дипломатия
Китай заявил, что аппарат гражданский — его использовали в метеорологических целях. «Аэростат <…> вошёл в [воздушное пространство] США из-за форс-мажора, это была совершенно непредвиденная ситуация», — сообщили в китайском МИДе. В традиционном стиле замминистра иностранных дел страны Се Фен «сделал серьезное представление» сотруднику посольства США. «Соединенные Штаты подобными действиями нанесли серьезный удар по усилиям, нацеленным на стабилизацию китайско-американских отношений после встречи [Джо Байдена и Си Цзиньпина] на Бали, — негодовал МИД.
Белый дом столкнулся с критикой и внутри страны. Пентагон заявил, что это не первый китайский аэростат над США: как минимум три полета были зафиксированы еще при Трампе, но тогда шары летали над приграничными территориями. Представители Трампа поспешили заявить, что бывшему президенту ни о чем таком не докладывали. Республиканцы ухватились за инцидент и обвинил Байдена в медлительности: тот слишком долго думал, сбивать или нет воздушный шар. Ситуация накалялась: визит госсекретаря Блинкена в Китай был отменен, все ждали выступления Байдена.
Во время долгожданной пресс-конференции американский президент несколько раз подчеркнул, что никаких извинений не будет. «Я надеюсь, что мы с этим разберемся, но извиняться за то что мы сбили этот шар, я не собираюсь», — сказал он во время выступления. Байден пообещал обсудить инцидент с китайским лидером Си Цзиньпином. «Нам нужен с Китаем не конфликт, а конкуренция. Мы не хотим новой Холодной войны. Но я не извиняюсь», — добавил американский президент, чтобы все уж точно запомнили его отказ от извинений.
Слова Байдена не прояснили ситуацию: он так и не рассказал, что это был за аэростат и как его обнаружили, чем он занимался и почему череда инцидентов внезапно прекратилась. Надежды журналистов не оправдались, а вопросов стало еще больше. Более интригующими в его выступлении были слова о других сбитых объектах — президент США сообщил, что тоже не знает, какова их природа. «Мы пока точно не знаем, что это были за объекты. Сейчас ничего не указывает, что они были связаны с программой шпионских аэростатов Китая или… с инструментами слежения других стран», — признался Байден.
Блинкен и Ван И
Параллельно с пресс-конференциями Белый дом проводил закрытые брифинги для конгрессменов, которые можно было и не засекречивать, иронизируют оппоненты Байдена. Лидер республиканцев в Сенате Митч Макконнелл заявил, что «никогда не был на брифингах, где узнал бы так мало». Недовольство конгрессменов так встревожило Белый дом, что после пресс-конференции Байден дал интервью NBC News, в котором подчеркнул, что не верит в желание Китая испортить отношения из-за инцидента. «Я думаю, последнее, чего хочет Си, — это коренным образом разорвать отношения со Штатами и со мной», — уверял президент.
Такое миролюбивое настроение Байдена не вязалось с другими событиями: Блинкен отменил поездку в Пекин, а министр обороны США Ллойд Остин пытался связаться со своим китайским коллегой, однако никак не мог дозвониться — с ним не захотели разговаривать. Но впереди была Мюнхенская конференция по безопасности, на которой должны присутствовать по статусу и Блинкен, и глава канцелярии Комиссии по иностранным делам Компартии Китая Ван И. Это была первая дипломатическая встреча на верхах после инцидента с аэростатом, и она не сулила ничего хорошего. Так и произошло.
Блинкен пошел в атаку и заявил своему китайскому коллеге, что полеты шпионских шаров больше никогда не должны повторяться. Также госсекретарь США предостерег Пекин от планов «материальной поддержки» России в украинском конфликте, которые, как Блинкен предполагает, Китай «решительно» рассматривает. Ван И за словом в карман не полез и ответил, что США должны устранить ущерб, который нанесли «неизбирательным применением силы», еще раз напомнив, что это всего лишь заблудившийся метеозонд. Разговора не получилось, каждая сторона осталась при своем мнении.
Журналисты заметили, что дипломаты перешли ту черту, до которой китайско-американские отношения редко опускались — со времен Никсона, который первым из президентов прилетел в Китай и наладил канал связи между Вашингтоном и Пекином. Блинкен сообщил, что так и не дождался от господина Вана извинений, что еще больше возмутило китайскую прессу: кто тут перед кем должен извиняться. Ван И собрал в Мюнхене журналистов и назвал реакцию Штатов на китайский зонд «истерической». Блинкен пообещал показать всему миру доказательства планов Китая помогать России оружием.
Хитрый ход Китая
Несмотря на давнее знакомство с Ван И, Блинкен выразился крайне жестко в отношении действий Китая. «Совершенно ясно, что есть то, что Китай не может делать и что ему не следует делать. Под этим мы имеем в виду предоставление России военной техники или систематический обход санкций, которые призваны оказывать давление на Россию, чтобы положить конец этой агрессии»,— заявил госсекретарь США.
После дипломатической перепалки, к неудовольствию Блинкена, Ван И, прямиком отправился в Москву. Белый дом неслучайно стал подозревать Китай в попытках помочь России: источник The Wall Street Journal сообщает, что Си Цзиньпин собирается в ближайшие месяцы посетить Москву. На встрече с Путиным Ван И сообщил, что Китай до конца февраля представит мирный план урегулирования украинского конфликта. Bloomberg сообщало, что план включает призыв к прекращению поставок оружия ВСУ. Что бы ни говорил Ван И, в Белом доме зорко следят за контактами между Пекином и Москвой.
Не верят китайскому чиновнику и американские аналитики. Например, китаевед, сотрудник Rhodium Group Ноа Баркин заявил, что Ван И пытается обвинить США «во всех бедах». «Цель состояла в том, чтобы изобразить усилия США по введению ограничений на торговлю с Китаем и мобилизации военной поддержки обороны Украины как втягивание Европы в новую Холодную войну», — считает Баркин. Прохладные отношения между Россией и Пекином — лишь риторический прием, говоря громкие слова о скорейшем мире, Китай пытается перехватить инициативу у США на любых возможных площадках.
Тогда инцидент с аэростатом выглядит как легкий дипломатический укол, который несет глубокий смысл. В администрации Байдена думают, что Китай не просто так решил показать, на что способны его шары-шпионы. КНР чувствует себя все более изолированно после различных событий за последние месяцы. Япония — традиционный оппонент Китая в регионе — обязалась увеличить свои военные расходы. Американцы получили больше прав на филиппинские базы, успели заключить новое военно-технологическое соглашение с Индией, ограничили продажи чипов в Китай и создают тихоокеанский альянс с Австралией, Новой Зеландией и Великобританией.
Байден меж двух огней
Больше всего потерял от ситуации с шпионскими шарами Байден. Инцидент произошел в тот момент, когда США и Китай пытались выстроить диалог и начать робкую нормализацию отношений. За последние года США и КНР не раз «бряцали оружием», включая напряженность в Тайваньском проливе. Нарастало экономическое противостояние: Штаты планомерно вводят санкции против китайских компаний, которых подозревают в связях с правительством КНР и военно-промышленным комплексом страны. В ноябре 2022 года на саммите G20 Байден и Си Цзиньпин попытались одуматься и все исправить.
Но инцидент с шаром буквально поразил США. Вторжение аппарата в воздушное пространство страны, многочисленные ролики в соцсетях, уничтожение аэростата в прямом эфире — все это представило китайскую угрозу реальной, и ни о какой нормализации отношений уже не могло быть и речи. Наверняка, поэтому Байден так медлил с приказом сбить аэростат — его администрация понимала, что после этого решения возврата к прежней попытке диалога уже не будет. Но и отказываться поразить цель — сыграть на руку оппонентам-республиканцам, которые так и ждут очередного провала политики Байдена.
Пик враждебности во время его президентства — это визит спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси на Тайвань. Было понятно, что ее полет под прицелом китайских ракет —самый низкий уровень отношений между странами, та черта, которую переходить нельзя. В случае новых провокаций Китай найдет полное взаимопонимание у главного международного антиамериканиста — России. Так и произошло: теперь неважно, был ли полет аэростата спланированным или это все-таки досадная случайность — сразу после его уничтожения контакты между Москвой и Пекином активизировались.
Байден входит в третий год своего президентства не в лучшей форме: с января Палата представителей перешла в руки республиканцев. Это значит, что оппоненты американского президента будут использовать любую возможность, чтобы упрекнуть Белый дом в слабости и нерешительности. Это вынуждает Байдена демонстрировать напускную жесткость в отношении и России, и Китая, как бы на самом деле ему ни хотелось. Впереди его ждет предвыборная гонка — и китайский фактор станет еще более значимым. Остается вопрос, понравятся ли избирателям рассуждения о новой глобальной войне, когда мы еще старую не закончили.