Шаткое перемирие: Израиль и «Хезболла» не могут воевать и не хотят уступать
Израиль и «Хезболла» достигли соглашения о прекращении огня, которое должно положить конец продолжающимся боям на израильско-ливанской границе. Однако это решение вызывает серьезные споры как внутри Израиля, так и на международной арене: эксперты и политики сомневаются в его способности обеспечить долгосрочный мир и безопасность в регионе.
Израильское правительство одобрило предложение премьера Биньямина Нетаньяху о прекращении огня, которое остановит боевые действия между Израилем и «Хезболлой». Согласно соглашению, Израиль постепенно выведет свои оставшиеся силы из Ливана в течение следующих 60 дней, в то время как «Хезболле» не будет позволено закрепиться вблизи израильской границы между «голубой линией» — неофициальной границей между Израилем и Ливаном — и рекой Литани, находящейся примерно в 30 км от границы. Эту территорию должны будут взять под свой контроль войска ливанской армии.
Ранее, начиная с 24 ноября, группировка усилила обстрелы израильской границы, по данным ЦАХАЛ, «Хезболла» выпустила более 200 ракет по территории страны. Сам Израиль в последние недели придерживался тактики «переговоры под огнем», при этом активно разрушая приграничную инфраструктуру. Вероятно, таким образом командование ЦАХАЛа пыталось создать непригодную для проживания нейтральную зону вдоль всей границы.
Во время телевизионного обращения президент США Джо Байден объявил, что прекращение огня вступит в силу в 4 утра 27 ноября, добавив, что соглашение было «разработано как постоянное прекращение боевых действий». Нетаньяху заявил, что перемирие необходимо Израилю, чтобы сосредоточиться на иранской угрозе, изолировать ХАМАС и пополнить запасы оружия.
Главное требование Израиля — это уход «Хезболлы» с приграничных территорий южного Ливана, чтобы устраниться угрозу для израильских общин по другую сторону границы. Также Нетаньяху планирует получить право на передислокацию внутри Ливана, если «Хезболла» все-таки вернется в южные приграничные регионы. Вероятность этого даже после заключения перемирия высока: закрепившись на естественных высотах, боевики могут без особого труда обстреливать израильские общины.
«Хезболла» неоднократно нарушала предыдущие соглашения, в частности, резолюцию 1701 Совета Безопасности ООН, которая положила конец полномасштабному конфликту 2006 года. Вопреки требованиям, «Хезболла» за первые десять лет смогла нарастить и усовершенствовать ракетный арсенал, а в приграничных районах выстроила мощную военную инфраструктуру.
По данным израильских СМИ, в рамках обсуждаемой сделки администрация президента США согласилась передать Израилю письменные гарантии, которые должны закрепить за ЦАХАЛом бессрочное право на использование силы против «Хезболлы» в том случае, если группировка нарушит мирную инициативу. Нарушением будет считаться переброска боевиков к границе и контрабанда тяжелого вооружения.
По данным Axios, американские власти сильно надавили на Нетаньяху для скорейшего заключения перемирия. Спецпосланник США Амос Хокстайн, медиатор между Израилем и Ливаном, пригрозил израильскому премьеру отказаться от посреднических усилий в том случае, если он не согласится на сделку в ближайшие дни.
Не все политические силы в Израиле поддержали план перемирия. Представители право-религиозного крыла в израильской правящей коалиции выступили против заморозки боевых действий, объяснив это тем, что шиитская группировка близка к разгрому. Министр национальной безопасности Израиля Итамар Бен-Гвир выступил с требованием к премьер-министру отклонить предложение США, назвав план «серьезной ошибкой».
Воплощение деталей мирного плана до сих пор неясно. Участие ливанской армии как миротворческой силы не выглядит прочной гарантией: у нее просто нет материальных ресурсов и такого количества обученных солдат, чтобы эффективно охранять южные регионы страны. К тому же, может сложиться ситуация, когда ливанские военные откажутся противостоять «Хезболле», что уже не раз случалось в истории.
Боевые действия привели к перемещению более миллиона ливанцев и десятков тысяч израильтян, были убиты более 3 тысяч человек. По подсчетам Армии обороны Израиля, свыше 60 тысяч гражданских лиц находится в эвакуации. Многие эвакуированные по обе стороны границы не хотят возвращаться в родные места, поскольку не чувствуют себя в безопасности, а в гарантии защиты не верят. Опросы общественного мнения в Израиле показывают, что более 80% израильтян, поддерживающих Нетаньяху, выступают против мирного соглашения.
Несмотря на военные успехи и в Ливане, и в Газе, правительство Нетаньяху не смогло получить дипломатических выгод из этих операций и увязло в международных противоречиях. Главным репутационным ударом для кабинета стала выдача Международным уголовным судом (МУС) ордеров на задержание Нетаньяху и бывшего министра обороны Израиля Иоава Галанта: обоих подозревают в преступлениях против человечности во время операции израильских войск в секторе Газа.
По мнению экспертов, перемирие не окажет большого эффекта на продолжающуюся войну в Газе. Маловероятно, что под влиянием ливанского союзника лидеры ХАМАС согласятся покинуть Газу. Возможно, что израильское правительство продолжит настаивать на полном уничтожении группировки, даже несмотря на то, что израильские генералы предупреждают о невыполнимости такой цели. Как в случае с ХАМАСом, «Хезболла» также не может быть уничтожена — и обе группировки, растерявшие свой военный потенциал, восстановят его в любом случае при уходе израильской армии из Газы и южного Ливана.