Смещаемся вправо: как ультраправые в Европе выиграли от победы Трампа на президентских выборах?
Сразу после победы Дональда Трампа на президентских выборах 5 ноября на него посыпались поздравления со стороны крайне правых европейских политиков, включая венгерского премьера Виктора Орбана. Но как европейские правые радикалы выиграли от победы Трампа? И усилятся ли теперь позиции Орбана как главного союзника Трампа в Европе?
«Доброе утро, Венгрия! На пути к прекрасной победе», — написал 6 ноября в соцсетях премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, когда стало ясно, что Дональд Трамп, скорее всего, одержит победу на президентских выборах в США, — дело в шляпе!».
Орбан стал первым европейским лидером, поддержавшим президентскую кампанию Трампа в 2016 году, и является его давним союзником и другом. Он также стал единственным европейским лидером, который открыто поддержал его нынешнюю попытку вновь вернуться в Белый дом.
Однако Орбан был не единственным из европейских ультраправых политиков, кого обрадовала победа Трампа. В частности, глава нидерландской право-популистской Партии свободы Герт Вилдерс, чья партия одержала победу на парламентских выборах в 2023 году, и которого называют «голландским Трампом», призвал избранного президента США «никогда не останавливаться, всегда продолжать бороться и побеждать на выборах».
Кроме того, премьер-министр Италии, лидер ультраправой партии «Братья Италии» Джорджия Мелони заявила о «непоколебимом союзе, общих ценностях и исторической дружбе» между Вашингтоном и Римом.
Также победу Трампа как победу для Европы охарактеризовал вице-премьер Италии, один из лидеров право-популистской партии «Лига» Маттео Сальвини. Он приветствовал «великое возвращение» Трампа и сказал, что на посту президента США тот «может принести лишь пользу Италии, Европе и всему миру».
А сопредседатель немецкой крайне правой партии «Альтернатива для Германии» («АдГ») Алис Вайдель заявила, что результаты выборов в США стали отказом от «пробудившегося» Голливуда. Также один из депутатов от «АдГ» Зигберт Дрезе пожелал Трампу «всего наилучшего» в этот «счастливый день».
Кроме того, по словам другого депутата от «АдГ» и члена парламентского комитета по иностранным делам Штефана Койтера, если ультраправые войдут в правительство Германии по результатам следующих парламентских выборов, то «можно предположить, что мы отлично сработаемся с администрацией Трампа». «У нас хорошие личные контакты с членами команды Трампа», — сказал он, добавив, что «АдГ» принимала «большую делегацию» «Молодых республиканцев» (организация для членов Республиканской партии США в возрасте от 18 до 40 лет) ранее в этом году.
Европейские правые радикалы согласны с Трампом в его жесткой позиции по поводу миграции, оценках спада в экономике, неприязненном отношении к элитам и откровенном презрении к международным институтам. Поэтому они считают, что победа их союзника по борьбе с «леволиберальными» ценностями – это тенденция, которая вполне может распространиться и в Европу.
«У победы Трампа будут последствия для ультраправых в ЕС», — сказал аналитик European Policy Centre Хавьер Карбонелл. «Мы знаем, что есть эффект нормализации для избирателей, которые будут чувствовать себя более комфортно, голосуя за крайне правых, или более счастливыми, голосуя за подобные партии», — добавил он, — это, конечно, приведет к росту влияния этих партий в Евросоюзе».
А профессор политологии из Гентского университета в Бельгии Хендрик Вос сказал, что европейские политики, которые утверждают, что им выгодна победа Трампа, разделяют его взгляды на миграцию и традиционные ценности, а также стиль поведения в политике.
«Они ведут себя неоднозначно, яростно атакуют своих политических оппонентов и максимально усложняют жизнь оппозиции. Они нарушают правила демократической политики, и за это Орбана и Сальвини регулярно критикуют в Европе, — добавил Вос, — поскольку Трамп стал президентом в США, они воспримут это как доказательство своей правоты».
Кроме того, некоторые европейские лидеры рассматривают победу Трампа как возможность усилить свои личные позиции на международной арене. Так, по словам депутата от «Братьев Италии» Андреа Ди Джузеппе, успех Трампа на выборах укрепляет позиции Джорджии Мелони, «потому что сейчас именно Мелони будет играть главную роль в Европе. Когда дело доходит до сотрудничества с Трампом, она является единственным консерватором среди лидеров государств-основателей ЕС и крупных европейских экономик, и ее подход очень схож с трамповским».
Победа Трампа представляет собой «новый подход в политике для США и их союзников в Европе», заявил Ди Джузеппе. «Европа должна адаптироваться и осознать, что сила исходит от народа», — добавил он.
То же самое характерно и для венгерского премьера Виктора Орбана. После победы Трампа из лидера страны, фактически ставшей изгоем в Европе благодаря своей авторитарной политике и дружественным отношением с Россией, он в одночасье превратился в главного «заклинателя» нового американского президента.
И сразу же после президентских выборов в США в Венгрии, которая сейчас является государством-председателем Совета ЕС, 7-8 ноября прошел саммит Европейского политического сообщества, в котором приняли участие более 40 европейских лидеров. «Вся Европа здесь», — написал по этому поводу Орбан в соцсетях.
«Нам всегда говорят, что мы изолируем себя», но 47 европейских лидеров поспешили прибыть в Будапешт, включая украинского президента, заявил пресс-секретарь правящей венгерской партии «Фидес» Тамаш Менцер.
«У нас большие планы на будущее!», — написал Орбан после победы Трампа. В ответ на вопрос, что это за планы, депутат от «Фидеса» Андраш Ласло, заявил, что премьер специально оставил их «неопределенными». По его словам, Трамп и Орбан в целом продолжат свое сотрудничество с первого президентского срока, «чтобы помочь преследуемым христианам по всему миру, а также продвигать политику и решения, направленные на прекращение нелегальной иммиграции».
После победы Трампа венгерский премьер «приобрел статус, который ему нравится больше всего: моста» между Европой и США, сказал историк из Флорентийского университета Стефано Боттони. Так, выступая перед другими европейскими лидерами 7 ноября, Орбан подчеркнул важность «трансатлантических отношений» для урегулирования конфликта между Россией и Украиной.
По словам бывшего члена Еврокомиссии Тьерри Бретона, венгерский премьер действительно, скорее всего, станет главным контактом Трампа в Европе. Кроме того, политический аналитик Political Capital Institute Петер Креко сказал, что Орбан становится «все более важной фигурой в глазах американских республиканцев, и это, безусловно, положительный факт для него», и он может использовать это себе на пользу.
Для Орбана победа Трампа представляет возможность переопределить само понятие Запада, чтобы на место прежней коалиции стран во главе с США, объединенных общими либеральными идеалами, пришло более свободное объединение государств, в которой доминируют консервативные ценности. «Это подчеркивает его нарратив о возрождении другого Запада, где Трамп находится во главе, а западные страны следуют за ним», – сказал руководитель исследований аналитического центра Stiftung Wissenschaft und Politik Николай фон Ондарза.
Кроме Венгрии, в состав этого «обновленного Запада» вполне могут войти Италия и Австрия, которых возглавляют идеологически близкие Трампу Джорджия Мелони и Карл Нехаммер, а также Словакия во главе с союзником Орбана премьер-министром Робертом Фицо. Кроме того, к нему может присоединиться и Чехия, к власти в которой в следующем году вполне может вернуться лидер право-популистской партии ANO Андрей Бабиш. Также на выборах в Германии в 2025 году могут одержать победу консерваторы из Христианско-демократического союза/Христианско-социального союза (ХДС/ХСС), которые по своим позициям близки Трампу.
Вполне возможно, что теперь, приобретя важного союзника в Вашингтоне, Орбан займется созданием коалиции стран, чтобы серьезно изменить ситуацию в Европе. Кроме того, он наверняка вновь предложит пересмотреть поддержку Украины, с чем США при Трампе, который тоже хочет сократить объемы помощи Киеву, могут согласиться. Вашингтон также способен поддержать призывы Орбана к прекращению огня на территории Украины.
С самого начала российско-украинской войны венгерский премьер выступал против поставок оружия Киеву и несколько раз говорил, что Трамп, придя к власти, может добиться прекращения огня «за 24 часа». «Если произойдет то, чего мы ожидаем, и Америка станет сторонницей мира, то Европа не сможет оставаться сторонницей войны», — заявил он еще 3 ноября, подразумевая победу Трампа на выборах.
В то же время, не стоит забывать о том, что сам Трамп в своей предвыборной кампании ставил на первое место защиту интересов США, а вовсе не помощь союзникам, даже сколь угодно консервативным, в Европе. Платформа Республиканской партии гласит «Америка превыше всего», и в ней сказано, что прежние американские лидеры переносили рабочие места за границу и «слепо верили в песнь сирены глобализма».
«Если Трампу придется выбирать между интересами США и интересами Венгрии или Италии, то он всегда будет отдавать приоритет первым», — сказал Хендрик Вос, добавив, что Орбану и Сальвини не стоит ожидать от нового американского президента никаких поблажек.
Более того, если Трамп, например, как и обещал, повысит пошлины на импорт немецких автомобилей, то это может ударить и по венгерской экономике. «С дипломатической точки зрения [победа Трампа] повышает авторитет (Орбана), но с точки зрения экономики трудно понять, как она может принести Венгрии реальные преимущества», – сказал Петер Креко.
Однако в условиях, когда крупнейшие державы Европы, включая Францию и Германию, ослабевают из-за политического кризиса и экономических проблем, победа Трампа может привести к усилению позиций других стран, которые станут его союзниками, например, Венгрии и Италии. И когда Трамп покинет президентский пост в 2029 году, он может оставить за собой совсем другую Европу с другими политиками во главе.