Спортивный бан для Беларуси и санкционный калькулятор
Соучастие в так называемой в специальной военной операции на стороне России аукнулось Беларуси санкциями в самых разных сферах. Кроме прочего, власти республики подсчитывают потери в спорте. А это вопрос болезненный лично для Александра Лукашенко, который даже имеет свою хоккейную команду, более 20 лет руководил Национальным олимпийским комитетом и только в 2021 году оставил этот пост своему старшему сыну Виктору. Между тем, потери от спортивных санкций, кроме проблем с соревновательной практикой и имиджем, еще и финансовые.
В конце 2022 года Международный олимпийский комитет принял решение о продлении санкций в отношении России и Беларуси, введенных в феврале. Две страны-союзницы не смогут проводить у себя турниры под эгидой МОК, а их спортсмены – участвовать в международных соревнованиях за рубежом под государственными флагами. Впрочем, есть возможность соревноваться в нейтральном статусе.
Таким образом, на летней Олимпиаде-2024 во Франции полноценных команд Беларуси и России не будет. Да и атлетов с нейтральном статусом приедет на Игры, судя по всему, немного, так как необходимо еще завоевать олимпийские лицензии на тех же самых международных отборах. Кроме того, уже в январе этого года стало известно, что Минск и Москва не получат прав на трансляцию Олимпийских игр вплоть до 2032 года.
Кстати, первые спортивные санкции в отношении Беларуси были приняты Международным олимпийским комитетом еще до войны – после брутального подавления массовых протестов 2020 года. Тогда из-за преследования спортсменов за их политическую позицию Национальный олимпийский комитет Беларуси лишился финансирования по линии МОКа.
По словам бывшего генсекретаря НОКа Беларуси и сотрудника Администрации Лукашенко Анатолия Котова, подавшего в отставку в 2020 году, речь о деньгах, которые шли на различные проекты – от олимпийского образования до финансирования подготовки отдельных команд, курсов для тренеров, медицинского персонала из числа спортивной медицины:
«Суммы год от года разнятся – все зависит от активности МОКа, но Белорусский национальный олимпийский комитет по всем программам, если очень постараться, мог получать миллионы долларов в год.»
Впрочем, после введения новых санкций за военную соагрессию против Украины частично отпала необходимость изыскивать потерянные средства. Хотя особой проблемы для властей Беларуси здесь нет — это делалось и делается в добровольно-принудительном порядке за счет бизнес-спонсоров.
Яркий и свежий пример: осуждение в прошлом году председателя правления одного из банков за уклонение от уплаты налогов. Инсайдеры говорят, что в этом деле замешана околоспортивная политика. Банкира арестовали и завели дело после того, как он отказался спонсировать хоккейное минское «Динамо» в Континентальной хоккейной лиге – турнире, который можно назвать российским аналогом НХЛ. После оглашения приговора банк появился-таки среди партнеров команды.
Между тем, министр спорта Беларуси Сергей Ковальчук утверждает, что от санкций белорусский спорт в соревновательном плане не потерял, а в экономическом – и вовсе стал существенно экономить. В недавнем интервью журналу НОКа «TEAM BY» он заявил ни больше ни меньше о позитиве благодаря санкциям. Логика у министра такая:
«Россия – великолепный соревновательный плацдарм, по своей территории она в разы больше Европы. Да, там 50 государств, но в России 86 регионов! Что мы теряем? Ничего. В РФ все виды спорта находятся на уровне выше среднемировых, и постоянные выступления, конкуренция с российскими атлетами, проведение совместных тренировочных сборов — это получение огромной практики и невероятная польза.
Если в 2021 году в соревнованиях в Беларуси участвовали 1803 представителя России, а наших в Российской Федерации — 595, то за неполный 2022-й эти цифры выросли многократно: 3797 наших участников в России и 5214 российских атлетов у нас. Это говорит, в том числе и о том, что все базы загружены, объекты инфраструктуры используются, соревнования проходят.
Что касается экономической стороны, то «дорогих перелетов в Европу, затрат на проживание, сборы и питание там не стало, всего этого в статье расходов больше нет. Своими спортсменами мы постоянно загружали зарубежные базы и спортивные объекты, везли им прибыль, в то время как нам проводить престижные и прибыльные состязания не давали.»
Белорусские власти уже подсчитывают некоторые потери от запрета на проведение международных соревнований на территории страны. Некоторые цифры были озвучены в конце 2022 года на заочном суде в отношении исполнительного директора Белорусского фонда спортивной солидарности Александра Опейкина и одной из его основателей, трехкратной олимпийской медалистки в плавании Александры Герасимени. Как раз эта организация добивалась введения спортивных санкций.
По мнению следствия, своими действиями основатели фонда причинили вред национальной безопасности республики в политической и социальной сферах, нанесли ущерб репутации спортивного руководства республики, а также сорвали проведение в Беларуси чемпионата Европы по велосипедному спорту на треке, чемпионата мира по хоккею с шайбой 2021 года и чемпионата мира по современному пятиборью 2021 года.
Общий материальный урон, нанесенный Герасименей и Опейкиным, был оценен в 853 тысячи белорусских рублей (это около 325 тысяч долларов). Однако это калькуляция прямых потерь согласно жалобам ряда истцов. Например, учреждения «Белспортобеспечение». Им был оплачен взнос в размере 200 тысяч евро в связи с намерениями Беларуси провести чемпионат Европы по велосипедному спорту. Однако от европейских структур было получено письмо с информацией об отмене соревнований, а взнос при этом не возвращался.
Что касается упущенных выгод, например, из-за отмены чемпионата мира по хоккею в позапрошлом году. Судить о них можно по сумме, которую Беларусь заработала, проведя аналогичный турнир в 2014 году. Тогда речь шла о более чем 14 миллионах евро.
Опейкин и Герасименя были осуждены заочно на 12 лет колонии каждый. Кроме того, суд конфисковал имущество бывшей пловчихи в счет погашения гражданского иска, включая средства на банковских счетах, квартиру, автомобиль, машиноместо и бытовую технику. Отметим, что это был вообще первый заочный приговор в рамках свежевведенной практики спецпроизводства против противников режима Александра Лукашенко, находящихся за границей.
Кстати, в скором времени санкции могут коснуться персонально тех спортсменов и спортивных функционеров, которые поддерживают вторжение России в Украину. Представители Фонда спортивной солидарности вошли в состав рабочей группы по вопросам «модернизации» спортивных санкций при Верховной Раде Украины. Она, в частности, занимается созданием санкционного списка.
В нем фигурируют такие белорусские чиновники от спорта, как упомянутый министр спорта, члены НОКа, председатели ряда федераций отдельных видов спорта, а также действующие спортсмены, которые могли бы завоевать медали на грядущей летней Олимпиаде-2024. Но не смогут этого сделать даже в нейтральном статусе. Так как вероятные санкции предполагают, как минимум визовый бан.
Зато Министерство спорта Беларуси сможет отрапортовать об очередной экономии на призовых выплатах государства за олимпийские медали. А если серьезно, то, учитывая долгосрочные намерения МОКа в отношении белорусского и российского спорта, санкционный калькулятор продолжит работать.