To reset your password, please enter your email address or username below.

Стабильность по наследству: какие отношения с Китаем Байден оставит своему преемнику

В середине ноября этого года лидеры США и Китая встретились на полях саммита АТЭС в Перу. Это стало последней встречей Си Цзиньпина и Джо Байдена в качестве президента США. Какие отношения между двумя сверхдержавами сформировались за президентский срок Байдена, и какое наследие он оставит Трампу?

16 ноября президент США Джо Байден и председатель КНР Си Цзиньпин встретились на полях саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в столице Перу Лиме. Для Байдена это стало последней встречей с Си Цзиньпином в качестве американского президента, и фактически завершением их 15-летних отношений, начало которым было положено, еще когда Байден занимал пост вице-президента в администрации Барака Обамы.

В начале встречи оба лидера назвали отношения между их державами «важнейшими» во всем мире, отметив, что при неправильном подходе они легко могут перерасти в глобальный подход. За закрытыми дверями они также обсудили разногласия между странами, которые останутся актуальными и после прихода на пост президента США Дональда Трампа в январе следующего года.

Кроме того, Байден и Си Цзиньпин договорились, что США и КНР не будут передавать контроль над ядерным оружием в руки искусственного интеллекта, и добились определенного прогресса по вопросу освобождения двух американских граждан, находящихся в китайской тюрьме, которых Госдепартамент считает «задержанными незаконно».

Соглашение по ИИ стало настоящим прорывом, поскольку за четыре года президентства Байдена Вашингтон неоднократно предлагал Пекину различные инициативы в сфере безопасности и нераспространения ядерного оружия, но получал отказ. Так, Китай в июле этого года отменил заседание рабочей группы по контролю над ядерным оружием в знак протеста против продажи США оружия Тайваню, который Пекин считает частью своей территории.

По словам советника президента США по национальной безопасности Джейка Салливана, заключенное соглашение обязывает обе страны обеспечить, чтобы «решения об использовании ядерного оружия принимали люди». Он добавил, что документ стал важным первым шагом для США и Китая в устранении стратегического риска в долгосрочной перспективе.

Также Байден призвал Си Цзиньпина, чтобы тот оказал давление на Северную Корею для ограничения ее поддержки России в войне с Украиной. Поскольку встреча двух лидеров стала последней для него в качестве президента США, то на ней неизбежно должна была зайти речь о том, какие отношения сложились между Вашингтоном и Пекином за годы его президентства, и какое наследие он оставит Трампу.

Так, председатель КНР отметил, что американо-китайские отношения за время президентства Байдена «пережили взлеты и падения», особенно подчеркнув свое недовольство ограничениями на экспорт передовых технологий, которые были введены администрацией Байдена. Они, в частности, затрагивают оборудование для производства современных полупроводников и чипов, а также технологий, использующихся в гиперзвуковых ракетах и системах наблюдения.

В то же время Си Цзиньпин заявил, что стабильные отношения между Китаем и США «имеют решающее значение для обеих стран и мира в целом». Он также подчеркнул, что «КНР готова работать с новой американской администрацией для поддержания контактов, расширения сотрудничества и разрешения разногласий, чтобы стремиться к плавному переходу в отношениях между двумя странами на благо их народов… Цель Китая – стабильные, здоровые и устойчивые отношения с США – остается неизменной».

Со своей стороны Байден признал, что между ним и Си Цзиньпином всегда были разногласия, но добавил, что дискуссии с лидером Китая были «откровенными» и «честными». Он также отметил, что стратегическое соперничество между двумя сверхдержавами не должно перерасти в войну. «Наши две страны не могут позволить, чтобы конкуренция между ними переросла в конфликт. Это наша ответственность, и за прошедшие четыре года, я думаю, мы доказали, что это возможно», — сказал президент США.

Целью Байдена в ходе встречи с Си Цзиньпином было подчеркнуть важность стабильных отношений с КНР в ходе передачи власти следующему американскому президенту, а также попытаться закрепить успехи, достигнутые на предыдущих переговорах с лидером Китая, в том числе по таким вопросам, как борьба с наркотиками и проблема изменения климата. И судя по важному соглашению об ИИ в области ядерного оружия, которое заключили стороны на встрече, ему это в целом удалось.

Что же касается самих отношений с Пекином, то во время президентства Байдена американская администрация стремилась к тому, чтобы «ответственно контролировать» соперничество с ним после резкой эскалации противостояния при Трампе. И здесь ей это тоже в значительной степени удалось. Так, в ходе встречи лидеры США и Китая подчеркнули, что им удалось достичь прогресса в снижении напряженности по таким вопросам, как торговля и проблема Тайваня.

Кроме того, во время президентства Байдена двум сверхдержавам удалось создать прямые каналы коммуникации между ними, в том числе, благодаря нескольким личным встречам их лидеров. В ходе встречи американский президент также подчеркнул важность таких контактов.

«Что сделало их отношения [Байдена и Си Цзиньпина] эффективными, так это способность быть абсолютно откровенными друг с другом, даже если они расходятся во мнениях. Эта честность, прямота — и даже иногда резкости — сыграла ключевую роль в том, чтобы помочь нам преодолеть сложные периоды», — заявил по этому поводу Джейк Салливан.

Однако с возвращением к власти Трампа в январе следующего года ситуация может измениться. Аналитики считают, что при нем американо-китайские отношения вновь могут стать нестабильными, в том числе из-за его обещаний поднять пошлины на импорт китайских товаров.

Трамп пообещал ввести пошлины в размере 60% на весь импорт из КНР. Он также заявил, что назначит на важные посты в своей администрации «ястребов» в отношении Китая. Так, новым госсекретарем при нем должен стать яростный критик КНР Марк Рубио, против которого Пекин ввел санкции, советником президента по национальной безопасности – Майк Уолтц, а директором ЦРУ – Джон Рэтклифф (оба также критиковали Китай).

На встрече с Байденом Си Цзиньпин, вероятно, в качестве предупреждения будущей администрации Трампа, заявил, что продуктивные отношения между США и Китаем окажутся под угрозой, если одна из сторон предпримет шаги, чтобы «заняться злонамеренной конкуренцией и нанести вред друг другу». Также он подчеркнул, что «новая Холодная война не должна начаться, и в ней не будет победителей», и предупредил, что «сдерживать КНР – неразумно, неприемлемо и обречено на провал».

Главная проблема, которая беспокоит Китай – это непредсказуемость нового президента США, от которого Пекин может ожидать чего угодно. «Китайские власти готовы к переговорам и сделкам, и, вероятно, надеются на ранний контакт с администрацией Трампа для того, чтобы обсудить возможные соглашения, — сказала управляющий директор Индо-Тихоокеанской программы «Германского фонда Маршалла» Бонни Глейзер, — однако, в то же время, они готовы к ответным мерам, если Трамп настаивает на том, чтобы ввести более высокие пошлины против Китая».

Она добавила, что власти КНР, возможно, также «беспокоит то, что у них недостаточно надежных неофициальных контактов для влияния на политику Трампа». Собственно, сейчас в Пекине открыто ведутся разговоры о том, можно ли будет через альтернативные каналы, например, через Илона Маска, которого должны назначить главой департамента в новой администрации, связанного с Трампом генерального директора компании Blackstone Стивена Шварцмана, или зятя будущего президента Джареда Кушнера, смягчить жесткую позицию Трампа в отношении Китая.

И на это есть определенный шанс, поскольку во время своего первого президентского срока Трамп пытался наладить отношения с Си Цзиньпином, стремясь заключить выгодные торговые соглашения и добиться прогресса в других сферах сотрудничества. Однако этому помешали торговые споры, переросшие в полноценную торговую войну, а также разногласия между США и КНР в период пандемии коронавируса. Поэтому, возможно, и в этот раз Трамп будет готов договариваться с Китаем в тех сферах, которые его интересуют, а также не пойдет на резкое обострение противостояния с ним, по крайней мере, сразу.

За четыре года своего президентства Джо Байдену удалось сформировать стабильные отношения с КНР, в рамках которых две сверхдержавы соперничали друг с другом, но без резких обострений, грозящих перерасти в полноценный конфликт между ними. И именно это наследие он передаст Трампу. Однако при новом президенте американо-китайские отношения вновь могут стать нестабильными, что грозит большими проблемами не только для Вашингтона и Пекина, но и для всего мира в целом.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 111
Регистрация: 21.10.2019