To reset your password, please enter your email address or username below.

Стабильные отношения: как визит Салливана отразится на американо-китайских связях?

В конце августа этого года советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан прилетел с визитом в Китай, где встретился с председателем КНР Си Цзиньпином. Он стал первым советником американского лидера по нацбезопасности, прибывшим в Поднебесную с 2016 года. Чего Салливану удалось добиться в ходе поездки? И как его визит отражает политику уходящего президента Байдена в отношении Китая?

27 августа 2024 года советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан прибыл в Китай с визитом. В ходе своей поездки, продлившейся до 29 августа, он встретился с председателем КНР Си Цзиньпином, министром иностранных дел Ван И, а также с заместителем председателя Центрального военного совета КНР Чжаном Юся.

Для Салливана это был первый визит в Китай в качестве советника по национальной безопасности. Кроме того, он стал первым советником по нацбезопасности, прибывшим в КНР с 2016 года, когда Поднебесную посетила Сьюзан Райс, входившая в администрацию президента Барака Обамы. За этот период отношения между двумя державами серьезно осложнились, в том числе из-за взаимного шпионажа, проблемы кибербезопасности, российско-украинской войны и вопроса Тайваня.

Само собой, эти разногласия не могли не затрагиваться в ходе визита Салливана. На его встрече с Ван И китайский министр подчеркнул важность сосуществования США и КНР, но при этом призвал Вашингтон перестать предоставлять Тайваню (который Китай считает частью своей территории) оружие, а также поддержать «воссоединение» Пекина с островом.

Кроме того, Ван И призвал Соединенные Штаты «прекратить подавлять Китай в сфере экономики, торговли, науки и технологий», назвав беспокойство Вашингтона по поводу избыточных производственных мощностей Пекина «оправданием для протекционизма». В ответ Салливан заявил, что США «продолжат принимать необходимые меры для предотвращения использования передовых американских технологий для подрыва нашей национальной безопасности», и выразил обеспокоенность «несправедливой торговой политикой» КНР.

В то же время сторонам удалось договориться о развитии сотрудничества в таких сферах, как борьба с наркотиками, а также безопасность в области ИИ. «США и Китай будут мирно существовать на этой планете в течение долгого времени, — сказал Салливан, — цель американской политики – найти способ, который позволит обеспечить устойчивое развитие отношений США и КНР».

Кроме того, Салливан и Ван И обсудили планы провести телефонный разговор между командующими войсками США в Индо-Тихоокеанском регионе и руководством Южного и Восточного военных округов КНР в рамках возобновления регулярных контактов между военными двух стран. Это особенно актуальная тема в условиях возросшей напряженности в Южно-Китайском море, где продолжается конфронтация между китайскими и филиппинскими кораблями.

И именно ее Салливан затронул на встрече с генералом Чжаном Юся. Он также назвал встречу с одним из руководителей Центрального военного совета КНР «редким» событием, и подчеркнул, что обе державы несут ответственность за предотвращение перерастания конкуренции между ними в конфликт или конфронтацию. «Учитывая ситуацию в мире и необходимость с нашей стороны ответственно подходить к американо-китайским отношениям, я думаю, что это очень важная встреча», – сказал он.

Не обошлось и без обсуждения проблем в отношениях. Так, Чжан обвинил США в «сговоре» с Тайванем. Он заявил, что содействие «воссоединению» острова с материковым Китаем является «миссией и зоной ответственности» военных.

Салливан же, в свою очередь, предостерег КНР от продолжения военного и экономического давления на Тайвань. Он также выразил обеспокоенность по поводу того, что Китай оказывает поддержку военно-промышленному комплексу России, а также проводит «дестабилизирующую» политику в Южно-Китайском море в конфликте с Филиппинами. В частности, советник президента поднял вопрос о недавнем вторжении китайского военного самолета в воздушное пространство Японии.

В то же время сторонам удалось достичь важного соглашения о двусторонних военных контактах на уровне командующих войсками в Индо-Тихоокеанском регионе, которые должны состояться «в ближайшем будущем». Уже несколько месяцев США настаивали на том, чтобы прямые переговоры вели военные, непосредственно отвечающие за безопасность в регионе, и теперь им, судя по всему, удалось добиться успеха. Правда, по словам источника CNN в Вашингтоне, конкретный телефонный разговор пока не запланирован.

Наконец, последним, с кем Салливан встретился в Пекине, стал председатель КНР Си Цзиньпин. В ходе встречи Салливан заявил, что президент США Джо Байден «привержен ответственному подходу к важным отношениям [США и Китая], чтобы конкуренция не переросла в конфликт». Он добавил, что президент с нетерпением ждет возможности вновь пообщаться с Си Цзиньпином «в ближайшие недели». Ранее в Белом доме сообщили, что лидеры двух стран планируют поговорить по телефону. Более того, сам Салливан намекал журналистам, что Байден и Си Цзиньпин могут провести личную встречу в конце этого года в кулуарах международной конференции.

Со своей стороны Си Цзиньпин заявил, что надеется, что США смогут рассматривать развитие КНР как позитивное явление и будут работать с ней, «чтобы найти правильный путь для двух держав к взаимопониманию». «Как две большие страны, Китай и Соединенные Штаты должны нести ответственность за историю, за людей и за мир, и должны быть источником стабильности для мира во всем мире и двигателем общего развития», – сказал он.

Также председатель КНР подчеркнул, что «хотя в двух государствах и в китайско-американских отношениях произошли большие изменения, приверженность Китая установлению стабильных, здоровых и устойчивых отношений между КНР и США остается неизменной».

На фоне переговоров с другими китайскими чиновниками, в ходе которых звучали достаточно резкие заявления, слова Си Цзиньпина выглядят примирительными и могут указывать на определенное смягчение позиции Пекина и его большей готовности работать совместно с Вашингтоном. При этом эксперты считают, что в настоящее время это в интересах обеих держав. По словам политолога Австралийского национального университета Вэнь-Ти Суна, «у Байдена есть причины для того, чтобы, уходя с поста, оставить отношения между двумя важнейшими державами в мире на хорошей ноте, чтобы укрепить свое наследие. У Китая есть стимул продемонстрировать жест доброй воли по отношению к уходящей администрации Байдена в ее последние дни у власти. В надежде закрепить примирительный прецедент, что может ограничить возможности для следующей американской администрации».

Действительно, когда Байден пришел к власти в 2021 году, он стремился к ровным и стабильным отношениям с Китаем после хаоса и непредсказуемости предыдущего правления Дональда Трампа. Его администрация хотела «ответственно управлять» соперничеством с Пекином, демонстрируя ему американскую мощь через осторожные действия, а не громкие заявления. И по прошествии почти четырех лет можно сказать, что, несмотря на все обострения отношений между двумя державами и все международные кризисы, ей это в значительной степени удалось.

Сейчас же пришло время передать отношения с Китаем в руки преемника, поскольку недавно Байден неожиданно принял решение выйти из президентской гонки и поддержал кандидатуру вице-президента Камалы Харрис. И визит Салливана в КНР был нужен не только для того, чтобы обсудить накопившиеся разногласия и добиться прогресса по интересующим вопросам, но и для того, чтобы перекинуть мостик к следующему президенту США. По словам самого Салливана, в ходе визита он сказал представителям Китая, что Харрис была «ключевым участником» команды Байдена по внешней политике, и она известна высшему руководству КНР, включая Си Цзиньпина, с которым политик уже встречалась. Советник президента также подчеркнул, что Харрис «разделяет» мнение Байдена о необходимости ответственно подходить к конкуренции двух стран, чтобы она не переросла в конфронтацию, и что контакты на высшем уровне – способ справиться с этим.

В ходе своего визита в Китай Салливан описал отношения Вашингтона и Пекина как смесь сотрудничества и соперничества, что фактически и является сутью китайской политики администрации Байдена. И в случае победы Харрис на президентских выборах в ноябре этот курс с большой вероятностью будет продолжен. За время правления Байдена отношения двух главных мировых держав в значительной степени стабилизировались, а их конкуренция проходит в определенных рамках, не переходя в открытое противостояние. И в интересах как Вашингтона, так и Пекина, чтобы нормализация их отношений продолжалась. Однако сейчас все зависит от исхода выборов в США, поскольку в случае возвращения к власти Трампа политика Америки в отношении Китая может сильно измениться.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 103
Регистрация: 21.10.2019