Страсти пограничные: ЕС закрывается от Беларуси?
Термин «санкции» для Беларуси стало особенно актуальным, начиная с 2020 года. Безусловно, ограничения вводились и ранее, однако все-таки подавляющее большинство граждан начали более-менее следить за темой и, что особенно важно, ощущать какое-никакое влияние различных эмбарго только с этого периода. Сначала ЕС таким образом выражал свою «глубокую обеспокоенность» поствыборной ситуацией, а когда начался российско-украинский военный конфликт, добавилась еще и такая причина.
Буквально в каждой статье мы говорим, что пакетов уже введено столько, что даже теряешься в их количестве, а реальные последствия на фоне всеобщего мирового назревающего (или уже вполне проявившегося) финансового да и прочих кризисов, пожалуй, даже не заметны. Белорусские (и не только) политологи, кажется, со всех сторон рассмотрели тему и неоднократно доказали, что эффекта, который, судя по всему, хотели видеть западные политики, санкции абсолютно не приносят.
Тем не менее, в апреле 2022 года Евросоюзу все-таки удалось нащупать то самое больное место, которое все-таки ощутимо доставило хлопот Беларуси. Правда, оказалось, что, как всегда, не все так однозначно, но обо всем по порядку.
«Граница на замке» …только вот от кого
Итак, 9 апреля 2022 года вступило в силу решение ЕС, согласно которому, введены ограничения для белорусских грузоперевозчиков. С этого момента, согласно формулировке из официального документа:
«в связи с ситуацией в Беларуси и причастностью Беларуси к российской агрессии против Украины»
белорусские транспортные компании больше не могут перевозить грузы по территории ЕС. Исключение — это почта, гуманитарные грузы. Также прописана возможность снятия ограничения с тех, кто перевозит фармацевтические, медицинские, сельскозяйственные и ряд пищевых продуктов.
Неприятные последствия такого решения не заставили себя ждать. Буквально в считанные дни на границах выросли очереди из большегрузов, а руководители компаний-перевозчиков, да и сами белорусские дальнобойщики, забили тревогу.
А все дело в том, что Беларусь — страна, которая не может похвастаться, например, большими объемами полезных ископаемых, однако ей несказанно повезло с географическим положением. «Центр Европы» даже в самые непростые с политической точки зрения годы успешно работал в качестве транзитной зоны между Европой, Азией и, выделим ее отдельно, Россией. В одной небольшой стране зарегистрировано около 6 тыс. транспортных компаний, а значительная часть мужского населения (особенно из приграничных Бреста или Гродно) зарабатывают, трудясь в сфере международных перевозок.
Теперь же, во-первых, объемы этих самых перевозок значительно упали. Это влечет потери и для компаний в целом, и для водителей, в частности (рейсов меньше, зарплата меньше, не говоря уже о том, что тарифы «на Европу» разительно отличались от всех остальных). Во—вторых, постоянная неопределенность с категорией «разрешенных» товаров. Любой рейс превращается в лотерею: пропустят или нет. В-третьих, некоторые работники погранпереходов (например, польских) и раньше не особенно радушно встречали белорусские грузовики, а теперь досмотры начали превращаться в какую-то пытку и безумную трату времени.
Ну и, самое главное, допустим в 2021 году доля транспортных услуг от общего объема белорусского экспорта составляла чуть меньше, чем 50% (43%) — что весьма внушительный показатель. А в счастливые допандемийные времена чистый экспорт таких услуг, по словам академического директора BEROC Катерины Борнуковой, приносил до 2 млрд долларов и являлся одним из самых основных источников выручки.
Конечно, такие жесткие меры Беларусь просто не могла не ответить. И уже спустя несколько дней Минтранс заявил о фактически зеркальном ответе:
«С 00.00 часов 16 апреля 2022 года вводится запрет на перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза в Беларусь автомобилей (и тягачей), зарегистрированных в Европейском союзе».
Снова выстрел себе в ногу?
Безусловно, ситуация жесткая, но Беларусь довольно быстро нашла выход из положения. Транспортные компании, которые имеют филиалы, например, в том же Казахстане, начали экстренно переводить свой автопарк на тамошние номера. Плюс, настоящим спасением стали, например, дальнобойщики, имеющие разрешение на работу в республике, но не являющиеся ее гражданами. Таким образом, в ЕС с территории Беларуси въезжают якобы не белорусские фуры, но по факту — это они самые. Да, схема довольно финансово- и энергозатратная, но в сложившейся ситуации это настоящее спасение.
В то время, как европейские перевозчики за эти несколько месяцев ощутили, что не справляются с переориентацией логистики. Опять же, берем во внимание тот факт, что по Европе «катался» большой процент выходцев из стран СНГ (работали они качественно, платить им можно было поменьше — очень удобно, словом), теперь же с этим возникли трудности. А нехватка «рабочих рук» не менее большая проблема, чем трансформация логистических цепочек.
Все перечисленное, конечно, либо уже сказалось, либо непременно скажется на ценах в том числе и в самом Европейском Союзе. В общем, снова «хотели как лучше, а получилось…» — вполне себе уже классика для санкционных пакетов.
И снова «Здравствуйте»
Стоило более-менее смириться с ситуацией в грузоперевозках, выдохнуть и найти приемлемые решения, как над белорусско-европейскими перемещениями нависла очередная угроза. В августе ЕС начал обсуждать возможность запрета выдачи шенгенских виз гражданам России. К слову, соответствующую мысль озвучил немногим ранее президент Украины Владимир Зеленский:
«Нельзя превращать Европу в супермаркет, в котором не важно, кто заходит, и главное, чтобы человек просто расплатился за товары. Поэтому визовые ограничения для граждан России справедливы. Все защитники европейских ценностей должны на них настаивать».
И хоть в обоих случаях речь шла о россиянах, белорусы тоже занервничали. И, как оказалось, не зря. Удар, что называется, под дых нанесли латвийцы. Именно их Сейм призвал перестать выдавать визы белорусским гражданам на основании того, что «военная агрессия РФ и масштабное вторжение в Украину, осуществленное при поддержке и участии белорусского режима».
Безусловно, Латвия не такая уж и влиятельная страна в Евросоюзе, чтобы всерьез переживать по поводу потенциального запрета воспользоваться такой долгожданной для белорусов возможностью упрощенного (и более дешевого) оформления виз. Тем не менее, никто не может гарантировать того, что заявление не спровоцирует каких-то реальных действий в этом направлении. Тем более, что идеи для очередных санкционных ограничений постепенно иссякают, а отказываться от «пакетов» Запад, как мы можем наблюдать, пока еще не намерен.
С хлебом-солью
И вот на фоне сложившейся ситуации крайне интересным стало решение белорусской стороны сделать безвизовый въезд для граждан Литвы, Латвии и Польши. Поражает и сама формулировка, с которой решение было озвучено:
А самое интересное то, что в страну, «поддерживающую агрессора» буквально хлынул поток гостей из соседних активно осуждающих действующую в республике власть стран (кое-кто и целую стену возводит, не будем показывать пальцем). Так, по информации Госпогранкомитета Беларуси, с момента действия безвиза страна прияла уже более 200 тыс. «гостей». Причем едут как в туристических целях, так и на те же самые «закупы», как еще совсем недавно поступали белорусы. Жители пограничных Бреста и Гродно отмечают, что туристы буквально сметают некоторые категории товаров, например, соки, из-за чего в некоторых магазинах случается чуть ли ни дефицит или же просто растут цены.
И с одной стороны, ход белорусских властей довольно хитрый: приезжает валюта, к тому же, как ни крути, если поездка окажется успешной — это, как говорится, «плюсик в карму» стране. Но с другой — в обществе все чаще простые люди высказывают недовольство, мол, они и санкции вводят, и с транспортными перевозками вон что натворили, а мы их с распростертыми объятиями встречаем…
Ситуация, как всегда, непростая, и во что она в конечном итоге выльется сказать сложно. Очевидно одно — любые ограничения на перемещения, особенно, между странами-соседями неизбежно принесут проблемы обеим сторонам. И остается лишь верить, что есть среди «высоких руководителей» люди здравомыслящие, которые не зайдут слишком далеко.