Супер Марио: займет ли Марио Драги высшую должность в ЕС?
В середине июня 2024 года бывший премьер Италии и экс-глава Европейского центрального банка Марио Драги выступил с амбициозным планом экономических реформ, чтобы предотвратить стагнацию Европы и ее отставание от США и Китая. Как Драги хочет этого добиться, и поддержат ли европейские лидеры его кандидатуру на одну из высших должностей в ЕС?
14 июня Марио Драги произнес речь по случаю вручения ему престижной Европейской премии Карла V, в которой изложил несколько ключевых моментов своего доклада о конкурентоспособности Евросоюза, который он должен представить Еврокомиссии в июле этого года. В своей речи экс-премьер Италии выразил ключевой страх европейских элит: ЕС находится на пути к стагнации, в то время как США и КНР двигаются вперед.
По словам Драги, Европа столкнулась с «фундаментальными вопросами», учитывая растущий разрыв в уровне благосостояния между ней и США. Он заявил, что основная причина этого разрыва – замедление роста производительности труда в Евросоюзе. Экономический рост большинства государств-членов ЕС был слабым, а инфляция привела к стагнации доходов европейцев.
Чтобы справиться с этим, Драги призвал Европу выработать «настоящую внешнеэкономическую политику». Он также подчеркнул, что необходимо провести «общую оценку геополитических рисков, с которыми мы сталкиваемся». На практике это означает, что европейские страны могут вернуться к определенному протекционизму в своей внешней торговле, введя субсидии и тарифы, если такие страны, как Китай, не будут вести торговлю по правилам.
«Мы не хотим проводить протекционистскую политику в Европе, но мы не можем массивно смотреть на то, как действия других угрожают нашему процветанию», — сказал Драги. По его словам, Евросоюз должен применять «субсидии и тарифы, чтобы компенсировать несправедливые преимущества, порожденные промышленной политикой и девальвацией реального обменного курса за рубежом». В то же время бывший глава Европейского центрального банка (ЕЦБ) подчеркнул, что подход ЕС к подобным мерам должен быть «прагматичным, осторожным и последовательным».
Речь Драги прозвучала всего через несколько дней после того, как Еврокомиссия шокировала Китай тем, что приняла решение ввести дополнительные пошлины в размере до 38,1% на импорт электромобилей из КНР с 4 июля. Это произойдет, если Брюссель и Пекин не придут к соглашению по поводу субсидирования китайским правительством отрасли электромобилей, которое в Евросоюзе считают несправедливым. Потенциально подобные меры со стороны ЕС могут повлечь за собой полноценную торговую войну с Китаем.
В своей речи Марио Драги выступил в поддержку подобной протекционистской политики Европы. В то же время он подчеркнул, что что введение тарифов не должно привести к неправильному стимулированию, к поддержке отраслей, которые «уже слишком отстали» и должны быть сбалансированы интересами потребителей.
Однако в своей речи экс-премьер говорил не только о протекционистских мерах, направленных против Китая, но и об отставании от США. Для того, что преодолеть это отставание, необходимо, по его словам, более эффективно применять технологии. «Если исключить технологический сектор, то рост производительности труда в ЕС за последние двадцать лет находился бы на одном уровне с ростом производительности труда в США», — заявил Драги. «Но разрыв может еще больше увеличиться с быстрым развитием и распространением искусственного интеллекта».
Бывший глава ЕЦБ подчеркнул, что необходимо устранить трансграничные барьеры в торговле между государствами-членами Евросоюза, в особенности на цифровом рынке. По его словам, в сфере инновацией ЕС столкнулся с ежегодным дефицитом инвестиций в размере 270 млрд евро. «Поэтому ЕС должен сделать (сферу исследований и инноваций) своим коллективным приоритетом», — добавил Драги.
Он также предложил создать в Евросоюзе более крупные общеевропейские компании, чтобы они могли на равных конкурировать с американскими и китайскими корпорациями, и призвал включить пункт «Покупай европейское» в правила государственных закупок, чтобы стимулировать промышленный спрос в Европе.
Также экс-премьер заявил о необходимости преодолеть проблемы, связанные с отсутствием в ЕС центрального органа, отвечающего за расходы. «Наиболее эффективным способом создания… спроса было бы увеличение общеевропейских расходов», — сказал он,— но в отсутствие такого централизованного подхода мы можем многого добиться, более тесно координируя политику государственных закупок и предъявляя более четкие требования к местному содержанию для продуктов и компонентов, производимых в ЕС».
В целом речь Драги уже на этом этапе выглядит как довольно амбициозная программа реформ, целью которой является преодоление отставания Европы от США и Китая. Однако для ее воплощения в жизнь необходима поддержка лидеров европейских стран и высокий пост в рамках ЕС, на котором бывший глава ЕЦБ мог бы заняться проведением реформ.
Здесь поддержку ему оказывает президент Франции Эмманюэль Макрон, который в прошлом неоднократно высказывал схожие идеи о том, что Европа должна стать «стратегически автономной» от США и Китая. Как сообщает Bloomberg, французский лидер вел переговоры с главами других европейских стран, чтобы они поддержали кандидатуру Драги на пост главы Еврокомиссии, который сейчас занимает Урсула фон дер Ляйен. «Между Макроном и Драги существует огромное взаимное уважение. Они оба привержены Европе, говорят на одном языке, и у них одинаковые взгляды на экономику», — заявил эксперт по итальянской политике Марк Лазар.
Также Драги, который на посту главы ЕЦБ (2011-2019 гг.) смог провести Еврозону через период экономического кризиса, а затем на должности премьера способствовал восстановлению итальянской экономики после пандемии COVID-19, пользуется уважением других европейских лидеров. К «Супер Марио», как его прозвали в Европе, с уважением относятся премьер-министр Испании Педро Санчес и канцлер Олаф Шольц. Кроме того, по словам эксперта по Европе итальянской газеты Domani Франчески Де Бенедетти, у Драги сложились «хорошие отношения с Джорджией Мелони, с которой он договаривался о передаче власти после отставки с поста премьер-министра (в июле 2022 года)».
В то же время уважение к Драги не означает, что европейские лидеры и фракции Европарламента поддержат планы Макрона сделать его главой Еврокомиссии. Фракция французского президента Renew Europe («Обновить Европу») потерпела настолько серьезное поражение на прошедших выборах в Европарламент, что он распустил парламент страны и назначил досрочные выборы. В этих обстоятельствах положение Макрона, который занимает пост президента во второй и последний раз, слишком шаткое, чтобы он смог убедить других европейских лидеров поддержать свои планы.
Однако, по словам высокопоставленного представителя консервативной французской партии «Республиканцы», который очень близок к Драги, «есть и другие варианты». «Главой Еврокомиссии вновь стоит назначить Урсулу фон дер Ляйен, даже если она усложнила себе задачу, открыв дверь Европейским консерваторам и реформистам (ECR) и Джорджии Мелони. Но Марио мог бы возглавить Евросовет», — сказал он.
Чтобы это произошло, его кандидатуру должен поддержать Прогрессивный альянс социалистов и демократов – вторая по количеству мест фракция Европарламента. Она вполне может договориться с победившей на выборах правоцентристской Европейской народной партией, куда входят и французские «Республиканцы», и выдвинуть Драги в главы Европейского совета.
Сейчас главным кандидатом на этот пост выступает бывший премьер Португалии Антонио Коста. Однако глава испанского правительства Санчес и канцлер ФРГ Шольц, чьи партии входят в состав фракции социалистов и демократов, вполне могут поддержать кандидатуру Драги. Также это может сделать и преемница Драги на посту премьера Италии Джорджия Мелони.
По словам Де Бенедетти, социалисты и демократы «никогда не скажут в ходе предвыборной кампании, что они могут поддержать Марио Драги, но в конечном счете они могут сделать это».
Поскольку председатель Европейского совета возглавляет высший политический орган ЕС, куда входят лидеры всех 27 государств-членов международного объединения, то хорошие отношения Драги с ними делают его идеальным кандидатом на эту должность. «Марио Драги не политик; он технократ, и именно поэтому он мог бы взять на себя роль посредника», — сказал эксперт по истории политических институтов Римского университета Луиса Гвидо Карли Лоренцо Кастеллани.
Как посредник, не связанный с политическими фракциями, Драги может лавировать между разными европейскими лидерами, сглаживая их противоречия и объединяя для поддержки предложенных им реформ. Но сможет ли он занять пост главы Европейского совета, станет известно не раньше 27-28 июня, когда европейские лидеры соберутся на саммит в Брюсселе, чтобы, наконец, определиться с кандидатурами на главные должности в ЕС.