«Троянские кони» России в Европе
Чем дольше затягивается российско-украинский конфликт, тем громче звучит в Европе особая позиция ряда стран. Это значит, что принимать консенсусные решения по военно-политической поддержке Киева и обструкции Москвы станет еще проблематичнее. Западные эксперты даже говорят о пророссийских «троянских конях» в Евросоюзе и НАТО. Вслед за Венгрией строптивую самостоятельность в последние месяцы демонстрируют полноправный член этих евроструктур Словакия, и кандидатствующая вот уже 15 лет Сербия. Это не может не подпитывать скепсис касательно скорого приема в ЕС новых государств из бывшего соцлагеря и Варшавского договора.
Особая позиция Белграда по российско-украинскому вопросу вновь срезонировала в конце 2023 года на фоне выборов в местный парламент (Скупщину) и уличных протестов оппозиции. Выборы выиграла коалиция во главе с президентом Александром Вучичем «Сербия не должна останавливаться» с результатом 46,75%. С их победой не согласился занявший второе место с 23,66% голосов оппозиционный блок «Сербия против насилия». Власти назвали уличные протесты попыткой организовать прозападную «цветную революцию». Впрочем, длившиеся на протяжении второй половины декабря уличные акции динамики по массовости не заимели. Попытка повторить успех «бульдозерной» революции, приведшей к свержению в 2000 году Слободана Милошевича, не удалась.
Во время избирательной кампании, на волне победы возглавляемой им коалиции и в условиях неразгоревшихся протестов оппозиции Александр Вучич акцентировал внимание в своих выступлениях на самостоятельности внешней политики Сербии. При этом он подтвердил курс на вступление в Евросоюз, позицию о поддержке территориальной целостности Украины, но при этом и твердость в решении не присоединяться к западным санкциям против России.
Заявку на вступление в Евросоюз Сербия подала еще в 2009 году. Ранее предполагалось, что полноправным его членом эта балканская страна станет в 2025-м, однако теперь появление новых государства-участников ожидается в 2030-м. Процесс для Сербии затянулся главным образом из-за пока несоответствия ряду социально-экономических параметров и «косовского вопроса».
С 2022 года Брюссель кулуарно и даже официально пеняет Белграду и за неприсоединение к санкциям против Москвы. В недавнем отчете Еврокомиссии о ходе евроинтеграции Сербии отмечалось:
«Ожидается, что Сербия в приоритетном порядке улучшит свое соответствие общей внешней политике и политике безопасности ЕС, в том числе ограничительным мерам, и воздержится от действий, которые идут вразрез с позициями ЕС по внешней политике». Указывалось, что уровень согласия Сербии с соответствующими заявлениями и решениями ЕС – менее 50%, а «некоторые действия и заявления Сербии противоречили внешнеполитическим позициям ЕС».
В декабре прошлого года Вучич в очередной раз повторил: «Мы продолжим наш путь в ЕС, но с той же гордостью сохраним нашу традиционную дружбу и отношения с Китайской Народной Республикой, Россией и всеми остальными». При этом президент Сербии заявляет, что со стороны ЕС продолжает оказываться серьезное давление, но самостоятельная принципиальная позиция только укрепляет репутацию свободной и независимой страны. В одной из своих речей он рассуждал:
«Если вы думаете, что будет достаточно, если Сербия скажет, что завтра вводит санкции против России, – нет, нас бы хлопали по плечу пять-шесть дней. Поверьте мне, всего через несколько дней нам бы сказали: «Или вы за будущее, или вы хотите быть на правильной стороне истории». Эта «правильная сторона» означает, что вы на их стороне, и эта «правильная сторона» говорит вам отречься от Косова и Метохии. Только тогда получите маленький подарочек, а если откажетесь, получите проблемы». Кроме того, Вучич любит задавать своим западным коллегам вопрос «В чем разница между суверенитетом и территориальной целостностью Украины и Сербии?».
По словам Вучича, Сербия считает и Россию, и Украину братскими государствами, сожалеет о том, что происходит на востоке Европы, и готова оказывать гуманитарную помощь Киеву. Что касается отношений с Россией, то Белград не только не присоединился к санкциям, но и стал для россиян окном в Европу. Действует безвизовый режим, организованы регулярные прямые авиарейсы компанії Air Serbia между Белградом и Москвой.
Кроме языковой и религиозной общности, памяти о бомбардировках НАТО пророссийская позиция подпитана дешевым газом. Цена на него для Сербии – самая низкая в Европе. Вучич называет ее «фантастической». Тем не менее, Белград занялся диверсификацией поставок и подписал газовое соглашение с Баку.
Старший научный сотрудник Центра «Европейские ценности» Натали Фогель говорит, что «путинофилия» культивировалась в Сербии более десятка лет: «После того, как государственная компания «Нефтяная индустрия Сербии» была продана российской «Газпром-Нефти» по цене ниже рыночной «за обещания», что Россия, используя свое членство в Совете Безопасности ООН, не позволит Косово стать независимым. В результате, Сербия воздерживается от введения существенных санкций против России, поскольку сильно зависит от российских энергоресурсов». Сближает Сербию и Россию, по словам эксперта, пропагандистский нарратив: «преследуют ревизионистские планы», считая себя обиженными Западом.
В итоге уже многие годы, согласно соцопросов в Восточной и Центральной Европе, Сербия наряду с Черногорией являются самыми пророссийскими странами. Впрочем, в последние годы евроскепсисом и пророссийской позицией стали выделяться также словаки, что и зафиксировал опрос аналитического центра Globsec в 2023 году.
Только 58% словаков поддерживают членство своей страны в НАТО, для сравнения, в Польше «за» 94% граждан. Только 40% жителей Словакии возлагают ответственность за войну на Россию, а 34% полагают, что ее спровоцировал Запад. Даже в Венгрии, несмотря на антиукраинскую риторику премьер-министра Виктора Орбана, это 54% и 19% соответственно, а в Польше – 85% и 4%. 27% словаков позитивно воспринимают Владимира Путина, для сравнения, в Чехии этот показатель 8%, а в Польше – 2%. К Владимиру Зеленскому позитивно относятся 31% опрошенных словаков, интересно, что в 2022 году такое мнение было у 53%.
На волне таких настроений по итогам парламентских выборов в кресло премьер-министра в конце прошлого года вернулся национал-популист Роберт Фицо. Это при том, что он уходил в отставку пять лет назад на фоне громкого криминально-политического скандала в связи с убийством журналиста-расследователя. Фицо не ставит по сомнение нахождение Словакии ни в ЕС, ни в НАТО, однако уже анонсировал еврочиновникам и официальному Киеву сворачивание военной помощи Украине и блокирование ее вступления в военный альянс.
Пока это только риторика, одна вероятность воплощения таких намерений в жизнь, учитывая право вето в объединенной Европе, весьма высока. К тому же вырисовывается целый ряд государств из бывшего соцлагеря с особой позицией, которые вместе или поодиночке могут препятствовать принятию консенсусных решений. В свою очередь это наверняка заставит европейские демократии с еще большей осторожностью относится к расширению и ЕС, и НАТО. Россия же скорее всего продолжит искать новых «троянских коней».