Удаленная работа — новая привилегия или законное право в цифровой экономике?
Аналитики говорят о революционных сдвигах в корпоративной культуре и рынке труда в цифровую эпоху. Распространение удаленной работы во время коронавируса изменило жизнь миллионов работников по всему миру. Новые правила привели к тому, что сотрудники компаний после спада заболеваемости задумались о своих правах и уже не готовы покорно возвращаться в офисы. Кто останется в выигрыше в этой новой реальности — работодатель или работник?
Ковид все улучшил
Пандемия коронавируса значительно ускорила распространение удаленки — и ее популярность. По данным Placer.ai, посещаемость офисов в США снизилась на 52% в пятницу и на 45% в понедельник по сравнению с периодом до пандемии. И этот подход становится новой нормой для работников. В Европе ситуация та же самая: по данным немецкой газеты Süddeutsche Zeitung, более половины немецких сотрудников предпочитают работать из дома после окончания пандемии.
Пандемия также изменила корпоративную культуру во многих компаниях: баланс сил между работодателями и работниками меняется. Те компании, которые потребовали вернуться в офис, столкнулись с негативной реакций своего персонала, вплоть до волны увольнений. Массовые сокращения в IT-секторе показательны: во время пандемии многие сорвались со своих мест, даже с семьями, и не готовы вновь менять планы — благо, айтишники всегда могут найти работодателя, который будет более лояльно относиться к удаленной работе.
«Закручивание гаек» на рынке труда начинается с лидеров в своих отраслях: они первыми просят своих сотрудников вернуться в офис. Остальные компании ждут, чтобы увидеть результат — повысится ли в этом случае производительность. Бывают и исключительные случаи: например, жесткая политика Илона Маска в Twitter, который показал на выход всем, кто рассчитывал на продолжение удаленки. Остальным, кого не коснулось колесо сокращений, вынуждены ночевать на рабочем месте, заменяя сразу несколько уволенных коллег.
Удаленка меняет мир
Распространение удаленной работы косвенно влияет на всю экономику. Например, больше всего этот тренд в США сказался на экономически развитых регионах. Отсутствие белых воротничков в своих офисах на Манхэттене в начале и конце недели изменяет район: меньше выручки получают рестораны, отели и общественный транспорт, а цена на недвижимость падает — у людей становится меньше стимулов приезжать на Манхэттен. Округ теряет более 12 миллиардов долларов в год, согласно исследованию ученых из Стэнфордского университета. «Нигде экономический эффект удаленной работы так не заметен», — заключили они.
Исследователи предрекают сильное падение цен на офисную недвижимость — до 40%. Это падение обойдется городу в 5 миллиардов налоговых поступлений, или 5% его годового бюджета. «Большая дыра, которую придется заполнять новыми налогами и снижением расходов», — заключают эксперты. Город теряет — работники выигрывают. Сотрудники компаний, офисы которых расположены на Манхэттене, экономят примерно 30% рабочего времени. Работник экономит в среднем 4 661 доллар в год на еде, покупках и развлечениях рядом с офисом. Выгода для белого воротничка очевидна.
Распространение удаленки привело к простаиванию офисных зданий. Мэрия Чикаго планирует решить жилищный кризис с помощью переоборудования офисных центров в деловом районе под апартаменты. Чиновники объявили конкурс среди архитектурных бюро, чтобы оживить центр города и сделать его образцом инноваций для всей страны. Примеру Чикаго последовал Сан-Франциско и другие американские города. Однако все они сталкиваются с одной и той же проблемой: офисные здания не приспособлены для жилья, и в некоторых случаях становится выгоднее снести объект, чем переоборудовать, но тогда возникает огромный углеродный след.
Изменение рабочей культуры повлияло на городскую среду. Например, с окончанием пандемии люди вернулись в рестораны, пабы и магазины, а на дорогах снова привычные пробки. Однако в лондонском метро стало на четверть меньше пассажиров. В Мехико пассажиропоток упал в 2022 году на 36% по сравнению с 2019 годом. В Токио утренних пассажиров метро стало на 25% меньше по сравнению с началом 2020 года. Цифры Нью-Йорка еще более впечатляют: там падение достигло 40% пассажиропотока по сравнению с доковидными временами.
Шпионаж и недоверие
Однако до полного дистанционного счастья еще далеко. Как отмечает сервис по подбору персонала Monster, около трети американских компаний передумали сделать определенные условия удаленной работы постоянными. Топ-менеджеры приводят аргументы в пользу возвращения сотрудников в офисы: эффективная коммуникация внутри коллектива, поддержание корпоративной культуры, принятие новаций. С другой стороны, сотрудники уже привыкли к гибкости, и уже более трети американцев хотели бы иметь возможность работать удаленно полный рабочий день.
О чем менеджеры умалчивают — это снижение контроля за сотрудниками во время удаленки. Согласно опросу Microsoft, 87% сотрудников считают, что они так же эффективны, как и в офисе, когда работают из дома. Но только 12% руководителей считают, что их команды остаются по-настоящему продуктивными при удаленной работе. А 85% руководителей вовсе говорят, что практика гибридной работы (три дня в офисе, два дня дома) делает их еще более подозрительными к своим сотрудникам. Испания оказалась лидером среди европейских стран по «менеджерской паранойе»: 40% испанский компаний установили шпионское ПО, чтобы следить за своими работниками.
Для руководителей безопасность больше не является убедительным аргументом после спада заболеваемости коронавирусом. «Бизнес-лидеры говорят, что безопасность больше не является проблемой, особенно когда дети вернулись в школу», — считает Джон С. Тейлор-младший, президент Society for Human Resource Management. По его словам, у бизнесменов создается впечатление, что они приложили усилия к организации рабочего времени, но «находят, что работники не хотят ничего уступать взамен». Это приводит к рабочим конфликтам между сторонами.
Поэтому компании стремятся лучше следить за тем, кто приходит в офис. Согласно опросу Gartner, для проверки чаще используют данные с бейджей (35%), отчеты (22%) и данные из специальных приложений (10%). Только 3% опрошенных компаний заявили, что готовы увольнять сотрудников, которые не соблюдают правила пребывания в офисе. Директор по исследованиям Института Гэллапа Бен Вигерт считает, что «сотрудники избалованы выбором». И пока тенденция не изменилась, но «увеличение увольнений обязательно изменило бы ситуацию. Тогда сотрудники будут проводить больше времени в офисе», — заметил исследователь.
Удаленка — зло или благо?
Снижение расходов и больше личного времени — не единственные преимущества удаленки для работников. Для многих работа на дому снижает риск домогательств или дискриминации. 53% респондентов британского института исследования рынка Yougov признались, что причина их удаленной работы — это меньшее социальное давление, которое они испытывают, находясь вне офиса. Что для менеджеров должно звучать парадоксально, так как именно плюсы непосредственную коммуникации называют в числе преимуществ работы в офисе. Для любого отдела кадров здесь есть над чем подумать.
Исследователи попытались выяснить, действительно ли экономия времени выгодна работникам на удаленке. Они попытались подсчитать, сколько времени в день экономят такие сотрудники в 27 странах. Выяснилось, что в Китае это примерно 102 минуты, в Бразилии — 82 минуты, 73 — в Великобритании, 65 — в Канаде, 62 — во Франции и только 55 минут — в США. По оценкам ученых, работа из дома экономила около двух часов времени на дорогу до работы на одного работника в неделю. Основными бенефициарами, по их мнению, являются компании, так как 40% сэкономленного времени сотрудники посвящают работе.
Треть респондентов посвятила это время досугу или занятиям спортом, около 11% воспользовались этим временем, чтобы позаботиться о своих детях. Экономисты отметили, что положительные последствия есть и для общества — это меньшая нагрузка на транспортную системы и меньше пробок в часы пик. Однако многие забывают о главном минусе удаленной работы, который каждый испытал на себе: по данным исследователей, рабочий день дома в среднем оказывается длиннее, чем в офисе. Поэтому у каждого формата остаются свои плюсы и минусы.
Кто победит?
Массовые увольнения в ИТ-индустрии в конце 2022 года стали тревожным сигналом, что время либерального отношения к условиям труда заканчивается. Тысячи работников Twitter, Meta, Amazon, Apple и других крупных компаний были уволены на фоне экономического кризиса, который добрался до бигтеха. В ожидании рецессии топ-менеджеры корпораций пытаются затянуть потуже пояса и уже не мечтают о сомнительных с точки зрения экономики проектах метавселенных — хватило бы денег на операционную деятельность и выплаты зарплаты оставшимся работникам.
Таким образом, те сотрудники, которые уже привыкли к плюсам удаленной работы за время пандемии, теперь оказались одними из первых жертв глобального спада в экономике. «Там, где сотрудники когда-то могли требовать возможность работать удаленно — вплоть до угроз покинуть корабль, если они не получат одобрения, — баланс сил смещается в пользу работодателей, поскольку инфляция растет, а наем останавливается», — заключает Forbes. Такими темпами некоторые американские компании вовсе заставят работников отказаться от удаленной работы.».
Невозможно предсказать, как поведет себя рынок труда в дальнейшем. По словам профессора экономики Стэнфордского университета Николаса Блума, радикальный пересмотр условий труда, успешно опробованных в пандемию, может быть слишком рискованным для компаний. Блум указывает на Маска, который сначала решил покончить с удаленкой в Twitter, но был вынужден отступить перед количеством объявленных отставок. «Если такой упорный работник, как Маск, который хвастается тем, что спит в офисе на диване, не может переломить ситуацию, другие даже не будут пытаться», — считает профессор.
Но рецессия может дать противоположный эффект. Вместо того, чтобы сокращать удаленную работу, компании начнут ее поддерживать, сокращая свои офисные площади и экономя бюджеты. Все зависит от того, как долго продлится этот кризис. Из-за риска рецессии сотрудники будут менее склонны увольняться, но также они могут быть «менее продуктивными и менее мотивированными», считает обозреватель Forbes Шон Фарщи. «Предоставление сотрудникам гибкости, которую они хотят, и обеспечение их автономии, необходимой им для работы, — это один из лучших способов подготовить компанию к тому, что ждет нас в будущем», — считает эксперт.