To reset your password, please enter your email address or username below.

Заложник переговоров: Катар хочет получить от войне в Газе большего

После нескольких лет остракизма маленькая нефтяная монархия сумела поставить себя в центр мировой дипломатии благодаря новому конфликту на Ближнем Востоке. Но этого оказалось мало: он Катара ждут эффективных решений, которые непросто достичь при непримиримости воюющих сторон.

Представители палестинского движения «Хамас» отклонили положения сделки на последних переговорах с израильским правительством. По данным The Times of Israel, также «Хамас» сократил количество заложников, которых боевики готовы отпустить на первом этапе сделки. В ответ движение потребовало от переговорщиков гарантировать, что после их освобождения Израиль согласится на полное прекращение огня в секторе Газа, выводе израильских войск из анклава и возвращение палестинцев. Израиль наотрез отказался выполнять эти требования.

Вопрос заложников — центральный в переговорах. «Хамас» заявил, что может освободить только 20 человек на первом этапе при условии, если ЦАХАЛ объявит шестинедельное перемирие. Катарские посредники предлагали отпустить 40 заложников, но представители палестинского движения не согласны на такое количество. Они заявили, что просто не смогут найти столько заложников для первого этапа обмена, которые бы соответствовали условиям Израиля: женщин, стариков и раненых мужчин.

Переговоры по сделке проходили при посредничестве США, Катара и Египта. В рамках соглашений Израиль настаивал на необходимости установить полный контроль над сектором Газа после завершения боевых действий. По данным израильской разведки, в заложниках остаются 129 человек, 34 из них израильская сторона считает погибшими. Всего с начала войны на Ближнем Востоке в заложники были взяты 253 человека, часть из них удалось освободить в ходе сделки, которая произошла прошлой осенью.

В среду, 17 апреля, Катар объявил , что «проводит глобальную переоценку [своей] решающей роли» в качестве посредника в переговорах между Израилем и ХАМАС по поводу перемирия в боевых действиях в секторе Газа и освобождения около 130 последних заложников – около тридцать из них, как полагают, умерли – в обмен на смерть палестинских заключенных, содержащихся в тюрьмах на израильской территории.

На следующих день после провала переговоров Катар объявил, что «проводит глобальную переоценку [своей] решающей роли» в качестве посредника. Премьер-министр и глава катарской дипломатии шейх Мухаммад бен Абдуррахман Аль Тани дал понять переговорщикам, что их неуступчивость привела к тупику. Также это был ответ американской стороне, которая обвиняет арабское государство в недостаточном давлении на «Хамас» ради освобождения оставшихся заложников.

Катар на протяжении нескольких десятилетий конфликта выступал важнейшим каналом между воюющими сторонами, поскольку пользовался уважением в арабском мире и имел рычаги давления на палестинские группировки. Западные союзники и в этот раз рассчитывали, что катарское правительство снова надавит на «Хамас» для скорейшего заключения перемирия. Однако ситуация показывает, что у этого инструмента есть свои пределы. К тому же Израиль постоянно критикует посредника за лояльность врагу.

Это обвинение может звучать убедительно, поскольку Катар предоставил убежище политическому руководству «Хамас». При этом на территории страны находится крупнейшая военная база в регионе — и Доха постоянно пытается лавировать между палестинскими радикалами и произраильскими силами. В большинстве случаев это удается. Но посредник пока не в силах изменить позиции сторон, которые дожидаются лучших времен: для Израиля это означает критические сокращение численности движения, для «Хамас» — уход Нетаньяху и смена израильского правительства.

Нападение на Израиль 7 октября 2023 года не привело к мощной поддержке среди стран Персидского залива, на что рассчитывали боевики. Ни Саудовская Аравия, ни Иордания, ни сам Катар не выступили на стороне палестинского движения, ограничившись лишь официальными заявлениями с осуждением зверств. Причина проста: монархии Персидского залива понимают, что в противном случае начнется конфронтация с США — главным союзником Израиля в регионе. И арабские страны предпочитают дожидаться скорейшего завершения конфликта.

Посредническая активность Катара продолжилась и после провала последних переговоров. Доха заявляет, что контакты между четверкой переговорщиков идут постоянно. Для Катара этот процесс — возможность вернуться на первый план в международной политике, поскольку усилия Совета Безопасности ООН и других посредников не имеют значимого эффекта. После череды неудачных попыток поддерживать группировки по всему региону, таких как «Братья-мусульмане», «Хамас» и «Хезболла», Катар вернулся к традиционной роли нейтрального посредника, чтобы «успокоить Вашингтон».

Как замечает Foreign Policy, нынешняя война в секторе Газа дает катарскому эмиру «возможность быть более заметным, чем любой другой арабский лидер за долгое время». Конкуренция высока: на эту роль регионального посредника стремятся и другие страны, такие как Египет и Оман, которые также могут претендовать на значительное влияние в текущих переговорах. Не стоит забывать про Турцию и Саудовскую Аравию. Пока Доха всячески создает образ единственного и незаменимого посредника, поэтому последняя неудача в переговорах влияет не только на исход конфликта, но и на позиции самого Катара.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 319
Регистрация: 22.06.2020