Засекреченные миллиарды Айгуль Жапаровой
В Кыргызстане разрабатывают закон об иностранных агентах, согласно которому предлагается ужесточить регулирование деятельности некоммерческих организаций. И если на него ориентироваться, то команду журналистов-расследователей Temirov Live вполне могут закрыть, и даже посадить в тюрьму на 10 лет. Однако, прежде чем обращать внимание журналистов, стоит взглянуть на результаты их деятельности, согласно которым крупнейшим НКО, получающим иностранное финансирование в стране, является фонд президентской супруги Айгуль Жапаровой.
В парламенте Кыргызстана рассматривают так называемый закон об иностранных агентах, согласно которому предлагается ужесточить регулирование деятельности некоммерческих организаций, в том числе и СМИ, осуществляющих свою деятельность в форме НКО. И если законопроект примут они будут вынуждены прекратить свою деятельность, и впредь не смогут освещать происходящие в стране события, проводить журналистские расследования и быть голосом народа. А если кто-то и продолжит работать вопреки принятым поправкам – недолог тот день, когда закрывать такие организации в лучшем случае начнут принудительно или и вовсе оформят серьезный срок – до 10 лет.
Однако будет ли закон работать для всех, или из него исключат, к примеру фонд Айгуль Жапаровой, которая получает миллиарды сомов от китайского посольства. Такие деньги небольшим организациям даже и во сне не снились. Даже собрав все гранты, которые получают все семьи Кыргызстана суммы сравнить будет просто невозможно. Поэтому мы и задаемся резонным вопросом: делает ли связь первой леди с китайским посольством иноагентом ее фонд? Давайте порассуждаем вместе…
По местному телевидению фонд и китайского посла за постройку пошивочной мастерской во все голоса благодарят жители Баткенского района, которые «получили» рабочие места и запустили достаточно прибыльный бизнес. Причем на сам факт открытия объекта государственные СМИ не пожалели эфирного времени, освещая визит первой леди. Впрочем, такие сюжеты совсем не редки. Такие же сюжеты мы можем видеть и по другим мероприятиям фонда, на видео, например рассказывают об открытии при поддержке фонда и китайского посольство кондитерской, а еще фонд совместно с мэрией города Бишкек даёт концерт популярной команды.
Откуда же у организации деньги на свою деятельность? Ответ на этот вопрос мы нашли, проведя собственное расследование. Два года назад власти ужесточили требования по отчетности для НКО, и уже с прошлого года им пришлось отдельно сдавать отчёты об источниках финансирования, которые вполне можно найти в открытом доступе.
Внимательно изучив отчет фонда Айгуль Жапаровой, мы были удивлены, увидев всего три источника дохода, среди которых первое место безоговорочно занимает китайское посольство, выделившее НКО в 2022 году аж 9 миллиардов сомов. Подробнее наши рассуждения вы увидите в видео, к этому тексту. Но в итоге, оказалось, что в общей сложности фонд первой леди страны «обернул» почти 11 млрд.
Для сравнения бюджет Министерства культуры информации и спорта за 2022 год составил чуть более 5 млрд сомов, то есть на спорт, культуру и информационную сферу денег выделяется в два раза меньше, чем НКО?
На лицо явный конфликт интересов. То есть фонд получает финансирование от иностранных компаний и китайского посольства, а её муж-президент может влиять на работу этих компаний и людей? Да, вот такой это непростой фонд…который вряд ли признают иноагентом…
Материал подготовлен Temirov Live