To reset your password, please enter your email address or username below.

Арабские инвестиции поглощают ИИ-рынок

Арабские инвесторы становятся ведущими игроками на стремительно развивающемся ИИ-рынке, предлагая стартапам огромные суммы. Однако этого может быть недостаточно для создания на Ближнем Востоке своего внутреннего технологического хаба.

Новая инициатива правительства Саудовской Аравии поразила индустрию искусственного интеллекта. По данным The New York Times, саудовские власти планируют создать инвестиционный фонд и вложить 40 миллиардов долларов на поддержку профильных ИИ-стартапов. Инициатива принадлежит двум приятелям: одному из основателей венчурного фонда Andreessen Horowitz Бен Горовиц и управляющему Суверенным фондом Саудовской Аравии Ясир аль-Румайян, которые убедили Эр-Рияд увеличить инвестиции.

Для Саудовской Аравии эта сумма не столь велика по сравнению с громадными капиталами, накопленными в суверенном фонде страны. Более 900 миллиардов долларов предназначены для различных проектов, которые должны снизить зависимость саудовской экономики от углеводородов.

Однако для ИИ-индустрии это громадные деньги. Западные венчурные фонда ограничиваются максимум парой миллиардов вложений. Таким образом арабские инвестиции затмят даже усилия SoftBank, японского конгломерата, который долгое время был крупнейшим в мире инвестором, поддерживающим стартапы. Например, ИИ-стартап Anthropic привлек только за один год более 7 миллиардов долларов, что уже было громадной суммой для рынка.

До сих пор арабские инвестиции в технологическую отрасль не были ведущими в индустрии. В том числе из-за проблем с эффективностью вложений. Например, ранее саудовцы передали SoftBank 45 миллиардов долларов для фонда Vision в 100 миллиардов. Они были направлены в десятки предприятий, включая ныне обанкротившуюся фирму по недвижимости WeWork и другие неудачные стартапы, такие как роботизированная компания по производству пиццы Zume.

Новый транш предназначен для стартапов в сфере искусственного интеллекта, включая разработчиков чипов и провайдеров облачных технологий. Также возможно создание национальных компаний, которые будут заниматься тем же профилем разработок. Источники утверждают, что новый инвестиционный рывок Саудовской Аравии, скорее всего, начнется во второй половине этого года.

Для ИИ-сферы арабские инвестиции — перспективное направление финансирования новых проектов. Ранее гендиректор OpenAI Сэм Альтман провел переговоры с правительством ОАЭ об инвестициях в собственное производство ускорителей, которые снизят зависимость разработчика от оборудования Nvidia. Альтман рассчитывает получить от Эмиратов до 7 миллиардов долларов.

Создание собственной ИИ-отрасли потребует от стран Персидского залива развития индустрии практически с нуля, но у новичков есть большие преимущества. Для отрасли необходимы полупроводники, центры обработки данных и затраты на базы обучения для больших языковых моделей. ОАЭ и Саудовская Аравия имеют обильные запасы недорогой в производстве энергии из углеводородов, а также широкие возможности для развития солнечной энергетики.

Для производства полупроводников региону не хватает крайне ограниченного ресурса — воды, из-за чего выпуск чипов логичнее доверить признанному лидеру рынка — тайваньской TSMC, которая производит около 60% всех чипов в мире. Однако у этой проблемы есть и политический аспект: Ближний Восток оказался зажат в технологической войне между США и Китаем. Американские санкции ограничивают поставки высокопроизводительных чипов в том числе и в этот регион, чтобы помешать китайским фирмам обходить ограничения.

Эти санкции могут поставить под угрозу амбиции стран Персидского залива. Высокопроизводительные чипы имеют решающее значение для быстрой разработки ИИ-моделей. Они помогли исследователям из ОАЭ создать Falcon, первую арабскую ИИ-систему с открытым исходным кодом. Чтобы сохранить темпы разработок и конкурировать с французской Mistral и американской OpenAI, региону необходим постоянный доступ к самым передовым чипам.

В этой ситуации главным ограничителем для арабских проектов стало отсутствие высококлассных специалистов. Поэтому Эр-Рияд и Абу-Даби приходится убеждать профессионалов в области ИИ переезжать из таких привлекательных регионов, как Япония или Калифорния, на Ближний Восток. Даже с учетом щедрых налоговых льгот и новых программ «золотых виз» это трудоемкая задача.

Партнерство с Andreessen Horowitz и OpenAI не означает желание западных компаний создавать передовые предприятия именно на Ближнем Востоке. Альтман или Горовиц могут использовать арабские деньги для своих проектов в других регионах. Вопрос состоит в том, смогут ли стороны учесть пожелания друг друга, поскольку пока у ИИ-индустрии проблем с вложениями нет — и арабским инвесторам придется подумать о дополнительных стимулах для привлечения ИИ-элиты.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 246
Регистрация: 22.06.2020