Богатые и бедные: социальный взрыв неизбежен?
В 2020 году мир столкнулся с новым невидимым врагом – эпидемией коронавируса, но беда не пришла одна, и вслед за болезнью на человечество обручился экономический кризис. От части справившись с острой фазой пандемии, нам предстоит решить ещё одну очень серьезную и “взрывоопасную” проблему, а именно растущее неравенство между бедными и богатыми. Ведь она может повлечь за собой куда более страшные последствия, чем, кажется, утверждает экономическое новостное издание The Barrons.
Удар по бедным
Казалось бы, от ударов коронавируса и экономического кризиса пострадали все – и бедные, и богатые. Однако это не так: председатель Федеральной резервной системы США Джером Пауэлл, выступая на слушаниях в Конгрессе, заявил, что благосостояние различных слоев общества снизилось неравномерно и дальнейшее ухудшение экономической ситуации грозит лишь расширением этой пропасти между бедными и богатыми.
Так, например, в США 40% наименее обеспеченных людей с доходом ниже $40 тысяч в год потеряли работу, в то время как из тех, кто зарабатывает свыше $100 тысяч. в год работы лишились лишь 13%. Ещё более шокирующая статистика: всего на 1% самых богатых американцев приходится 20% доходов страны, а половина всех работников с наименьшим доходом зарабатывает лишь 13% от общих доходов населения Соединенных Штатов. Более того, богатые и бедные по-разному относятся к деньгам: накопления 10% самых богатых граждан выросли за последние три десятилетия, а 90% населения США с каждым годом все больше погружаются в долговую яму. Главный экономический индикатор, отражающий степень неравенства – индекс Джини. В США он равняется 45, в Китае – 46, а, например, в России – 41. Это означает, что проблемы неравенства являются универсальными для групп стран. Впрочем, в Германии, Норвегии, Швеции индекс колеблется в пределах 27-28 единиц – и ситуация там обстоит явно лучше.
Коэффициент Джини — статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по какому-либо изучаемому признаку. Используется для оценки экономического неравенства.
Неравенство касается каждого
В чем же проблема экономического неравенства? Разве не личное это дело каждого? Действительно, коммунистическая система с её идеями всеобщего равенства оказалась явно нежизнеспособна. Даже в «социалистическом» Китае пропасть между богатыми и бедными шире, чем в США. И вот почему нельзя закрывать глаза на все большее расслоение.
Во-первых, растущий разрыв между различными слоями общества приводит к росту социальной напряженности. Это отчетливо видно на примере США, охваченных беспорядками, где «протестующие» не столько чего-либо требуют, сколько выплёскивают свою накопившуюся злость и обиду, круша витрины элитных бутиков и сжигая автомобили более обеспеченных сограждан. Это неудивительно: ведь афроамериканцы – наименее обеспеченная прослойка американского общества. Их медианный доход составляет 80% от среднего по стране. Это вынуждает их пренебрегать требованиями самоизоляции и искать дополнительные источники заработка, пишет авторитетное американское финансовое издание The Financial Times.
Политический сдвиг
Как следствие, афроамериканцы заражаются и погибают значительно чаще, чем их белые или более богатые сограждане. Если же они лишаются работы, то откуда взять деньги, если в США сейчас более 20 млн безработных? Это чувство отчаяния, несправедливости и злости выливается в протесты и погромы. В свою очередь, данный феномен вполне способен оказать серьёзное влияние на всю политическую систему: по данным последних опросов, кандидат от Демократической партии Джозеф Байден обходит республиканца Дональда Трампа на 14 пунктов – с уровнем поддержки в 50% против 36% соответственно. А ведь еще в апреле Дональд Трамп считался недосягаемым фаворитом в президентской гонке. Джозеф Байден умело оседлал волну народного недовольства и имеет все шансы стать президентом, если протесты не утихнут.
Надпись: “Оставьте мелочь при себе, мне нужны перемены” Автор – Banksy
Во-вторых, на миллионах малообеспеченных граждан, к которым так пренебрежительно относятся богатые, держится экономика. Именно они заняты в рабочих профессиях – продавцами, уборщиками, нянями, курьерами. Более того, их финансовая культура поведения существенно отличается: весь дополнительный доход малообеспеченные граждане, как правило, не сберегают, а тратят на потребление, что служит топливом экономического роста. Так, например, граждане США с высокими доходами, лишившиеся работы и получавшие пособие в $1200, потратили лишь $300 за первые две недели, в то время как граждане с низкими доходами – $900. В целом, очевидно, правительствам не только США, но и других стран следует добиваться расширения среднего класса, когда доходы «бедных» покрывают их базовые потребности и позволяют потреблять дополнительные блага.
Исчезающий средний класс
Но кого считать представителем среднего класса? В США, например, средним классом считается семья с совокупным доходом порядка $100 тысяч в год. Таких – порядка половины американского общества, что, впрочем, ниже среднего показателя развитых стран – например, Германии и Японии, где на средний класс приходится свыше 60% населения стран. В России же критерии отличаются разительно. По оценке Президента России Владимира Путина, средним классом может считаться семья с доходами в 17 тысяч рублей в месяц на человека, или около 70% населения страны. Согласно критериям Высшей школы экономики, эта цифра гораздо ниже – 38% населения России, а швейцарский банк Credit Suisse и вовсе отнёс к среднему классу в России лишь 4% населения, чьи доходы превышают $18 тысяч в год.
Замкнутый круг
Возникает замкнутый круг: деньги делают деньги, и богатые становятся еще богаче – у бедных же нет возможности создавать накопления вовсе. Перейти из исчезающего среднего класса в разряд долларовых миллионеров довольно сложно: в США их число достигает 18,6 млн человек, или 5% населения, в Китае – 4,4 млн (0,27% населения), а в России – 246 тысяч (0,164%). Гораздо вероятнее, что человек окажется в числе «отстающих» с низкими доходами.
Однажды для финансирования своих базовых потребностей человек берет кредит, а затем снова и снова. Так, по данным исследования РИА Новости, в 2019 году объём кредитов в России вырос сразу на 19,4% – в среднем, суммарный долг каждого россиянина равен 227 тысячам рублей ($3100). В США ситуация еще хуже: суммарный потребительский долг страны достигает и вовсе $13,86 трлн – по $42 000 на каждого американца, от мала до велика. Главным образом, это долги по ипотеке и кредитным картам. Возникает эффект снежного кома: новые долги идут на погашение старых и на текущее потребление, и закредитованность продолжает расти.
Экономика мыльного пузыря
Как следствие, экономика растёт вместе с надувающимся долговым пузырем. Это возможно лишь до тех пор, пока ставки по кредитам остаются невысокими, а их определяет политика центральных банков. В США, например, Федеральная резервная система в рамках экстренных мер по преодолению последствий коронакризиса ещё в марте снизила ставку с 1,5-1,75% до 0%-0,25%. Российский Центробанк в этом году понизил ставку с 6% до 4,5%. Это делает кредиты доступнее, но в то же время снижает пространство для манёвра. Не могут же кредиты однажды стать бесплатными, а нулевые ставки сохраняться годами – значит, на горизонте нескольких лет ставки Центробанков вновь начнут расти. По всей видимости, в таком случае мир столкнётся с волной банкротств – как физических лиц, так и компаний и банков. Вся пирамида едва держится, а в ее основе – миллионы малообеспеченных, закредитованных и безработных граждан; чем их больше, тем ближе и страшнее очередной кризис.
Справедливые налоги – решение проблемы
Какой же выход? Одним словом – налоги. С помощью налогов правительства могут организовать более справедливое распределение богатства. Речь идёт, безусловно, не о социализме, а о социальной ответственности бизнеса и богатых граждан. С одной стороны, повышение налогов увеличит доходную часть бюджета, и эти деньги можно будет направить на создание новых рабочих мест, инфраструктуры и т.п. С другой стороны, решить проблему можно и с помощью снижения налогов – например, предоставлять субсидии тем компаниям, которые повышают зарплаты работникам, предоставляют более длительные оплачиваемые отпуска, больничные, развивают бизнес в упадочных районах страны. Целесообразным представляется снижение или вовсе отмена налогов на доходы физических лиц (и их зарубежных аналогов) для тех, кто зарабатывает меньше прожиточного минимума: в России, например, несмотря на повышение МРОТ, живут 18 млн нищих – не просто бедных, а именно нищих, – целых 12% населения страны. Было бы благоразумнее избавить данную категорию граждан хотя бы от части налогового бремени.
Россия уже сделала первый шаг на пути к прогрессивной системе налогообложения, которая доказала свою эффективность в развитых странах. В Германии, например, НДФЛ колеблется от 14% до 45%, в Новой Зеландии – от 10,5% до 45%. Что касается США, то ставка НДФЛ равняется 10% для дохода менее $800 в месяц и достигает 39,6% для тех, кто зарабатывает свыше $33 тысяч в месяц. В то же время, медианный доход составляет $2660-3500 в месяц (в зависимости от пола и расы), а с этой суммы уже необходимо уплатить 15-25% – фактически, государство отбирает четверть дохода у довольно небогатых, по местным меркам, людей.
Голос улиц
Идеи Робин Гуда все же находят больший отклик в сердцах представителей малообеспеченных слоев населения: так, например, бывший кандидат в президенты США Берни Сандерс в рамках своей избирательной программы в частности предлагал сделать бесплатными образование и медицину, электричество, обнулить долги за образование, а профинансировать все эти инициативы общей стоимостью свыше $50 трлн за счёт резкого повышения налогов на корпорации и физических лиц с доходом свыше $250 тысяч.
По данным опросов, рейтинг Берни Сандерса в феврале достиг 20%, что наглядно отражает настроения, как минимум, пятой части американского общества. Часть популярных идей выбывшего кандидата поддерживает Джозеф Байден, уже обходящий Дональда Трампа на 16% – примечателен и тот факт, что резкий рост уровня его поддержки пришёлся на пик коронакризиса и начало массовых беспорядков под лозунгом «Black Lives Matter». Голоса обездоленных и обиженных несправедливостью звучат все громче, и пренебрежение проблемой социального неравенства может повлечь серьезные сдвиги в обществе.
Мы же с вами все живем в реальном мире, не так ли?.. И прекрасно понимаем, что одно дело – то что хочется и совсем другое – то что мы имеем.
Конечно, в России надл и дальше повышать налоги на богатых. Это распространенная практика и богатые не станут от этого менее богатыми, зато это убережет их от недовольства тех, кто беднее
Более зажиточным людям, такая перспектива может не особо прийтись по вкусу.
Это пока лишь желания одних людей и опасения других. Законодательная основа то пока – молчит).
Приятно же богатым от бедных спасибо услышать))).
Упорядочить налоги на богатство и сделать бесплатными(не в кавычках) медицину и образование.Сейчас и болеть страшно – денег нет, и учить детей сложно – тоже денег не хватает.
Богатые должны понимать, что если исчезнет средний класс, то останутся они один-на-один с нищими, которым терять нечего. И нищие могут сокрушить все на своем пути.
Правильно написано, что чтобы выжить люди берут кредиты. А потом берут новые кредиты, чтобы гасить старые – круговорот. А толку все равно ноль.
Пока толстый похудеет, худой сдохнет. Вот так и с богатыми, и с бедными.
Богатым во всем легче. Деньги к деньгам проще приложить, чем какую-то копейку к пустоте. А ведь почти у всех людей среднего класса есть кредиты, да и у бедных тоже. Если бы были накопления, то в кредитах и нужды не было бы.
В США ситуация вышла из-под контроля. Начиналось, как протесты против расизма, а превратилось в бунт с погромами. И это все из-за экономического неравенства между людьми и классами.
Предположения и желания. А будущее то покажет какова будет реальность.
А кто считается бедным? Если зп меньше прожиточного минимума? Таких не так много. Надо вводить налог на богатство и индексировать зп хотя бы раз в год.