To reset your password, please enter your email address or username below.

Лукашенко затеял операцию «Возвращение»

Политическая эмиграция и бизнес-релокейт из Беларуси в результате подавления протестов 2020 года, соучастия в агрессии против Украины и вследствие санкций не прекращается. Массовый исход кадров не мог не отразиться экономике. Власти начали кампанию по возвращению «беглых» противников режима. И все бы ничего, но в процессе используется прокурорская риторика, а законодательство корректируется в сторону усиления контроля за инакомыслящими и сторонниками европейского выбора. Что это? Инерция репрессивной системы или расчет на то, что часть белорусов в качестве капитулянтов, рабочей силы и налогоплательщиков удастся вернуть в страну и без какой-либо «оттепели»?

Свежие данные Национального статистического комитета Беларуси: по состоянию на декабрь 2022 года в экономике страны было занято 4 млн. 190 тыс. человек. Для сравнения, цифры за три последние года перед политкризисным 2020 годом: 4 млн. 354 тыс. – в 2017 году, 4 млн. 338 тыс. – в 2018-м и 4 млн. 334 тыс. – в предвыборном 2019-м. Таким образом, потери составили 150 тысяч человек экономически активного населения.

Среди прочего эксперты отмечают такое важное качественное изменение в экономике Беларуси, как убыль в IT-кластере. А он много лет был драйвером экономического роста и брендом страны. Из 53 тысяч айтишников, которые работают на крупных и средних предприятиях, в 2022 году отрасль потеряла 14, подсчитало ведущее интернет-издании о белорусском IT-сообществе Dev.by.

Между тем, вопреки статистике официальная пропаганда заявляет о массовом возвращении востребованных специалистов: «Очень многие вернулись обратно. Попробовали заграницу на зуб и поняли, что в стране, где родился, там ты должен и пригодиться. Это хорошие тенденции», – заявил в ноябре прошлого года на специальном совещании по работе IT-сферы Александр Лукашенко. При этом он не преминул попенять айтишникам за участие в протестах 2020 года:

«Признаюсь, что ни я, ни спецслужбы не уделили этому должного внимания. Работающие в ПВТ, получая приличные доходы, заработную плату по сравнению со средней зарплатой в Беларуси, предпочли большие деньги и выполняли команды заграничных своих хозяев. Чаще всего заокеанских. Поэтому скидку надо делать на то, что все-таки ими управляли. А поскольку это молодые в основном люди, да и руководство Парка высоких технологий спустя рукава там работало – не знали своих людей и не противодействовали вовремя всем этим негативным тенденциям – мы получили то, что получили».

Проблема у текущей экономики и с рабочими специальностями. Точнее, с нехваткой рабочих рук. Однако это не только следствие политической эмиграции, но и увольнительных чисток неблагонадежных заводчан, которые активно участвовали в митингах и забастовках после президентских выборов-2020. Например, Минскому тракторному заводу требуется почти 1500 человек, при официальная численности работников в 16 тысяч.

В результате, по информации Федерации профсоюзов Беларуси, подготовлен проект законодательного акта, который дает право на отдельных предприятиях увеличивать предельное количество сверхурочных работ. И это при том, что в Беларуси установлена одна из самых высоких среди стран постсоветского пространства планок переработок – 180 часов в год. Профсоюзы согласились на такое решение. Правда, «если ситуация на производстве форс-мажорная, а наниматели обязуются в течение следующего года решить проблему нехватки кадров».

Последствием санкций и массового отъезда белорусов, а это преимущественно средний класс, стало также изменение потребительского поведения в предновогодний период. Специальное исследование с анализом транзакций по карточкам банков  показало, что в зависимости от индустрии потребители следуют двум основным паттернам поведения: переход на более дешевые товары – в этот тренд вписалась покупка техники, ювелирных изделий, косметики и алкоголя, и сокращение потребления – на одежду, общепит, спортивные клубы, салоны красоты и другие «второстепенные» категории.

То есть, деньги десятки тысяч уехавших белорусов тратили под новый 2023-й год, обживаясь за границей. И запуская там свои бизнесы. Например, в прошлом году количество вновь открытых белорусских компаний в Польше, в которых одним из учредителей является юридическое или физическое лицо из Беларуси, по сравнению с 2021 годом удвоилось.

В январе Лукашенко провел целое совещание, посвященное общественно-политической обстановке, на котором много говорилось об условиях возвращения «беглых» на родину. По словам руководителя Беларуси, «те, кто готов жить в мире, созидать для блага своей страны, не должны быть отвергнуты обществом». Но «только тем, кто вернется или из мест не столь отдаленных, или из-за границы и будут, как у нас принято говорить, «ябатьками» еще большими, чем те, кто сегодня нас окружает». В частности, должно прозвучать публичное раскаяние. Но даже в этом случае вопрос прощения и избавления от наказания будет решаться в индивидуальном порядке. А займется этим некая специальная межведомственная комиссия по руководством… генерального прокурора…

По мнению политолога Валерия Карбалевича, у этой пропагандистской кампании социально-экономическая подоплека:

«Политические репрессии и эмиграция затронули достаточно широкий слой общества. Причем, не только сторонников оппозиции. От террора властей пострадали даже дети высокопоставленных чиновников. Кроме того, политические репрессии оказывают негативное влияние на экономику, социальную сферу (ІТ-сектар, медицина, культура, спорт и др.). Например, дефицит медработников начинают замечать даже обыватели. Все это вызывает определенный ропот, производит негативное впечатление на граждан и госаппарат, что заметило и политическое руководство».

В общем, если возвращенцев не сажать, а штрафовать, то можно существенно пополнить бюджет. Однако вряд ли уехавшие массово поверят властям, тем более что те не обещают ни «оттепели», ни амнистии. Да и опыт показывает, что многие из тех, кто уже возвращался по тем или иным причинам, в большинстве своем оказывались в суде. По данным Правозащитного центра «Весна», за 2022 год и начало 2023-го было задержано 58 человек, которые вернулись в страну из-за границы. Из них 10 получили разные сроки до 5 лет колонии, 4 – ограничение свободы без направления в исправительное учреждение, еще 7 проходят сейчас по уголовным делам.

Валерий Карбалевич

По словам Валерия Карбалевича, операция «Возвращение» также могла быть затеяна из-за желания Лукашенко увидеть белый флаг своих оппонентов:

«Он не видит картины сдавшегося врага. Ему нужен белый флаг, поднятый по ту сторону баррикад. А его там нет. Покаянные видео из тюрьмы больше не греют душу. Потому что все они делаются под давлением тюремщиков. А он хочет, чтобы люди делали это добровольно, жертвую достоинством ради возвращения. Ему чрезвычайно важно увидеть морально сломленных, самораспятых бывших противников, слезно умоляющих о пощаде – вот тогда может появиться то щемящее чувство победы, которое никак не приходит».

Вместе с тем власти ужесточили законодательство касательно тех, кто тем или иным образом евроинтегрируется, пускай и в социально-экономическом плане. Подписанными Лукашенко поправками в закон «О гражданстве», которые вступят в силу с лета, введена обязанность для граждан уведомлять компетентные органы о наличии иностранного гражданства, ВНЖ и иных документов, дающих право на получение льгот и преимуществ за рубежом. Речь идет, в частности, о «Карте поляка», которую уже имеют около 140 тысяч белорусов.

Кстати, за обладание «Картой поляка» могут грозить различные последствия. На предприятиях уже призывают сотрудников сдавать эти «корочки», анонсируя не продление контракта и отсутствие перспектив повышения в должностях. А вот госслужащим по законодательству уже запрещено иметь «Карты поляка». Больше того, им, как и работникам сферы безопасности, доведено о нежелательности посещения стран, где Лукашенко не признают президентом Беларуси. Не принимаешь такие правила игры – увольняйся.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 293
Регистрация: 03.12.2020