To reset your password, please enter your email address or username below.

Новый этап информационной войны: Беларусь и Россия создают медиахолдинг

Власти Беларуси продолжают усиливать казенную пропаганду. Сначала к этому их подтолкнули массовые протесты после президентских выборов в 2020 году, а затем соучастие в Украинском конфликте. На этот год в бюджете республики прописано значительное увеличение финансирования государственных СМИ. А Александр Лукашенко активизировал продвижение своей идеи по созданию белорусско-российского медиахолдинга. Зачем ему понадобился этот проект и как это скажется на информационном пространстве Беларуси?

С идеей создания медиахолдинга так называемого Союзного государства России и Беларуси Лукашенко впервые публично выступил в конце 2021 года. По его мнению, такой холдинг нужен для того, чтобы «деньги, пусть даже небольшие, не размазывать по существующим газетам, журналам, Telegram-каналам и прочим «ютьюбам», а, собрав их в кулак, создать соответствующую группу, медиахолдинг и рассказывать о том, что происходит. А так мы просто размазываем эти деньги, раскладываем по разным тарелкам, а отдачи никакой не видим».

Таким образом, президент подверг критике целый ряд нынешних совместных медиапроектов, которые действительно имеют незначительную читательскую и зрительскую аудиторию. Это – газеты «Союзное вече» и «Союз: Беларусь и Россия», журнал «Союзное государство», телеканал «БелРос», портал soyuz.by, отличающиеся ангажированностью и официозным стилем.

Снова об этой своей идее Лукашенко заговорил в январе этого года на встрече с бывшим послом России в Беларуси, а ныне госсекретарем Союзного государства Дмитрием Мезенцевым. Причем на этот раз руководитель Беларуси озвучил конкретные желаемые сроки появления такой структуры – в текущем 2023 году, даже в первой его половине.

Об эффективности работы госСМИ, по всей видимости, травмированный масштабными протестами 2020 года, Лукашенко рассуждает достаточно часто. В результате они, как и провластные блогеры-пропагандисты, заметно активизировались. И некоторые ресурсы прилично нарастили аудиторию. В начале этого года Ютуб-канал правительственного информагенства БЕЛТА первым среди госСМИ преодолел планку в 1 миллион подписчиков. Год назад их было в пять раз меньше.

Более конкурентоспособными официальные и провластные медиаресурсы стали в том числе за счет того, что практически все крупные и популярные независимые медиа власти объявили экстремистскими. Подписка на них и репосты стали чреваты уголовным преследованием читателей и зрителей. Кроме того, госСМИ увеличили финансирование из бюджета. И не только из бюджета. С прошлой весны указом Лукашенко установлен специальный рекламный сбор, который идет на поддержку медиаофициоза. Своеобразный «пропагандистский налог» взымается в размере от 10% и выше в зависимости от вида рекламных услуг.

В свою очередь независимые СМИ в виду своего экстремистского статуса и переезда за границу практически полностью лишены рекламных заработков. В этом году бюджетные расходы на госСМИ снова увеличились. Особенно обращает на себя внимание трехкратно выросшая поддержка телеканала «Столичное телевидение», выделяющегося самой агрессивной пропагандой. Одно из «лиц» СТВ Григорий Азаренок стал, пожалуй, известен на всем постсоветском пространстве. Его фигура – этакая смесь Соловьева, Скабеевой и Жириновского.

В качестве иллюстрации приведем одну, причем не самую вербально агрессивную, цитату из авторской программы Азаренка в годовщину так называемой специальной военной операции:

«Да здравствует специальная военная операция, и пусть завянут от этих слов ваши нежные лживые либеральные ушки. Наша цивилизация бросила вызов мировому злу. Россия в очередной раз пошла на брань, чтобы спасти человечество, оправдать его перед Господом Богом. Беларусь встала рядом».

Языком ненависти все чаще стал изъясняться и глава Беларуси, позволивший себе недавно публично перед назвать президента Украины «гнидой» и регулярно ретранслирующий в своих речах кремлевские мессиджи и нарративы. За свое февральское интервью китайским СМИ Лукашенко удостоился даже личной похвалы Путина во время их московской встречи.

Почему же Лукашенко настаивает на создании медиахолдинга и может ли его деятельность дать серьезный пропагандистско-идеологический эффект? Судя по всему, он высоко оценивает уровень российской пропаганды с ее опытными кадрами и материальными вливаниями. Причем оценивает как непосредственный пользователь.

В августе 2020 в самый разгар протестов забастовало значительное количество сотрудников белорусских гостелеканалов. Штрейхбрекерить прилетели российские журналисты и пропагандисты – от контентщиков до инженеров монтажа. За приличные гонорары. В этом признался и сам Лукашенко. Правда, при этом он заявил, что оплачивались эти медиа услуги не за государственные средства, а за счет неких друзей – видимо, российских бизнесменов:

«Свято место пусто не бывает. Я попросил россиян: дайте нам 2-3 группы журналистов на всякий случай, дайте мне одну группу в пул президента. Мы россиянам не платим вообще. Слушайте, неужели я не найду в России друзей, которые поддержат этих людей?»

Политический аналитик Игорь Тышкевич отмечает, что создание медиахолдинга может открыть властям Беларуси новые возможности для игры как на своем, так и российском информационном поле:

«Электоральное ядро Лукашенко смотрит белорусское телевидение или российские каналы. Каким-то образом ограничивать последние не совсем с руки и страшно. Давайте вспомним, что российские медиа достаточно долго Беларуси вещали в записи и подчищались. В свое время первый лозунг белорусского Общенационального телевидения был «Не вместо, а вместе»: тогда сначала они брали контент российского Первого канала и делали свои новости, затем добавляли больше и больше своего. И медиахолдинг может быть такой же попыткой: начинать с такого же лозунга, а дальше держать редакционную политику под своим влиянием.

Влияние официального Минска на ту же редакцию телерадиокомпании «Мир» на порядок больше, чем на любое представительство российских медиа в Беларуси. Белорусская пропаганда пытается повторять базовый набор российских «темников», условно говоря, работать по российским шпаргалкам. Другое дело, что Минску хотелось бы включать свое, местами менять какие-то акценты и в том числе пробовать работать на российском инфополе. Потому что на сегодня идет игра в одни ворота».

Что касается конкретных пропагандистских целей, то этот год – предвыборный: в 2024 году пройдут выборы депутатов всех уровней и выдвижение делегатов на Всебеларусское народное собрание. ВНС — это что-то вроде вече, которое после принятых в прошлом году изменений в Конституцию станет важной структурой в политическом устройстве Беларуси при Лукашенко. Звучат даже предложения избирать на нем главу государства. Но пока президентские выборы намечены на 2025 год.

По мнению эксперта, ключевой задачей пропаганды будет сделать так, чтобы «Лукашенко воспринимали хотя бы как наименьшее зло». После волны насаждения в обществе страха власти постараются дать людям надежду: не случайно 2023 год в Беларуси был объявлен Лукашенко Годом мира и созидания. Что касается перспектив «оттепели», то многое будет зависеть от итогов российско-украинского конфликта и того, какой имидж останется у Лукашенко.

Политический обозреватель Александр Класковский в свою очередь полагает, что медиахолдинг станет, с одной стороны, очередной синекурой в структурах Союзного государства Беларуси и России, только уже не для чиновников, а для пропагандистов. А с другой стороны, Лукашенко важно решать пропагандистские задачи с помощью дополнительных ресурсов:

«Думаю, он в чем-то завидует российской пропаганде, в которую Кремль вкладывает огромные деньги, а белорусский бюджет этого позволить не может».

Понятно, что и в союзный медиахолдинг, если он появится, больше вложится Россия. В бюджете Союзного государства традиционно на нее приходится большая доля. Не исключение и бюджет-2023. В Беларуси тему медиахолдинга уже во всю пиарят, а Министерство информации даже рассказало о том, как видит работу холдинга.

«Оставить одно печатное СМИ, потому что аудитория среднего и старшего возраста читает печатные СМИ. Это должно быть телевидение с хорошим распространением в режиме масткер в кабельных сетях, может быть, в мультиплексах — посмотрим, как будет развиваться история. Конечно же, Digital-сферы. Это сайт, соцсети, мессенджеры. И эти среды должны быть единственным оперативным и объективным источником союзной тематики, который будут распространять все республиканские и местные СМИ», – рассуждает министр информации Беларуси Владимир Перцов.

Озаботились в республике и подготовкой пропагандистских кадров. Заместитель главы Администрации Лукашенко Игорь Луцкий прямо заявил, что Беларусский государственный университет (главный вуз страны) должен готовить именно бойцов информационного фронта:

«К сожалению, до сих мы выявляем в структурах СМИ людей, которые не поддерживают государственную политику. Президентом принято решение о создании наблюдательного совета на факультете журналистики. Позиция такая: мы готовим не просто журналистов, мы готовим бойцов информационного фронта. Все это должны четко понимать и осознавать».

Таким образом, с созданием союзного медиахолдинга можно прогнозировать усиление пропаганды в белорусском медиапространстве. И во многом она останется замешанной на прокремлевских установках. Как минимум в информационную войну Лукашенко вступил.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 293
Регистрация: 03.12.2020