Жизнь после смерти: как убийство Сулеймани повлияло на отношения США и Ирана?
2020 год с самого начала оказался богат на негативные события. 3 января США нанесли авиаудар по автомобильной колонне в пригороде Багдада. В результате бомбардировки был убит влиятельный иранский генерал Касем Сулеймани, руководивший элитным спецподразделением «Аль-Кудс». Приказ об уничтожении высокопоставленного иранского военного отдал лично президент США Дональд Трамп: этот шаг якобы стал местью Вашингтона за атаку американской базы в Ираке 27 декабря. Более того, Сулеймани обвинили в подготовке теракта в одном из посольств США. В качестве ответа 8 января Иран нанёс ракетный удар по двум американским авиабазам – тогда мир оказался на пороге полномасштабных боевых действий. С тех пор прошло полгода. Казалось бы, об убийстве генерала Сулеймани уже давно все забыли – особенно на фоне пандемии и экономического кризиса. Однако у иранцев хорошая память, и они не готовы оставить гибель своего генерала без ответа.
Международное преступление
Так, об убийстве генерала вновь заговорили 7 июля – после того, как были представлены выдержки из доклада спецпредставителя ООН по вопросам внесудебных и произвольных расправ Агнес Калламар. Госпожа Калламар убеждена, что авиаудар американского БПЛА по аэропорту столицы Ирака, который является суверенным государством, был незаконным и грубо нарушил устав ООН. Напомним, тогда погибли девять человек, не считая самого генерала.
Груда искореженного метала – все, что осталось после удара американского БПЛА по колонне.
Калламар призвала привлечь к ответственности лиц, принявших такое решение, поскольку США так и не обосновали свои действия путем предоставления международной общественности убедительной информации об исходящей от Сулеймани «непосредственной угрозе». Кроме того, совершенное США убийство иранского генерала стало первым международным прецедентом, когда атакующая сторона объяснила ликвидацию иностранного высокопоставленного государственного чиновника на территории третьей страны «самообороной». Доклад спецпредставителя ООН возмутил госсекретаря США Майка Помпео, который назвал действия США соответствующими международному праву и пообещал, что США и впредь будут предпринимать все необходимые действия для своей защиты.
Таким образом, США и Иран кардинально расходятся во взглядах на произошедшее. По мнению Тегерана, убийство иранского генерала на территории другой страны с применением авиации – ни что иное, как жестокое убийство, а те, кто его совершил, – преступники. Так, 29 июня Иран подал официальный запрос в Международную организацию уголовной полиции на розыск президента США Дональда Трампа и ещё 36 человек, непосредственно задействованных в ликвидации Сулеймани. Прокурор Тегерана Али Мехр официально обвинил их в убийстве и терроризме.
Впрочем, Интерпол в тот же день ответил на обращение Ирана, заявив, что не будет его рассматривать. «В соответствии со статьей 3 Устава Интерпола, «организации строго запрещается осуществлять какое-либо вмешательство или действия политического, военного, религиозного или расового характера». Поэтому когда и если подобные запросы будут направлены в Генеральный секретариат полицейской организации, она не будет рассматривать запросы такого рода», – отметил представитель организации.
Интерпол не встал на сторону Ирана и дал четко понять, что ликвидация Сулеймани и наказание виновных – скорее политический вопрос, а не уголовный. Это создаёт опасный прецедент: выходит, если человек застрелит, задушит кого-то или устроит взрыв – это убийство и теракт, а авиаудар по автомобильной колонне с уничтожением десятка человек – это «самооборона» и политический вопрос.
Не все так однозначно
Впрочем, справедливости ради следует представить и точку зрения Вашингтона. В своём докладе Конгрессу администрация президента Дональда Трампа оправдала применение силы статьей 2 Конституции США, а также резолюцией Конгресса по Ираку от 2002 года. Целью авиаудара было «предостеречь Иран от повторения атак американских военнослужащих или поддержки сил, враждебных США» и «подорвать возможности Ирана и спецподразделения «Аль-Кудс» по поддержке боевиков, атакующих силы США и их союзников». Фактически США дали понять, что будут жестко отвечать на гибель своих военнослужащих, дислоцированных за рубежом (27 декабря в результате ракетного обстрела, предположительно, осуществлённого шиитскими проиранскими боевиками, погиб американский военнослужащий).
С одной стороны, гибель солдат на войне не является чем-то необычным и, как правило, не вызывает такой бурной ответной реакции. А значит, и нанесение авиаудара было чрезмерным шагом и представляло собой убийство или даже теракт, как считают в Тегеране. С другой стороны, США и Иран не находятся в состоянии войны: фактически, Иран действует через своих «прокси» – военизированные группировки, что позволяет избежать официальной ответственности, открестившись от их действий.
Впрочем, на этот раз трюк не сработал: Вашингтон не захотел играть в кошки-мышки и затевать долгую и, наверняка, безуспешную процедуру поиска и наказания виновных в обстреле военной базы и решил взять ситуацию в свои руки, сделав сильный ход, которого, похоже, не ожидал никто. Убийство Сулеймани – ясный сигнал о том, что будет с теми, кто нападает на американских военных и де-факто несёт личную ответственность за действия боевиков. Как бы то ни было, о международно-правовой легитимности действий США спорить можно долго, но следует попытаться дать ответ на вопрос, достигли ли США своих целей и было ли это верным решением?
Невнятное возмездие
Через пять дней Иран объявил о начале операции «Мученик Сулеймани», чей масштаб, однако, не соответствовал яростной риторике Тегерана, угрожавшего США войной. 8 января был нанесён удар по двум базам США в Ираке. По данным Тегерана, в результате ракетного удара погибло около 100 американских военнослужащих, однако Вашингтон опровергает эти данные и заявляет только о контузии нескольких десятков человек. Более того – 11 января, из-за опасений ответного удара со стороны Соединенных Штатов, иранскими ПВО и вовсе по ошибке был сбит пассажирский самолёт Boeing 737.
Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи заявил, что атака на американские военные базы в Ираке — это «пощёчина» США, и добавил, что она не является равнозначным ответом на гибель генерала Касема Сулеймани. «Нашим итоговым ответом на его убийство будет то, что мы выгоним все силы США из региона», — написал в Twitter после атаки президент Ирана Хасан Роухани.
Глава МИД Ирана Джавад Зариф назвал удары по американским объектам «пропорциональным» ответом на «трусливые атаки против наших граждан и высокопоставленных политических деятелей». Зариф также добавил, что Иран завершил свою «законную» месть за убийство генерала Сулеймани и не желает эскалации конфликта. Командующий военно-космическими силами Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) Амир Али Хаджизаде заявил, что удар по американским базам в Ираке был только началом масштабной операции под названием «Мученик Сулеймани», и её продолжением станут действия против американцев во всём регионе.
США – под ударом
Впрочем, Ближним Востоком действия Ирана могут не ограничиться, и США впервые за 40 лет могут столкнуться с организованными Тегераном терактами на своей территории, пишет журнал The National Interest. Агенты Ирана и поддерживаемые Тегераном ливанские боевики из группировки «Хезболла» неоднократно устраивали теракты и покушения на американцев и израильтян на территории третьих стран в качестве ответа на обострение отношений. Не исключено, что Иран может перейти красную черту, считает политолог Мэттью Левитт из института Вашингтона. «Хезболла», а также связанные с Ираном «прокси» могут годами планировать диверсии, и они предпочитают выбирать конкретные цели. В частности потенциальными целями могут стать те самые 36 человек, которых Иран считает причастными к организации убийства Сулеймани.
Сожжение американского и израильского флагов во время акций протеста в Иране
В то же время, эксперты, опрошенные The National Interest, сходятся во мнении по нескольким аспектам. Во-первых, вероятнее всего, Иран не будет в данный момент предпринимать никаких действительно враждебных шагов – тем более, устраивать теракты в США. Для этого необходимы новые триггеры, и убийства пусть даже очень влиятельного генерала полугодовой давности здесь уже недостаточно. Во-вторых, переход к диверсиям на американской территории будет означать фактическое начало войны – и Иран в таком случае серьезно рискует оказаться целью масштабного военного удара. В-третьих, в 2018 году спецслужбы США раскрыли иранскую шпионскую сеть, а также обнаружили «спящие ячейки» «Хезболлы» – знаковым стало дело ливанца Али Курани, осуждённого в 2019 году. Буквально за всеми гражданами Ирана ведётся наблюдение, что значительно затрудняет вербовку агентов и проведение терактов.
Таким образом, генерал Сулеймани даже после своей насильственной смерти остаётся камнем преткновения в ирано-американских отношениях, и эта история далека от своего завершения. Иран, по факту, так и не отомстил Вашингтону. Не может он добиться справедливости и с помощью международно-правовых институтов. Поэтому Тегерану ничего не остаётся, как взять решение проблемы в свои руки, устроив охоту на виновников убийства генерала, что, однако, может обернуться против самой Исламской Республики. Как бы то ни было, проблема никуда не ушла, и она остаётся бомбой замедленного действия прямо в сердце Ближнего Востока.
В свете этих событий приходится признать, что теперь нужно быть готовыми к любым ответным действиям Ирана, которые они посчитают местью за смерть Сулеймани.
Амбиции правителей выходят боком обыкновенным гражданам и солдатам. Им совершенно все равно, что погибают сотни людей.
Вместо того, чтобы обмениваться ударами, лучше бы решали свои внутренние проблемы. У каждого государства их больше, чем хотелось бы.
Такие провокационные убийства, а потом ответы на них, когда снова погибают люди, не приведут ни к чему хорошему. Люди не могут простить смерти и увечья соотечественников.
Я не понял, а американцев оправдывает то, что они действовали по своим внутренним законам, а не по международным? Это сто за оправдание такое?
“Через пять дней Иран объявил о начале операции «Мученик Сулеймани», чей масштаб, однако, не соответствовал яростной риторике Тегерана, угрожавшего США войной. 8 января был нанесён удар по двум базам США в Ираке.” – месть за месть, интересно у них получается. + Ко всему ещё и гражданский Боинг сбили. Иран гонит.