«Трамп или Байден»: кого Россия хочет видеть в кресле президента США?
Уже завтра, 3 ноября, в Соединенных Штатах пройдут очередные выборы президента, и поскольку США являются мировым лидером, то результат этих выборов серьезно повлияет не только на политику Вашингтона, но и на политические процессы во многих странах мира, включая Россию. Так кого Россия хочет видеть в Белом доме и каких изменений претерпит ее внешнеполитический курс после 3 ноября?
Старые и новые надежды
После объявления результатов президентских выборов в США в 2016 году Россия была полна надежд. Несмотря на все обвинения во вмешательстве в избирательный процесс, а также утверждения американских политиков и СМИ, что Дональд Трамп победил лишь благодаря российским агентам влияния и хакерам, в Кремле царил оптимизм. В свою очередь, главный редактор финансируемого Москвой информационного канала RT, который в США назвали орудием российской пропаганды, Маргарита Симоньян вообще хотела прокатиться в автомобиле с американскими флагами.
Впервые со времен провалившейся «перезагрузки» при Бараке Обаме (2009-2013 гг.) казалось, что российско-американские отношения может ждать серьезное улучшение, и у руководства России были причины для оптимизма. Включаясь в президентскую кампанию, республиканец Дональд Трамп обещал России «большую сделку» − то есть нечто, способное изменить суть сложившихся отношений между двумя державами. В его риторике, в отличие от кандидата от демократов Хиллари Клинтон, не было нравоучений, фраз о правах человека или критики российского политического режима. Более того, Трамп говорил о своем желании «поладить с Путиным».
Противостояние Трампа политическому истеблишменту Соединенных Штатов, который откровенно не хотел его избрания, давали России надежду на то, что у нее появится союзник среди американской элиты, еще со времен Холодной войны настроенной по отношению к Москве с откровенным скептицизмом. А поскольку кандидат от республиканцев одержал на выборах победу, то казалось, что его популярности и влияния хватит для того, чтобы переломить сложившийся в российско-американских отношениях тренд на конфронтацию.
Кроме того, Трамп делал все для ослабления единого фронта западных стран, вступая в конфликты с партнерами по НАТО. Ярким примером такого конфликта выступает скандал 2019 года, когда британский посол в США Ким Дэррок в дипломатической корреспонденции назвал американского лидера «некомпетентным» и «ненадежным», а Трамп, в свою очередь, раскритиковал как посла, так и политику правительства Терезы Мэй по вопросу Brexit.
При Дональде Трампе Соединенные Штаты стали принимать меньшее участие в международных конфликтах, пытаясь разрешить назревшие внутренние проблемы. Кроме того, в сентябре 2020 года Трамп заявил, что гораздо большей угрозой для США выступает Китай, а не Россия.
Очевидно, что Россия хотела иметь дело именно с Дональдом Трампом по двум основным причинам. Во-первых, он не боялся рушить прежние политические подходы, делая неожиданные и порой противоречивые шаги. И, во-вторых, риторика Трампа давала надежду на заключение той самой «большой сделки», способной дать новый толчок развитию российско-американских отношений.
Однако после победы кандидата от республиканской партии надежды России постепенно начали рушиться. Уже в 2017 году против России в рамках закона «О противодействии противникам США посредством санкций» были приняты новые меры воздействия, которые ограничили размеры и сроки инвестиций в российские нефтегазовые компании и установили возможность вводить персональные санкции против тех лиц, которых руководство Соединенных Штатов сочтет причастными к нарушению прав человека и участию в кибератаках.
Кульминацией российско-американских отношений при Трампе стал саммит Россия − США в Хельсинки в 2018 году. Туда Россия шла с большими надеждами и целым списком предложений, способных улучшить двусторонние отношения. В число этих предложений входили, например, продление Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), а также создание рабочей группы по вопросам кибербезопасности.
Однако никаких существенных договоренностей, способных улучшить отношения между Москвой и Вашингтоном, на саммите подписано так и не было. Владимир Путин и Дональд Трамп лишь выразили желание наладить отношения и восстановить доверие между странами, но дальше слов дело так и не зашло. Более того, через несколько дней после саммита в Хельсинки Госдепартамент США опубликовал Крымскую декларацию, еще раз подчеркнув, что Соединенные Штаты не признают Крымский полуостров частью России.
Президент США Дональд Трамп и президент России Владимир Путин на саммите в Хельсинки, 16 июля 2018 года
После этого российско-американские отношения ждало лишь дальнейшее «охлаждение». Кроме новых санкций, возникла и реальная угроза российскому проекту «Северный поток-2» со стороны США. И стало понятно, что мечты о «большой сделке» остались лишь мечтами, а попытки договориться оборачиваются не только ослаблением самого Трампа внутри Соединенных Штатов, но и новым этапом антироссийской политики. В итоге, по мнению экспертов, отношения двух держав опустились на самый низкий уровень со времен распада Советского Союза.
Однако, несмотря на предыдущие четыре года разбитых надежд, санкций и ухудшения отношений, среди российской элиты все еще остаются те, кто хочет «поладить с Трампом». Но есть и те, кто видит в его президентстве гораздо больше минусов, чем плюсов.
За и против
Необходимо сразу отметить, что как таковой единой позиции среди российского истеблишмента нет. Скорее можно говорить о нескольких группах влияния, каждая из которых по-разному относится как к Трампу и итогам его президентства, так и к кандидату от демократов Джо Байдену.
Как уже было сказано, присутствуют те, кто все еще хочет «поладить с Трампом». В состав этой группы российской элиты входят деятели, которые рассчитывали на «большую сделку», способную прекратить конфронтацию с США и кардинально изменить двусторонние отношения. По мнению экспертов, эти взгляды доминировали до упомянутого саммита в Хельсинки в 2018 году, который показал, что никаких существенных договоренностей с Трампом не будет.
Самыми явными представителями этой части российской элиты являются государственные пропагандисты, которые отвечают за информационное освещение событий как внутри страны, так и за рубежом. Однако даже и они, судя по всему, постепенно отказываются от прежних надежд. Так, уже упомянутая Маргарита Симоньян, теперь заявляет, что на этих президентских выборах гражданам США предлагается выбирать между «полоумным и слабоумным».
Сейчас оптимизма в российских правящих кругах поубавилось, и все чаще звучит прагматичное мнение, что Трамп полезен России, прежде всего, как инструмент ослабления самих Соединенных Штатов. И важно не то, что с ним никак не удается договориться, а то, что самим своим нахождением на посту президента и своей противоречивой политикой Трамп прямым образом играет на руку России.
Кроме того, у Трампа есть и другой существенный плюс – это его большая, чем у демократов, склонность к изоляционизму и решению, прежде всего, внутренних проблем самих США. Еще со времен своей предвыборной кампании в 2016 году действующий президент Соединенных Штатов не проявляет особого желания лезть во внутренние дела России, а также в международные конфликты, включая, например, гражданскую войну в Сирии и конфликт в Нагорном Карабахе. А это, в свою очередь, предоставляет России свободу действий во внешней политике.
Такую позицию чаще всего разделяют представители силовых структур, которые хотят сотрудничать с США по конкретным вопросам практического характера и не мешать друг другу по конфликтным темам. То есть без значительных прорывов в двусторонних отношениях, но и без «охлаждения». К сторонникам этого подхода можно причислить президента России Владимира Путина, во время саммита в Хельсинки предлагавшего обсудить конкретные предложения, вроде воссоздания двусторонней рабочей группы по борьбе с терроризмом и вопрос Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД).
Говоря же о кандидате от Демократической партии Джо Байдене, нужно заметить, что как таковых сторонников у него среди российской элиты нет, а его «плюсы» скорее являются отражением минусов президентства Трампа. Определенная неприязнь к Байдену со стороны Кремля имеет долгую историю и прослеживается еще с того периода, когда он был вице-президентом в администрации Барака Обамы.
В 2011 году Байден посетил Москву и во время визита встретился с лидерами оппозиции, где высказал мнение о том, что Путину не нужно еще раз баллотироваться в президенты. Затем именно Байден стал неофициальным куратором украинского направления после свержения президента Виктора Януковича в 2014 году и неоднократно вмешивался во внутренние дела этой страны. Все это не могло понравиться России, которая рассматривает Украину как часть своей зоны влияния.
Кандидат в президенты США от Демократической партии Джо Байден
Однако среди российского истеблишмента есть те, кто видит в президентстве Дональда Трампа больше минусов, чем плюсов. К ним относятся, прежде всего, профессиональные дипломаты и эксперты, консультирующие руководство России по проблемам внешней политики. Они считают, что проводимая Трампом непредсказуемая политика угрожает не только самим Соединенным Штатам, но и всему миру в целом, включая и Россию. Не стоит забывать о том, что США все еще остаются мировым лидером, и их политика влияет на мировые процессы в целом.
Соответственно, многие российские дипломаты и эксперты-американисты придерживаются мнения, что если бы в 2016 году вместо Трампа победила Хиллари Клинтон, то Штаты более ответственно и менее жестко подошли бы к вопросу антироссийских санкций. Да, России бы с большой долей вероятности пришлось бы иметь дело с критикой своей внешней политики со стороны США и их нравоучениями, однако общие результаты президентства Клинтон были бы на уровне Обамы и менее разрушительными, чем вышло у Трампа.
По этой причине часть российской элиты считает, что победа на президентских выборах системного и компетентного Байдена была бы более предпочтительной, потому что его решения будут более предсказуемыми, и у него будет больше возможностей воплотить достигнутые с Россией договоренности в реальность.
Кроме того, бывший вице-президент склонен уважать соглашения, к заключению которых он сам приложил руку в прошлом. Так, он заявил, что в случае победы на выборах незамедлительно продлит на 5 лет Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), в переговорах по которому он участвовал еще в 2010 году, а все возникшие разногласия хочет урегулировать в ходе дальнейших переговоров с Россией.
То есть основные плюсы Джо Байдена – это его системность, предсказуемость и склонность придерживаться прежних договоренностей. А минус – это давние негативные отношения с Кремлем, приводящие к его заявлениям в духе «Россия – это главная угроза для нашей безопасности и союзов».
Поэтому значительная часть российского истеблишмента все еще предпочитает Трампа, хотя и без прежнего оптимизма, и по чисто прагматическим причинам. Однако и усталость от его правления уже накопилась, что подталкивает руководство России к определенным шагам навстречу Байдену.
Жизнь после выборов
Говоря же о том, как изменится политика России после президентских выборов 3 ноября 2020 года, нужно принимать во внимание данные недавних опросов, согласно которым Джо Байден обходит Дональда Трампа от 10 до 14 процентных пунктов, что вполне может принести ему победу. Осознавая это, руководство России уже начало делать определенные шаги навстречу ему.
Данные опросов телеканала NBC и газеты The Wall Street Journal, согласно которым у Байдена – 52%, а у Трампа – 42% голосов
Так, во время интервью каналу «Россия 1» 7 октября 2020 года Владимир Путин вспомнил о своем коммунистическом прошлом, подчеркнув общность левых, социал-демократических ценностей с кандидатом от Демократической партии. Кроме того, он упомянул о поддержке Советским Союзом афроамериканского населения, которое является одной из главных электоральных баз демократов, а также сказал, что уже упомянутая готовность Байдена к продлению СНВ дает почву для будущего взаимодействия Вашингтоном и Москвой.
То есть, в отличие от ситуации 2016 года, когда Россия приложила много усилий для дискредитации Хиллари Клинтон и дополнительно ухудшила свои отношения с Демократической партией, сейчас она ведет себя гораздо более осторожно, заранее стараясь подготовить почву для взаимодействия с Байденом на тот случай, если он все-таки победит.
Что же касается внутренней политики России, то исход выборов 3 ноября вполне может сказаться и на ней. Так, по мнению экспертов, в случае победы демократов Кремль может перенести парламентские выборы, которые намечены на 2021 год, с осени на весну, чтобы закрыть этот вопрос пока новое руководство Соединенных Штатов не начнет активно влиять во внутреннюю политику Москвы.
Кроме того, в случае победы кандидата от Демократической партии можно ожидать большего вмешательства в дела России, включая критику ее внешней политики и состояния прав человека в стране. А в ситуации ухудшающейся конфронтации со странами Запада, которую только подстегнуло отравление Алексея Навального, на передний план может выйти та часть российской элиты, для которой США – это противник и источник долгосрочной угрозы вне зависимости от того, кто сидит в президентском кресле. В нее входят, прежде всего, высокопоставленные силовики. Они могут воспользоваться ухудшением отношений с Соединенными Штатами для того, чтобы укрепить собственную власть и усилить консервативную и репрессивную политику внутри страны.
В целом исход президентских выборов в США серьезно повлияет как на внешнюю, так и на внутреннюю политику России. В особенности если победу на них одержит Джо Байден. Но даже в случае успеха Дональда Трампа былой оптимизм в отношении него российская элита уже не испытывает и будет выстраивать отношения, руководствуясь прагматическим подходом.