To reset your password, please enter your email address or username below.

Марионеточный театр: почему белорусская граница не закроется

Итак, Беларусь оказалась фактически отрезана от Евросоюза. А в конце августа министр внутренних дел и администрации Польши Мариуш Каминьски заявил, что могут быть закрыты и оставшиеся действующие погранпереходы, если, как он выразился, «дойдет до критического инцидента». Казалось бы, катастрофа близко. Ведь никаких четких критериев этого самого инцидента не прозвучало, а учитывая сложившуюся ситуацию в Беларуси, за уши к этой формулировке можно сейчас притянуть что угодно. Однако, как всегда, не все так однозначно.

Для начала посмотрим, в какой точке находится Беларусь. Итак, на границе с Литвой продолжают работать 4 из 6 автомобильных погранперехода. В начале августа закрылись «Твярячюс/Видзы» и «Шумскас/Лоша», к слову, предназначенные для пассажирского транспорта. На польской границе функционирует «Брест/Тересполь» — для легковых автомобилей и «Козловичи/Кукурыки» — для грузовиков. Латвия закрыла один из двух КПП —«Силене/ Урбаны».

Действующие пункты пропуска Беларусь — ЕС, инфографика: ГПК Беларуси

Тем не менее, Европа будто бы настроена не закрываться полностью, а как раз наоборот. Во-первых, польские власти сделали максимально конкретное предложение белорусской стороне, приняв которое Беларусь, по идее, разом снимет все пограничные ограничения. Во-вторых, все та же Польша, которая, кажется, агрессивнее всех относится к белорусскому режиму, внезапно берет и возобновляет выдачу туристических виз гражданам Беларуси.

Начнем с первого пункта. Итак, заместитель министра внутренних дел Польши Мацей Вонсик заявил, что рассчитывает на смягчение политики официального Минска и предложил все-таки разобраться с нелегальными мигрантами, а также вывести «Вагнер» из страны.

Но самое интересное не сама суть предложения, а «своевременность», с которой оно было сделано. Так, по сообщениям СМИ, бойцы ЧВК «Вагнер» начали уходить из Беларуси еще в начале августа. Например, Институт изучения войны (ISW)  в своем отчете докладывал, что был зафиксирован первый этап «исхода», а второй якобы планировался на 13 августа.  Плюс 23 августа появились спутниковые снимки полуразобранного лагеря ЧВК под Осиповичами.

Спутниковые снимки от 1 августа и 23 августа

Конечно, все это время Лукашенко говорил, что в целом никто никуда не уходит, точнее «не бежит», но и демонтаж, к слову, не опроверг:

«Почему мы лишние палатки убираем – столько не надо этих палаток. Мы выстроили систему, как будем работать. Ну если уж очень откровенно, здесь остается ядро, кто-то уехал в отпуск, кто-то вообще решил жить в стороне, но телефоны, адреса, пароли, явки в этом ядре известны. В течение нескольких дней все будут здесь, до 10 тысяч человек. Сейчас нет необходимости их здесь держать. Поэтому никуда они не бегут. Столько, сколько нам надо и этому подразделению, они будут у нас жить и работать».

К слову, еще 19 июля, ныне покойным Евгением Пригожиным в Беларуси было зарегистрировано ООО «Конкорд Менеджмент и Консалтинг». Однако основным видом деятельности этой компании было заявлено «управление недвижимым имуществом». 

А затем в начале августа в Республике появилось ООО «Группа Вагнер», вид деятельности этой компании следующий — «прочие виды образования, не включенные в другие группировки». К таковым, согласно коду Общегосударственного классификатора видов экономической деятельности, относятся, в частности, курсы повышения профессиональной квалификации, курсы выживания и т.д. В целом, похоже на то, что «Вагнеровцы» в Беларуси если и остались, то скорее, чтобы делиться опытом.

И это можно расценить опять двояко — и контингент остался в стране, а то «мало ли что» (собственно, поэтому европейским соседям и не расслабиться никак), и в то же время как бы заявляется, что никакой опасности нет, ведь они не остались, как военные. Что происходит с «Вагнером» – сейчас не очень понятно, власти периодически «вбрасывают» о том, что они все на месте, но в остальном тема будто бы совсем затухла.

Теперь, что касается миграционного кризиса. Судя по реакции на заявление о блокировке границ, было оно, вроде как, услышано. По данным экспертов в течение недели после того, как были озвучены требования, число попыток нелегального пересечения границ снизилось более чем в два раза. Тем не менее, спустя время ситуация вернулась, что называется, на круги своя — 1000+ случаев.

Но тут тоже следует обратить внимание на то, что изменилась география «прорывов» — антирекордсменом стала Латвия. И это поразительно совпадает вот с какой логикой. С Польшей Беларусь по ощущениям, хотела бы наладить более-менее нормальные отношения, с Литвой — хотя бы установить «нейтралитет», а вот Латвия будто вне каких-либо интересов, поэтому поток нелегалов был направлен именно туда.

Забор на границе Латвии и Беларуси, фото: LETA

Дальше буквально пара слов о визах: официально были сняты ковидные ограничения. Но посудите сами, кто в 2023 году вообще об этом вспоминает? Больше похоже на «шаг навстречу», при этом так, чтобы никто не мог обвинить в лояльности к «кровавому рэжыму».

И это похоже на правду, потому что самой Польше крайне невыгодно полное закрытие границ. Ведь эта страна, как и Беларусь является таким логистическим хабом между западом и востоком. На данный момент она уже теряет миллиарды евро, а если движение будет полностью заблокировано, то случится вообще кризис.

Что касается «инцидентов», то тут вообще ничего не понятно. Как минимум, потому что почти за месяц до заявления об их недопустимости, Польша сообщала, что целых два белорусских вертолета нарушали воздушную границу:

«Первого августа 2023 года произошло нарушение воздушного пространства Польши двумя белорусскими вертолетами, проводившими учения вблизи границы. Пересечение границы произошло в районе Беловежи на очень малой высоте, что затрудняет его обнаружение радиолокационными системами».

Казалось бы, ну вот оно, то, что прощать нельзя. Однако, дело кончилось лишь вызовом «на ковер» временного поверенного в делах Беларуси и наращиванием военного присутствия у собственных границ. К слову, белорусская сторона вторжение отрицала:

«Обвинения в нарушении границы Польши вертолетами Ми-24 и Ми-8 белорусских ВВС» являются «надуманными» и были сделаны польскими властями «для очередного оправдания наращивания сил и средств у белорусской границы».

Но что же случилось потом? В сентябре Госпогранкомитет Беларуси заявлял, что уже польские вертолеты нарушали воздушное пространство страны. Варшава, конечно же, от всего отнекивалась. И снова что? Были предприняты какие-то серьезные меры? Абсолютно нет, уже представитель Польши получил «решительный протест», но разве это реакция, учитывая сложившуюся сейчас ситуацию.

Видео ГПК

Таким образом, очевидно, что ни Беларусь, ни страны ЕС самостоятельно ничего не решают. И пока их «старшие братья» не дадут команду «фас», пограничные спектакли продолжатся.

Как мы уже говорили, полное закрытие границ не выгодно никому. Причем никому в мире, потому что благодаря все еще функционирующим пунктам пропуска, свои товары продает и Россия, используя Беларусь как буфер, который менее скован санкциями, и Китай, и те же западные страны, получают (все еще) достаточную прибыль, осуществляя торговлю с востоком.

Другое дело, что очереди из большегрузов на границах все растут, в логистических компаниях, по крайней мере в белорусских, начинает твориться полный бардак (все из-за ограничений, действующих в отношении белорусских же водителей), но это уже совсем другая история…

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 299
Регистрация: 03.12.2020