To reset your password, please enter your email address or username below.

Визит диктатора: чем закончилась встреча Си и Байдена в Сан-Франциско

Си Цзиньпин посетил США, где на полях саммита АТЭС встретился с Джо Байденом. Переговоры политиков продлились около двух часов. Их итоги не были неожиданными: оба лидера слишком заняты внутренними проблемами, чтобы что-то менять в отношениях между странами.

Китайский лидер за долгое время впервые прилетел в США на саммит организации Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). После показательных попыток сблизиться во времена Дональда Трампа отношения двух стран заметно испортились. Во многом этому способствовали прогнозы экспертов, которые предрекали китайской экономике мировое первенство. Однако этого не произошло — и теперь экономисты сомневаются, что Китай опередит США в ближайшие десятилетия.

Ободренные такими прогнозами, Штаты начали активно вводить санкции против китайских компаний в технологической сфере. Ограничения болезненно ударили по самой передовой отрасли — разработке новых процессоров и созданию искусственного интеллекта. Перестановки в руководстве страны также ослабили переговорные позиции Си Цзиньпина, поэтому председатель КНР был настроен на нормализацию отношений с американцами, чтобы под конец года показать хотя бы какие-то плюсы своей политики.

Главное достижение встречи двух лидеров — восстановление каналов прямой связи между военными двух стран. Эту связь отключила китайская сторона в прошлом году после визита спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси на Тайвань. Поездка возмутила Пекин — и Китай устроил вокруг острова масштабные учения с имитацией вторжения на остров. Также страна нарастила свой ядерный потенциал, что вызывало беспокойство за океаном.

По словам анонимных источников в Белом доме, Си Цзиньпин заверил Байдена на встрече, что Китай не собирается вторгаться на Тайвань и предпочел бы решить конфликт мирным воссоединением. Однако китайским лидер рассказал американскому коллеге, при каких условиях КНР может применить силу. Между политиками состоялся откровенный разговор: оба знают друг друга еще со времен Барака Обамы и Ху Цзиньтао, предыдущих лидеров стран.

Кроме того, стороны договорились о создании рабочих групп, которые займутся сотрудничеством в области искусственного интеллекта и борьбой с наркоторговлей. США волнует наркотрафик из Китая, который привел к значительным жертвам среди наркопотребителей. Преступные группировки занимаются поставками ингредиентов для фентанила — тяжелого наркотика, от которого скончались тысячи американцев.

Несмотря на формальные разговоры о добрососедстве, стороны не обошлись без колкостей. После саммита на вопрос, доверяет ли он Си, Байден ответил «доверяй, но проверяй». Также американский президент назвал председателя КНР «диктатором», пояснив, что тот стоит во главе коммунистической державы, которая не отличается демократическими порядками. Си в очередной раз заявил, что США не должны вмешиваться во внутренние дела Китая.

Байден подтвердил желание США продолжить поставки оружия Тайваню для обеспечения самообороны сил острова. Хотя Штаты придерживаются принципа «одного Китая» и не выступают за независимость Тайваня, поддержка острова остается для американцев сдерживающим китайцев фактором. Прямо перед встречей был обнародован 753-страничный доклад для Конгресса США по Китаю, в котором указано, что Си готовит вооруженные силы к войне с Тайванем.

Долгожданная встреча двух лидеров не принесла кардинальных изменений в отношения двух стран. Аналитики отмечают, что в сложившейся ситуации ожидать существенного успеха нереалистично. Однако международная повестка повлияла на дискуссию: Байден ожидает, что Китай воспользуется своим растущим влиянием на Иран и отговорит Тегеран от опрометчивых действий на Ближнем Востоке. Ранее при посредничестве Пекина впервые за десятилетия были восстановлены дипломатические отношения Ирана и Саудовской Аравии.

Другой вопрос, который волнует Белый дом, — это влияние Китая на Россию. В администрации Байдена ожидают, что Пекин воздержится от военной помощи Москве, которая остро нуждается в вооружениях. Вашингтон не раз с раздражением замечал демонстративное молчание и нежелание Китая осудить российское вторжение в Украину. По-видимому, позиция Си Цзиньпина — молча наблюдать за истощением ресурсов соседа и постепенно наращивать влияние. Максимум, на что может рассчитывать Белый дом, — это невмешательство Китая в украинский конфликт.

«Как бы то ни было, США и Китай обречены оставаться в ситуации одновременного сотрудничества и соперничества. И это не похоже на сдерживание холодной войны», — пишет Financial Times. Отличие современной ситуации от прошлого века — во взаимозависимости двух держав. Если Советский Союз был экономически и идеологически автономен, то Китай настолько включен в мировую экономику, что любые санкции в первую очередь задевают сами Штаты.

Поэтому вместо противостояния с диктатором Байден может попытаться заручиться поддержкой в конфликтах, которые раскалывают саму американскую политическую элиту, — украинском и израильском вопросах. Вместо разрешения фундаментальных противоречий, которые остаются между странами, оба политика руководствуются краткосрочными интересами — и это не дает продвинуться делу дальше разговоров о партнерстве и взаимоуважении.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 319
Регистрация: 22.06.2020