Пакет с пакетами: успех антироссийских санкций до сих пор под вопросом
Вторая годовщина войны в Украине не принесла определенности ни в военном, ни в экономическом смысле. Новая волна западных санкций порождает вопрос в их эффективности. Способны ли ограничения США и ЕС остановить путинский режим? И что мешает это сделать?
Хотя США и Евросоюз готовили новые пакеты антироссийских санкций ко второй годовщине начала войны в Украине, гибель главного противника путинского режима Алексея Навального повысила ставки. Молниеносная реакция западных лидеров, которые обвинили в убийстве оппозиционера российского президента, намекала, что вскоре наступят ощутимые последствия в виде еще более катастрофических санкций.
23 февраля Белый дом объявил о более 500 новых санкциях против России. Эти меры коснулись лиц, связанных с заключением Навального, а также российского финансового сектора, оборонной промышленности, сети закупок и лиц, уклоняющихся от санкций по всему миру. «Они (санкции) заставят Путина заплатить еще более высокую цену за его внешнюю агрессию и репрессии у себя на родине», — прокомментировал решение президент Байден.
Одновременно 13-й пакет санкций в отношении России утвердил Евросоюз. Они коснулись 106 физических и 88 юридических лиц, в том числе представителей судебной власти, политиков и людей, ответственных за незаконную депортацию украинских детей. Кроме того, Брюссель обвинил ряд компаний из Китая, Казахстана, Индии, Сербии, Таиланда, Шри-Ланки и Турции в сотрудничестве с Москвой в целях обхода санкций, и теперь в отношении них будут действовать экспортные ограничения.
Однако пространные списки новых ограничений не произвели впечатления на экспертов и журналистов. По мнению аналитиков, даже этого внушительного списка новых санкций будет недостаточно, чтоб хоть как-то остановить милитаристские действия Москвы. При этом эксперты отметили поворот ограничений в сторону третьих стран, где действуют посредники, которые помогают российскому правительству нарушать санкционный режим.
На брифинге, посвященном санкциям, президенту Байдену напомнили о его словах, которыми он предостерег Путина во время встречи в 2021 году. Тогда американский лидер заявил, что в случае смерти Навального российская власть столкнется с такими последствиями, о которых она даже не представляет. На этот раз Байден напомнил, что с тех пор Штаты ввели кучу санкций, чего же еще нужно для противостояния Путину.
Главный экономический итог двухлетней войны — это низкая эффективность западных санкций. Тезис стал настолько очевидным, что его активно тиражируют российские пропагандистские СМИ. Тем не менее это подтверждают и независимые экономисты. По оценкам Минфина США, российская экономика в 2022 году сократилась всего на 2,1%, в то время, когда были введены самые жесткие меры. И теперь она демонстрирует лучшие показатели, чем предполагалось.
Причин неэффективности может быть несколько. Во-первых, российские власти находят новые способы обойти санкции. Для этого создаются сложные цепочки поставок через множество посредников в разных странах, которые передают нужные для ведения товары. Таким образом в Россию попадают необходимые для военной техники чипы и другие значимые оборонные материалы.
Введение нефтяного потолка оказалось половинчатым решением. Москва создала теневой флот из танкеров, которые перевозят нефть в обход санкций. Это обеспечивает стабильный приток денег в экономику, которые служат своеобразным допингом для ее роста. При этом США и союзники сами снизили величину потолка цен, опасаясь дефицита нефти на рынке и роста цен. Несмотря на западные усилия, Россия до сих пор остается важным игроком на мировом рынке энергоносителей, и от ее услуг не собираются отказываться Индия и Китай.
Наконец, главное препятствие, которое не могут преодолеть западные страны, — это возникновение прослойки посредников, через которых запрещенные товары экспортируются в Россию. Введение санкций против российских партнеров — сложное политическое решение, поскольку в этот список попадают компании из Турции, Китая, Казахстана и множества других стран. Однако в последних санкционных списках все чаще появляются иностранцы, в том числе европейцы. У США и ЕС нет другого пути, чтобы ужесточать санкционный режим.
«Чего западные лидеры явно не сделали, так это то, что не заявили своим избирателям о продолжительном характере угрозы, исходящей от смелой, ревизионистской России», — заявляют эксперты Фонда Карнеги. Как отмечает The Wall Street Journal, Запад применяет «магическое мышление», убеждая себя в тяжелом положении, в котором оказался путинский режим. Ожидания скорого краха — политического и экономического — не оправдываются, а попытки изоляции России на международной арене натолкнулись на нежелание стран Глобального Юга играть по правилам западных санкций.
Главная надежда архитекторов санкций — это перегрев военной экономики в России. Как указано в заявлении Белого дома, она продолжает «каннибализировать» промышленность, не связанную с обороной, за счет будущих экономических перспектив. Новые санкции — попытка найти сложный компромисс, который подорвал бы способность России вести войну и при этом не испортил бы отношения с третьими странами. Все, что остается делать экономистам и политикам, — это ждать эффекта от ограничений, который оказался по-неприятному непредсказуем.