Переполох в Тихом океане: США и Япония собирают недовольных Китаем
Китайская угроза заставляет противников Пекина в тихоокеанском регионе активнее сотрудничать со Штатами. Риск вторжения на Тайвань заставляет Японию пересмотреть свою оборонную стратегию, чтобы быть готовой к полномасштабному конфликту с помощью своего традиционного союзника.
По итогам встречи в Белом доме лидеры государств заявили о «самом значительном» обновлении военного альянса с момента его создания несколько десятилетий назад. Байден и Кисида анонсировали новую структуру совместного военного командования, а также партнерство в разработке и производстве ракет и сотрудничество в космосе. Всего стороны заключили около 70 оборонных соглашений.
Аналитики отмечают, что никто не скрывает истинную цель укрепления альянса — в первую очередь это повышение противостояние Китаю в тихоокеанском регионе. Под коллективным командованием подразумевается немедленная реакция США и Японии на возможное вторжение Китая на Тайвань, которое в последнее время обсуждают политики и эксперты. Для подготовки к ожидаемой угрозе союзники обязались расширить обмен разведывательной информацией.
Одно из предложений — это создание новой объединенной военной оперативной группы США, которая входит в состав Тихоокеанского флота страны. По идее главы Индо-Тихоокеанского командования адмирала Джона Аквилино, командующий группой будет больше времени находиться в Японии и получит расширенные полномочия. Предполагается, что со временем вся оперативная группа переместится на японские острова.
Другой вариант — это расширение полномочий нынешнего штаба вооруженных сил США в Японии. Сейчас главным центром всем операций союзников служит Индо-Тихоокеанское командование США, которое расположено на Гавайях. Оно находится в 6 тысячах километров от Японии и другом часовом поясе. Это осложняет оперативную координацию на местах, что подтвердила совместная спасательная операция двух стран во время землетрясения и цунами в Японии в 2011 году. При возможном вторжении Китая на Тайвань такая удаленность командования может стать критической.
Недвусмысленным сигналом для Пекина стало расширение сети противовоздушной и противоракетной обороны, которую планируют усилить за счет участия Австралии. Также союзники планируют провести трехсторонние военные учения вместе с британскими войсками. Эксперты полагают, что почти наверняка они пройдут в Южно-Китайском море, большую часть акватории которого контролирует Китай.
Токио намерено добиться потенциала для ответного ракетного удара по вероятному противнику (читай: Китаю). Еще в 2022 году в новой стратегии нацбезопасности японское правительство прописало увеличение военных расходов к 2027 году до 2% ВВП. В планах — увеличить дальность стоящих на вооружении ракет Type 12, закупить американские крылатые ракеты Tomahawk и разработать собственное гиперзвуковое оружие. Кроме того, японские военные готовятся к 2025 году создать постоянную объединенную штаб-квартиру сил самообороны.
Такая активизация военного сотрудничества говорит о стремлении США задействовать Японию в уже существующих механизмах давления на Китай. По данным Financial Times, на переговорах обсуждалась идея пригласить Японию в альянс безопасности AUKUS, куда помимо США входят Австралия и Великобритания. По мнению аналитиков, созданный в 2021 году альянс направлен на сдерживание Китая в Южно-Китайском море.
Речь идет о привлечении к так называемому второму столпу сотрудничества (Pillar 2), который, в отличие от первого, исключает ядерный компонент. Согласно уставу организации, вторая часть пакта предполагает совместные разработки гиперзвуковых летательных аппаратов и средств их перехвата, сотрудничество в области квантовых вычислений, искусственного интеллекта и кибербезопасности. Для Японии с ее скромной военной промышленностью это предложение выглядит заманчивым.
Тем не менее и США, и Япония оставляют пространство для переговоров. Байден пообещал поддерживать открытые линии связи между Пекином и Вашингтоном. Кисида подтвердил проведение в скором времени южнокорейско-китайско-японского саммита, который должен состояться в мае в Сеуле. Это первое подобное мероприятие с 2019 года. Японский премьер намерен встретиться на полях саммита с премьером Госсовета КНР Ли Цяном.
В центре внимания Токио остается и КНДР. Японская сторона неоднократно пыталась организовать встречу с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном, однако пока безрезультатно. В Пхеньяне поспешили заявить, что категорически отвергают «любые контакты и переговоры» с Токио. В этом вопросе Япония рассчитывает на позицию США и давление на своего соседа китайских руководителей.
В попытках построить тихоокеанскую антикитайскую «ось» японские дипломаты добились проведения первого в истории трехстороннего саммита лидеров США, Японии и Филиппин. У Манилы есть свой список претензий к Пекину. В этом году произошел очередной виток напряженности между Филиппинами и КНР из-за инцидентов с кораблями в Южно-Китайском море. Эти события стали удобным поводом пригласить президента страны Фердинанда Маркоса-Младшего в Вашингтон, когда там гостил Кисида. В Пекине мероприятие назвали попыткой обострить противостояние под вывеской стремлений к миру и безопасности.
Американское военное командование с тревогой смотрит на наращивание вооружений Китаем, которые по объемам уже превзошли показатели Второй мировой войны. По оценкам экспертов, к 2027 году Пекин может быть готов к нападению на Тайвань, и Штаты активно готовятся к возможному конфликту в регионе. Традиционный для послевоенной Японии отказ от милитаризма и пацифизм уходят в прошлое: теперь в Токио наверстывают упущенные возможности перед лицом надвигающейся угрозы.