To reset your password, please enter your email address or username below.

Конституция 1993: кризис и раскол общества

В современной России активно идет конституционная реформа, связанная с принятием поправок, предложенных президентом Владимиром Путиным в январе 2020 года, в Основной закон страны. Эти поправки должны кардинально изменить содержание действующей Конституции и полностью обновить ее. Но для того, чтобы оценить новые поправки, необходимо вспомнить, в каких условиях принималась Конституция в декабре 1993 года.

Знаменитый кадр тех событий – президент Борис Ельцин стоит на танке

Предыстория принятия

История создания действующей Конституции начинается в июне 1990 года, после того, как I Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Новой демократической России требовалась другая социальная система, отличная от советской, и иная модель государственной власти. Все это должен был закрепить новый Основной закон. И для его подготовки Съезд образовал Конституционную комиссию.

Главой комиссии стал Борис Ельцин, который в то время возглавлял Верховный Совет России. Но реальным руководителем разработки проекта Основного закона стал московский депутат Олег Румянцев. Всего в комиссию вошло порядка 100 депутатов, но основную подготовку проекта проводила рабочая группа во главе с тем же Румянцевым. Экспертов-юристов возглавил Валерий Зорькин, в будущем ставший председателем Конституционного суда.

Председатель Верховного Совета РСФСР и будущий президент России Борис Николаевич Ельцин

Задачи Конституционной комиссии были довольно широкими: создание проекта новой конституции и воплощение в жизнь самой конституционной реформы, подготовка изменений и дополнений к Основному закону уже после его принятия, а также рассмотрение других законодательных инициатив, связанных с изменением и дополнением Конституции.

Комиссия активно взялась за работу, и первый проект был готов уже к осени 1990 года. Он привлек к себе огромное внимание общества, и его начали обсуждать в СМИ, государственных органах, а также учебных и научных заведениях. Но создатели проекта не остановились на достигнутом, и продолжили работу над ним.

В 1991 году Конституционная комиссия разделилась надвое, обсуждая, какая же форма правления должна быть в новой демократической России? Часть членов комиссии выступала за президентскую республику по образу и подобию США, где глава государства формирует правительство, а парламент не может вынести ему вотум недоверия. Другая часть поддерживала идею, что правительство должен формировать парламент. Эксперты склонялись скорее к первой идее, а некоторые депутаты – ко второй. Сам же Ельцин в споры не лез, считая, специалисты сами смогут выработать компромиссный вариант.

И они действительно смогли до конца года прийти к определенному компромиссу. Главой государства становился президент, но назначать премьера он мог только после согласия парламента. И парламент мог отрешить от власти некоторых министров, если это решение было поддержано 2/3 голосов.

В апреле 1992 года VI Съезд народных депутатов поддержал основные пункты конституционного проекта. Его одобрил и Ельцин. Казалось, что еще немного доработки, и новая Конституция будет цивилизованно и спокойно принята. Но к концу 1992 в России обострился конфликт между президентом и парламентом. В историю те события вошли под именем «Конституционного кризиса 1992-1993 гг.»

Конституционный кризис

Многие эксперты считают, что конституционный кризис начался в декабре 1992 года. Тогда VII Съезд народных депутатов резко раскритиковал либеральные экономические реформы, которые проводило правительство Егора Гайдера, и которые привели к обеднению значительной части населения России. Когда же Ельцин попытался выдвинуть Гайдара на пост премьера, Съезд его кандидатуру отверг. Именно тогда конфликт между разными ветвями власти стал публичным, открытым и очевидным для всех.

Съезд народных депутатов

На одной стороне находился президент России Борис Ельцин, правительство, мэрия Москвы и ряд других регионов, а также часть депутатов. На другой – Верховный совет, тогдашний парламент и орган Съезда народных депутатов, во главе с Русланом Хасбулатовым, депутаты и примкнувший к ним вице-президент Александр Руцкой. Сторонники Ельцина выступали за немедленное принятие Конституции, усиление власти президента, который должен был стать первым лицом в стране, а также продолжение экономических реформ. Противники же считали, что власть должна остаться в руках Съезда до принятия Основного закона, и реформы должны проводиться осторожно и обдуманно. Но фактически главным вопросом стало то, кто же будет обладать властью в России – президент или парламент.

Председатель Верховного Совета Руслан Хасбулатов и вице-президент Александр Руцкой

Это кардинально изменило смысл конституционной реформы. Каждая из сторон стремилась использовать проект Конституции в своих целях.

Конфликт обострялся, и весной 1993 года президент приостановил действие тогдашней Конституции и ввел в стране особый порядок управления. В ответ на это Конституционный суд постановил, что эти действия являются незаконными и дают повод отрешить главу государства от должности. В конце марта депутаты на чрезвычайном Съезде приняли решение о проведении досрочных президентских выборов, и проголосовали по вопросу импичмента Ельцина, но не набрали нужных 2/3 голосов. После провала импичмента было объявлено о проведении 25 апреля 1993 года общероссийского референдума.

На этот референдум были вынесены 4 главных вопроса: о доверии президенту Ельцина, о согласии с политикой президента и правительства, о проведении досрочных выборов президента и об организации досрочных выборов народных депутатов. Граждане России тогда в большинстве ответили по известной формуле «Да-Да-Нет-Да», тем самым выразив свое доверие именно Ельцину и проводимому ему курсу, а не Верховному Совету.

Агитация того времени. Та самая формула “Да-Да-Нет-Да”

30 апреля 1993 года был официально опубликован конституционный проект президента России, в котором власть была разделена на 3 ветви – исполнительную, законодательную и судебную, а глава государства не принадлежал ни к одной из них и является арбитром над ними. А 12 мая 1993 года президент принял указ о созыве специального Конституционного совещания и доработке проекта Конституции. Совещание должно было закончить именно его проект.

Это вызвало раскол Конституционной комиссии, так как большая часть экспертов и некоторые депутаты присоединились к совещанию. Однако комиссия продолжила работу на проектом, альтернативным президентскому.

Летом 1993 года обе комиссии завершили работу над своими проектами, и они были направлены регионы для согласования. Результаты были неожиданными – большинство регионов поддержали проект Конституционной реформы.

Кризис продолжался до осени 1993 года, но с сентября события приняли стремительный и необратимый характер.

В начале сентября президент Ельцин отстранил от должности вице-президента Руцкого, который активно критиковал политику главы государства и правительства. А 21 сентября глава государства подписал указ о поэтапной конституционной реформе, который прекращал деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета, а также назначал выборы в новый парламент – Государственную Думу, на 11 декабря.

Но это противоречило тогдашней Конституции, и Верховный Совет отрешил главу государства от должности и передал его пост Руцкому, назвав действия Ельцина государственным переворотом. Конституционный суд подтвердил незаконность решений главы государства. Ельцин же проигнорировал действия парламента и продолжил исполнять обязанности президента.

“Президент” Руцкой со сторонниками

Кульминация кризиса произошла 3-4 октября 1993 года, когда он перетек в полноценное вооруженное противостояние. Сторонники Верховного Совета захватили здание московской мэрии и попытались взять Останкино. В ответ на это президент ввел в стране чрезвычайное положение. В столицы вошла бронетехника, армия поддержала главу государства. Здание Белого дома, где находился Верховный Совет, было расстреляно из танков. Хасбулатов и Руцкой были арестованы. Противостояние закончилось победой президента Ельцина. Но в столкновениях погибло немало людей, по официальным данным, возможно, заниженным, погибло не менее 150 человек.

Танк у расстрелянного Белого дома

После этого президент подписал указ о правовом регулировании в период конституционной реформы, которым временно взял в свои руки и законодательную власть до вступления в силу новой Конституции. Затем он прекратил полномочия Советов всех уровней власти и назначил выборы в Совет Федерации. 15 октября была назначена дата всенародного голосования по проекту Конституции – на 12 декабря 1993 года.

Голосование за Конституцию

12 декабря 1993 года проводилось всенародное голосование по проекту Конституции. Оно не называлось референдумом по той причине, что согласно действовавшему тогда Основному закону президент не мог инициировать проведение референдума.

На голосовании россияне должны были ответить на один вопрос: «Принимаете ли Вы Конституцию РФ?», на который можно было дать положительный или отрицательный ответ. Согласно указу президента о проведении голосования, для принятия Основного закона было достаточно, чтобы его поддержало более 50% от всех, кто проголосовал. Это означало, что Конституция будет принята даже в том случае, если за нее проголосует меньшинство. Это и произошло.

Граждане России голосуют за Конституцию

Всего в голосовании 12 декабря приняли участие более 58 млн. человек, что составляло свыше половины всех зарегистрированных избирателей. Из них порядка 58% проголосовали в пользу принятия Конституции, то есть ее утвердили всего 32,3% от всех избирателей. Однако для вступления Основного закона в законную силу этого хватило. Конституция 1993 года была принята.

Нужно заметить, что сами события конституционного кризиса вовсе не были исключительно российской спецификой. Похожая ситуация произошла во Франции в конце 1950-х годов.

Россия и Франция: опыт конституционных кризисов

Отечественный конституционный кризис в начале 90-х годов прошлого века не был чем-то из ряда вон выходящим, поскольку в истории других европейских стран подобное тоже происходило. И наиболее ярким примером является политический кризис во Франции в конце 1950-х.

В тот период Франция уже несколько лет вела войну в Алжире в попытках помешать ему добиться независимости. Правительство, полностью зависимое от парламента, погрязло в политических скандалах и конфликтах, и не могло эффективно управлять страной. Это вкупе с предыдущими поражениями Франции в Индокитайской войне и конфликте в Суэцком канале вызвало рост правых националистических настроений, закончившийся мятежом военных в Алжире в 1958 году. Кабинет министров ушел в отставку и в стране начался серьезный политический кризис, партии никак не могли выбрать нового премьера.

В этих условиях президент Франции Рене Коти объявил в стране чрезвычайное положение и предложил на пост главы правительства бывшего лидера французского Сопротивления в годы Второй мировой войны и популярного генерала Шарля де Голля, которому предлагалось дать исключительные полномочия.

Генерал Шарль де Голль (в военной форме)

1-2 июня 1958 года правительство «национального спасения» возглавил де Голль с условием, что ему позволят провести конституционную реформу. Проект новой Конституции был разработан летом 1958 года и вынесен на общенациональный референдум 28 сентября того же года. Большинство французов – 17,7 из 26 млн. избирателей проголосовали за Конституцию де Голля. Четвертая по счету республика во Франции пала, на место ей пришла Пятая.

Конституция 1958 года была построена на совсем иных основаниях, чем ее предшественница. Основой новой системы государственной власти стала сильная президентская власть. Глава государства стал гарантом территориальной независимости и целостности Франции, возглавил вооруженные силы и получил право назначать правительство вне зависимости от мнения парламента. Также прерогативой президента стали вопросы внешней политики и обороны страны. Впоследствии президент стал напрямую избираться народом, став единственным вождем и избранником нации, поскольку депутаты избирались по округам, а правительство назначалось.

Сильная власть Шарля де Голля, который в 1959 году стал первым президентом Пятой республики, спасла Францию от внутреннего раскола и обеспечила ей стабильность и процветание. А его Конституция стала образцом для тех, кто впоследствии хотел создать сильную президентскую власть и в других государствах. Например, в России.

Выводы

Конституция 1993 года не была конституцией большинства. Но она стала первым в истории нашей страны Основным законом, который разрабатывался и принимался с участием разных политических и общественных сил, а также государственных органов, опиравшихся на мировой конституционный опыт, включая и французский.

Конституция Российской Федерации 1993 года

Была ли альтернатива сильной президентской власти в тех условиях? Примеры как французского, так и отечественного конституционного кризиса показывают, что происходит со страной, когда власть в ней попадает в руки сотен депутатов – они начинают бороться друг с другом, парализуя работу всех государственных органов, и не могут справиться с теми серьезными проблемами, что проследуют государство в момент конфликта. Так что в тех обстоятельствах сильная президентская власть и действия Бориса Ельцина остановили раскол страны и не дали ему превратиться в полноценную гражданскую войну, чреватую большими человеческими жертвами.

Сейчас же действующая Конституция постепенно сходит со сцены, уступая место новому Основному закону. Однако, в отличие от прошлого опыта, принятие новой Конституции происходит спокойно и мирно, что свидетельствует о том, что российское общество за прошедшие 26 лет повзрослело и вынесло уроки из сложного процесса принятия предыдущего Основного закона.

Автор публикации

Комментарии: 17
Публикации: 248
Регистрация: 08.10.2019

  1. TwoPeak

    О времена, о нравы… Как хочется жить спокойно, стабильно и безмятежно, без всех этих политических перепитий… Надеюсь, нынешняя конституционная реформа нам в этом поможет

  2. Loki

    Ну да, митинги же сейчас не из-за конституции возникают. Правда, их быстро ставят на место и не дают возможности высказать свое мнение. А так во всем остальном…

  3. Oblivion

    Чем меньше крови тем лучше для простого люда. Правда еще не плохо бы экономику подтянуть и как в Лихтенштейне, к примеру, поднять на такой уровень.

  4. Nana1985

    Военные перевороты были во всех странах и не только из-за Конституций. Но на данном этапе истории России происходит мирное голосование “за” или “против” поправок к Конституции. И это очень хорошо.

  5. Horror1985

    Конечно трудно было перейти от социалистического общества и Съездов народных депутатов, до новой Конституции и президента с парламентом.

  6. Diddi2019

    Жизнь меняется, значит и в основной закон страны должны вноситься поправки. Это же естественный ход жизни. Нельзя же, чтобы в наше время действовали законы имперской России, времени императоров.

  7. Anna1984

    Интересно было узнать, как создавалась Конституция 1993 года. Этому предшествовали сложные и трагические события. Хорошо, что сейчас все происходит мирно.

  8. Genny.S

    Времена меняются, значит и законы должны им соответствовать. Конституция 1993 была актуальной в то время, а сейчас должно быть что-то новое, соответствующее новому времени.

  9. Denisx

    Пришло время изменять Конституцию. И хорошо, если это происходит в мирных условиях, без человеческих жертв.

  10. Roman.Varnava

    Политики 90-ых пришли к своему основному закону путем переворота. Хорошо, что в наше время все происходит по-иному – мирным голосованием.

  11. Endriy.sm

    События, которые предшествовали Конституции 1993 года мы можем только изучать и искать ошибки в работе политиков. Теперь же внесли правки в действующий закон, которые народ или поддержит, или нет.

  12. Kolibri

    Что же получается, прежняя конституция позволяла иностранному суду властвовать над нашими законами? Какой-то иностранный суд мог приказать нам делать так, как ему вздумается? Нет, так не пойдёт!

  13. SASA1990

    Неплохо так в то время народ сломало. Не каждое утро просыпаешься и живешь уже совершенно в другой стране. А дальше понеслось, поехало.

  14. Diddi2019

    “Эксперты склонялись скорее к первой идее, а некоторые депутаты – ко второй.” Интересное разделение при выборе формы правления.