Больше не равны: как прошел визит Владимира Путина в Китай
В середине мая 2024 года президент России Владимир Путин, недавно избранный на очередной срок, отправился с визитом в Китай. В КНР его встретили с помпой, и на встрече с главой Китая Си Цзиньпином оба лидера много раз говорили о дружбе между двумя странами. Но так ли крепка российско-китайская «дружба»? Чего Путину удалось добиться в ходе визита, и почему он все меньше может претендовать на статус равного партнера для Си Цзиньпина?
16 мая Владимир Путин прибыл с двухдневным визитом в Китай. Его приезд был приурочен к 75-летию со дня признания СССР Китайской Народной Республики. И хотя российские лидеры в прошлом часто совершали свою первую зарубежную поездку именно в Пекин, то, что в этот раз Путин приехал к своему восточному соседу всего через 9 дней после своей инаугурации на очередной президентский срок, говорит о том, что он придает отношениям с КНР особое значение.
Об этом также свидетельствует то обстоятельство, что вместе с Путиным в Китай прибыли высокопоставленные российские чиновники и бизнесмены, включая нового министра обороны Андрея Белоусова, главу МИД Сергея Лаврова, секретаря Совбеза и экс-главу Минобороны Сергея Шойгу, а также глав крупнейших российских банков и госкорпораций.
На встрече с председателем КНР Си Цзиньпином Путин заявил, что «партнерство (России и Китая), без сомнения, является образцом того, какими должны быть отношения между государствами-соседями». «Наше сотрудничество в глобальных вопросах сегодня является одним из главных стабилизирующих факторов на мировой арене», — добавил он.
Со своей стороны Си Цзиньпин сказал, что КНР готова работать с РФ, чтобы «поддерживать честность и справедливость в мире». «Нынешний статус китайско-российских отношений был заработан тяжелым трудом, и обе стороны должны беречь и развивать их», — подчеркнул он.
В ходе визита Путина стороны выступили с совместным заявлением об «углублении всестороннего партнерства и стратегического сотрудничества, вступающих в новую эпоху». Напомним, еще в феврале 2022 года, всего за несколько дней до вторжения России на территорию Украины, Москва и Пекин объявили о своем «партнерстве без границ». Видимо, теперь державы решили «усилить и углубить его».
Так, Россия и Китай заявили о своей «решимости защищать свои законные права и интересы, противостоять любым попыткам воспрепятствовать нормальному развитию двусторонних связей, вмешиваться во внутренние дела двух государств, ограничивать экономический, технологический или внешнеполитический потенциал РФ и КНР».
Стороны также объявили о совпадении позиций по большинству внешнеполитических вопросов, включая войну с Украиной, ситуацию вокруг Тайваня и вопрос Северной Кореи, и предсказуемо раскритиковали действия США. «Соединенные Штаты все еще категориями Холодной войны и руководствуются логикой блокового противостояния, ставя безопасность «узких групп» (стран) выше региональной безопасности и стабильности, что создает угрозу безопасности для всех государств региона», — сказано в заявлении. «США должны отказаться от такого поведения».
Также Россия и Китай осудили инициативы по конфискации активов и собственности государств за рубежом, что явно отсылает к попыткам западных стран перенаправить замороженные российские активы или прибыль от них на помощь Украине.
Однако, как считают эксперты, важнейшей частью и главной причиной столь скорого визита Путина в Китай стали именно вопросы экономического сотрудничества. Российский режим отчаянно нуждается в поддержке КНР для продолжения войны с Украиной. В пользу этого говорит то обстоятельство, что вместе с Путиным в КНР прибыли министр финансов, глава Центробанка и экономический советник президента, а значительная часть совместного заявления посвящена именно вопросам экономического сотрудничества.
Так, Россия и Китай заявили о стремлении увеличить долю национальных валют в двусторонней торговле, стимулировать выпуск долговых обязательств на рынках обеих стран, а также развивать страховые и финансовые рынки. Кроме того, они хотят развивать сотрудничество в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, включая искусственный интеллект, связь и программное обеспечение, интернет вещей, безопасность сетей и данных, и видеоигры.
Также Москва и Пекин заявили о желании развивать сотрудничество в области нефти, газа, природного и сжиженного газа, угля и электроэнергии, и углублять партнерство в сфере мирной атомной энергетики. Кроме того, они договорились провести переговоры с КНДР, чтобы китайские корабли могли проходить через ее ключевую реку в Японское море, в рамках дальнейшего развития торговли между странами.
Однако именно экономическая часть совместного заявления говорит о том, что Россия в настоящее время все меньше является равным партнером для Китая. Более 16,5 тыс. экономических санкций со стороны Запада, стремившегося лишить Москву доступа к мировой системе торговли, лишь еще больше привязали ее к Пекину. Да, торговля между двумя странами растет, достигнув 240,1 млрд долларов в 2023 году, что на 26,3% выше, чем в 2022 году, поскольку Си Цзиньпин разрешил китайским компаниям продолжать вести дела с российскими.
Но одновременно КНР отказывается продавать РФ оружие или предоставлять ей прямую государственную помощь, которую она могла бы использовать для продолжения войны с Украиной, чтобы не попасть под западные санкции. По словам британского историка Сергея Радченко из Школы перспективных международных исследований Джона Хопкинса, Китай «был очень осторожен, пытаясь избежать вторичных санкций со стороны США… Но, с другой стороны, он также хочет помочь России. Он не хочет, чтобы Россия проиграла в конфликте (с Украиной). Оно не хочет совсем бросать Путина».
Китай также не слишком заинтересован в крупных совместных инфраструктурных проектах с Россией, вероятно, выжидая, чем закончится ее противостояние с Западом. Речь идет, прежде всего, о зашедшем в тупик российском проекте газопровода «Сила Сибири-2», по которому РФ планировала ежегодно поставлять в КНР 50 млрд куб. м газа. Однако судьба этого проекта зависит от Пекина, а он пока не дал своего согласия. И во время визита Путина стороны так и не подписали соглашение о строительстве газопровода, а глава российского «Газпрома» Алексей Миллер в этот момент находился не в Китае, а в Иране. И хотя 16 мая вице-премьер РФ Александр Новак заявил, что в ближайшее время Москва и Пекин все же планируют закончить рассмотрение и подписать контракт, никаких решений по этому поводу с тех пор так и не было принято.
По словам Наташи Курт из Королевского колледжа Лондона, между РФ и КНР «существует взаимная зависимость, но российская элита в очень большой степени зависит от ренты от нефти и газа. Поэтому Россия, скорее всего, больше зависит от Китая, чем наоборот. У России нет реальных союзников».
И уже сейчас КНР, в том числе под давлением США и Европы, постепенно снижает темпы экономического сотрудничества с РФ, чтобы не попасть под вторичные санкции. Так, по данным китайской таможни, поставки из КНР в Россию в апреле сократились на 10%, а в марте – на 13%, по сравнению с прошлым годом. Китайские банки также отказываются от сделок с российскими импортерами, и ужесточают свои требования к ним из-за возможных санкций со стороны США.
В этих обстоятельствах совместное заявление РФ и КНР по результатам визита Путина напоминает соглашения, подписанные Си Цзиньпином с Сербией и Венгрией во время поездки в Европу в начале мая. Тогда тоже было произнесено много громких слов об «общем будущем» и «стратегическом сотрудничестве», но в реальности Китай согласился инвестировать деньги в экономику зависимых от него стран, чтобы продвигать свои интересы, в том числе работая на разобщение европейского единства. С Москвой сложилась схожая ситуация, только Пекин использует ее как таран для противостояния с Западом, в то же время стремясь минимизировать свои потери, в случае если Путин все же проиграет. Однако это лишь еще раз говорит о том, что Россия все больше становится зависимым государством от Китая, а не равным партнером.
И пока Путин во время своего визита говорил, что они с Си Цзиньпином «близки как братья», а его семья сейчас изучает китайский язык, глава КНР в ответ лишь назвал его «хорошим другом и соседом». Судя по всему, излишне хвалить своего фактически вассала китайский лидер не собирался. Все равно тому, благодаря его же собственным действиям, теперь некуда деться от Поднебесной.