Евросоюз закручивает гайки IT-компаниям — регулирование вышло на новый уровень
Евросоюз недоволен монополией техногигантов — и принял сразу два закона, значительно ограничивающих их деятельность во многих сферах. Под раздачу попали рынок онлайн-рекламы, личные данные пользователей и другие чувствительные области, которые вызывают столько споров.
В течение нескольких лет шла долгая работа по выработке регулирующих мер. В итоге летом этого года были приняты два закона, которые вводят новые правила для больших онлайн-платформ: DSA (Digital Services Act — «Закон о цифровых услугах») и DMA (Digital Markets Act — «Закон о цифровых рынках»). Они охватывают практически всю деятельность крупнейших IT-компаний, представленных на мировом рынке онлайн-услуг.
Многолетний спор об ответственности платформ за публикуемый контент был решен в пользу потребителей. По DSA, теперь техногиганты обязаны предотвращать и удалять публикации, которые связаны с незаконными товарами, услугами и содержащими незаконный контент. Таким образом чиновники пытаются создать безопасную онлайн-среду, в том числе за счет требования прозрачности рекомендательных алгоритмов.
Вокруг алгоритмов разыгралась борьба, поскольку они позволяют платформам показывать пользователям нужным контент. В итоге в Брюсселе постановили, что европейцы вправе отказываться от использования алгоритмов — и платформы обязаны отображать контент без них. У этого положения широкие последствия, поскольку оно затрагивает главный источник заработка соцсетей и поисковиков — таргетированную рекламу.
Закон запрещает целевую рекламу на основе личных предпочтений, религии, этнической принадлежности или политических убеждений пользователя. Также ограничен таргенинг рекламы на детей. Размытое требование предоставлять по запросу информацию, почему пользователям рекомендован тот или иной контент, пока слабо реализуем. Платформам придется значительно изменять свои политики и перестраивать внутренние процессы, чтобы выполнить эти положения.
Еще более туманными выглядят требования учитывать риски, связанные с искусственным интеллектом: в сфере свободы слова, избирательных процессов, общественной безопасности, здравоохранения, гендерного равенства, безопасности детей, психического здоровья пользователей и т. д. Еврокомиссия решила заранее обозначить рамки дозволенного и напомнила компаниям, что регулирование постепенно доберется до самых инновационных сфер.
DMA не менее революционен: компании обязаны разрешить пользователям установку сторонних приложений или магазинов приложений, возможность удалять предустановленные приложения и изменять настройки по умолчанию. Техногиганты не будут иметь права удерживать пользователей в своей экосистеме и ограничивать совместимость своих приложений с другими. Apple, выступающая категорически против всех этих требований, проиграла — и будет обязана выполнять их.
Отдельный вопрос — кому позволено не выполнять требования DSA и DMA. Согласно первому закону, вводится понятие «очень крупных онлайн-платформ» (VLOP) и «очень крупных онлайн-поисковых систем» (VLOSE). Это значит, что в список вносятся не сами компании, а платформы, которыми они владеют. Во втором законе появляется «посредник», который обладает «сильным экономическим положением». Это означает годовой оборот более 7,5 миллиардов евро на рынке ЕС и капитализация более 75 миллиардов евро.
Но в документах осталась лазейка, которая разделила рынок. В список VLOP/VLOSE попадают те платформы, чье число европейских пользователей превышает 45 миллионов человек. Таким образом, в эту категорию вошли 19 сервисов, в том числе Alibaba AliExpress, Amazon Store, Apple App Store, Booking.com, Facebook, Google Play, Instagram, LinkedIn, Snapchat, TikTok, X, Wikipedia, YouTube и другие.
Штрафы за неисполнение законов оказались также значительны. Они составляют до 6% компании (DSA) или до 10% (DMA) годового мирового оборота компании. Если же нарушения продолжатся, то регуляторы вправе приостановить работу платформы на территории ЕС. Платформам дали шесть месяцев, чтобы привести свою работу в соответствие с новыми требованиями. Это означает, что уже к весне 2024 года IT-компании должны быть готовы к проверкам — иначе грозят штрафы.
Уже сейчас компании пытаются подстроиться. Например, Google добавила в Youtube возможность обжаловать удаление видео и прочие ограничения, а также расширила деятельность Центра прозрачности рекламы. Meta обязалась сохранять все метаданные рекламы, направленной на европейских пользователей, появилась возможность отключить рекомендательные алгоритмы в Reels, Stories и в поиске. То же самое сделал TikTok. Однако предстоит сделать еще многое, чтобы удовлетворить чиновников ЕС.
Нервозность компаний объяснима — действие DSA и DMA распространяется далеко за пределы ЕС, несмотря на определенную юрисдикцию. Хотя жесткие формулировки пугают, но техногиганты научились пользоваться проверенным способом борьбы с регуляторами — сутяжничеством. Например, Apple отстояла свой мессенджер iMessage, который не включили в список, так как якобы его аудитория не достигает требуемых 45 миллионов пользователей в месяц. Но если и добавят — юристы компании подадут в суд, и за долгое время разбирательств Apple может не выполнять требования ЕС.
Другой выход из ситуации — имитировать свои обязанности. В DMA сказано об обеспечении кроссплатформенности мессенджеров. Та же Apple может опубликовать техническую спецификацию iMessage, которая будет выглядеть основательно, но с инженерной точки зрения окажется пустышкой — и конкуренты не смогут обеспечить совместимость в срок.
Самая болезненная для компании тема — это обеспечение работы сторонних систем платежей и магазинов приложений на платформе iOS. Но и здесь есть возможный путь — указать на риски для безопасности личных данных пользователей, о чем Apple каждый раз заявляла, когда от нее требовали пустить сторонних разработчиков в свою систему. Высокие стандарты защиты данных окажутся защитой для самой компании, которая не намерена терять доходы от комиссий и монопольное положение на рынке.
Принятие DSA и DMA может стать началом нового периода в регулировании онлайн-платформ. Американское правительство направило иск в суд округа Вашингтон в отношении Google: компанию обвиняют в монополизации поискового рынка. Минюст США присматривается и к Meta, которая слишком свободно распоряжается данными пользователей, по мнению ведомства. Эпоха больших монополий и всевластия IT-гигантов заканчивается — государства становятся все более требовательными к участникам рынка.