Как Лукашенко может использовать ЧВК «Вагнер»?
Одним из главных действующих лиц истории с военным мятежом в России стал Александр Лукашенко, который выступил переговорщиком-посредником между Кремлем и взбунтовавшейся частной военной компанией «Вагнер». Какие в итоге бонусы приобрел руководитель Беларуси? И что ему может дать прием участников этого скандального вооруженного формирования у себя в республике?
Оказывая Кремлю услуги медиатора, Александр Лукашенко действовал с прагматичным расчетом и пиар-интересом. Стабильность внутриполитической ситуации в России – залог сохранения нынешнего состояния союзнических отношений, гарантирующих различные выгоды начиная от доступа на российский товарный рынок и льготных цен на энергоресурсы и заканчивая милитаристским «зонтиком». В последнее время это – возможности компенсировать потери от санкций и размещение в республике российского тактического ядерного оружия как инструмент в противостоянии с Западом.
Да и вообще Россия – единственный союзник Беларуси в регионе и самый главный в мире. Как, впрочем, и Минск для Москвы. Не случайно обе стороны после «пригожинского» мятежа подчеркивали ценность и эффективность союзнической взаимопомощи. Мол, во время белорусской революции-2020 Кремль помог удержать власть Лукашенко – надо понимать, это признание того, что протесты подавляли и российские силовики. А вот теперь тот помог Кремлю якобы предотвратить смуту. Обращает на себя внимание принятое во время мятежа заявление Совета безопасности Беларуси, в котором говорилось о полной поддержке Путина, а заодно и так называемой СВО. Власти Беларуси, таким образом, в этом вопросе уже больше даже не пытаются вербально лавировать.
«Беларусь была и остается союзником России, полностью разделяющим цели и задачи СВО. Эта тяжелая, вынужденная и оправданная миссия по защите русских людей на Донбассе. Фактически идет борьба за будущее славянского мира. Белорусы и россияне – братские народы, наши государства связаны политическим союзом. И мы не можем оставаться в стороне от событий, которые происходят на юге России. Любая провокация, любой внутренний конфликт в военных и политических кругах, в информационном поле и гражданском обществе – подарок коллективному Западу. Даже, если заинтересованные силы и не стоят у истоков подобных сценариев, то не упустят шанс их развить и возглавить. Это может привести к катастрофе», – заявил Совбез республики.
Успешная медиация — это, безусловно, набор политических очков. Лукашенко любит примерять имидж миротворца, в том числе много лет предлагает свои услуги по урегулированию российско-украинского конфликта.Само собой приличную порцию дифирамбов президенту отвесила белорусская пропаганда. Да и некоторые российские пропагандисты тоже: например, Владимир Соловьев даже заявил, что «батька» достоин звания «Герой России». Рейтинг Лукашенко среди россиян, судя по всему, еще больше вырастет. Это для него как бальзам на душу. В свое время он всерьез рассчитывал получить власть в Кремле: как великий интегратор много ездил по российским регионам, однако вариант Конституции, по которой Союзным государством России и Беларуси поочередно руководили бы президенты двух стран, «зарубили», а преемником Ельцина стал Путин.
В свою очередь Лукашенко вполне подошел Москве как сторонний переговорщик – статусный, но не имеющий отношения к российским политэлитам-боярам, которые на обсуждение проблемной ситуации с «опричником», ну или «стрельцом», снизойти побрезговали. Тем более что ЧВК «Вагнер» – как репутационно, так институционально сомнительное образование. Впрочем, в любом случае все выглядит так, что договоренности достигнуты в формате «разрулили по понятиям».
И теперь это уже вроде как проблема Лукашенко, а не Путина. Ведь Пригожин, итожа разрешение ситуации, заявил, что «Александр Григорьевич протянул руку и предложил найти пути решения для дальнейшей работы ЧВК «Вагнер» в законной юрисдикции».
Впрочем, пока Лукашенко дал понять, что эти боевики в Беларуси временно. Иметь под боком такую структуру чревато. Это показал не только недавний мятеж, но и события 2020 года накануне президентских выборов в Беларуси. Тогда его очень напрягло появление там нескольких десятков «вагнеровцев»: «батька» даже успел попенять союзникам за попытку дестабилизировать ситуацию и выдворил гастролеров из страны.
«Лукашенко не любит существование на территории Беларуси неконтролируемых властью структур, неконтролируемых людей, а Пригожин показал себя именно как человек, которого трудно контролировать, – говорит белорусский политолог Валерий Карбалевич. – Вчера он пошел на Москву, а завтра пойдет на Минск со своими бойцами. Это рискованная игра. Я думаю, что если и будет перемещение ЧВК сюда, то небольшими количествами с большой осторожностью и под достаточно сильным контролем со стороны белорусских силовиков».
Вместе с тем руководитель Беларуси заявил, что командиры «Вагнера» могут быть полезны в плане обмена опытом с армией. Во время беседы с министром обороны Виктором Хрениным он заявил: «Если их командиры приедут к нам и помогут нам… Опыт. Они на передовой – штурмовые отряды. Расскажут нам, что сейчас важно. Вот мне Путин в последний раз сказал: контрбатарейная борьба, без этого невозможно. Беспилотники. Они через это прошли. Они расскажут про оружие: какое хорошо работало, какое нет. И тактика, и вооружение, и как наступать, как обороняться. Это бесценно. Вот это нам от вагнеровцев надо взять».
Еще раз, история очень странная: три года назад белорусские спецслужбы задерживали «вагнеровцев» как угрозу для власти, а теперь Министерство обороны сообщает о совместных тренировках ЧВК и Сил специальных операций:
«В условиях сложившейся геополитической обстановки реальный боевой опыт, который имеет ЧВК, – это возможность продолжить развивать курс, который белорусская армия взяла на модернизацию, переоснащение и быстрое внедрение опыта современных военных конфликтов в программу подготовки».
Зачем еще Лукашенко ЧВК «Вагнер» в Беларуси? Конечно, можно допустить, что приехавшие боевики могут быть каким-то образом использованы в противостоянии с соседними странами ЕС – Польшей, Литвой и Латвией. Например, для эскалации длящегося уже несколько лет «мигрантского кризиса». После мятежа звучала даже конспирологическая версия, что он был инсценирован для передислокации «Вагнера» в Беларуси – для потенциального нападения на Литву или нового наступления с белорусского направления на Украину. Порассуждал об этой версии вслух и сам Лукашенко:
«Значит, Пригожин у нас по заданию Кремля, в ходе которого может устроить провокации против предстоящего саммита НАТО в Вильнюсе? Нет, мы не собираемся ни к каким провокациям. Но если бы нам нужна была провокация, так у меня на западном направлении тысячи военных. Только команду дай – они любую провокацию организуют. Но нам это не нужно. Зачем нам эта провокация? Что она даст? Ну, пугнем мы их в Вильнюсе, и что? В ответ получим. Поэтому нет никакой необходимости».
Вместе с тем во время переговоров с Путиным в Санкт-Петербурге в конце июля Лукашенко решил попугать «вагнеровцами» Варшаву: мол, те рвутся на запад. Да и не случайно учения военнослужащих белорусской армии и боевиками этой ЧВК были организованы на полигоне «Брестский» вблизи польской границы.
Опыт бойцов «Вагенер» может быть применен властями Беларуси и для создания собственной ЧВК в республике – в тех же вопросах рекрутирования и деятельности за рубежом. Ранее «министр обороны« в альтернативной правительстве белорусской оппозиции, бывший командир десантно-штурмовой бригады в Бресте Валерий Сахащик уже делился информацией, что белорусская частная военная компания создается на базе частного охранного предприятия «ГардСервис». Именно этой фирме единственной накануне президентских выборов 2020 года было разрешено указом Лукашенко использовать огнестрельное оружие. По словам Сахащика, около тысячи человек уже даже проходили специальное обучение. В их числе – бывшие офицеры, прапорщики, сержанты и солдаты сил спецопераций и спецподразделений белорусских силовых ведомств. Представитель правительства Тихановской считает, что позже их могут использовать для участия в диверсионно-разведывательной деятельности.
Кстати, в прошлом и этом году параллельно в Беларуси были созданы на контрактной основе несколько новых отрядов из ушедших в запас военнослужащих спецподразделений («Рысь», «Смерч», «Беркут» и другие). Курирует их заместитель министра внутренних дел – командующий Внутренними войсками Беларуси Николай Карпенков. Как видим, кадровая база (бывшие спецназовцы) у этих отрядов и вероятно создаваемой ЧВК на базе частной охранной фирмы одна.
Примечательно, что, как выяснили журналисты-расследователи, учредителем этого частного охранного предприятия «ГардСервис» является компания «Глобалкастом-менеджмент», среди владельцев которой значится белорусская гражданка Анна Пушкарева (60% акций), гражданская супруга давнего ближайшего соратника Лукашенко с еще начала 1990-х годов Виктора Шеймана. Шейман занимал самые разные высокие должности – генпрокурора, госсекретаря Совбеза, главы Администрации президента. Сейчас он специальный посланник Лукашенко, курирующий развитие сотрудничества со странами африканского континента. А сын Шеймана фигурирует в расследованиях о тайной добыче золота в Зимбабве.
Как раз в Африке много лет «решает» вопросы бизнес-структур и властей России «Вагнер». Можно предположить, что гостеприимство Лукашенко имеет дальние расчеты и в географическом плане…