To reset your password, please enter your email address or username below.

Кнут и пряник: введут ли США санкции против Грузии?

В середине мая 2024 года парламент Грузии принял закон «О прозрачности иностранного влияния», что привело к массовым протестам в страны и огромной критике со стороны западных стран. Представители Евросоюза выступили резко против принятия закона, сказав, что оно может помешать вступлению Грузии в ЕС. А уже на этой неделе на рассмотрение Конгресса США может поступить законопроект о санкциях против грузинских чиновников, принявших закон об иноагентах. Но будет ли принят такой закон, чем он грозит грузинским властям, и может ли заставить их изменить свою политику?

14 мая парламент Грузии в третьем и окончательном чтении принял закон «О прозрачности иностранного влияния», который поддержали 84 депутата. В рамках этого закона неправительственные организации и СМИ с иностранным финансированием в размере более 20% годовых доходов теперь должны будут регистрироваться как «организации, проводящие интересы иностранной силы». Также таким организациям придется заполнять годовую финансовую декларацию, и в случае нарушения закона им грозит штраф в размере около 9,5 тыс. долларов.

Оппозиция справедливо опасается, что принятие закона, сильно напоминающего российское законодательство об иноагентах, приведет к усложнению и последующему прекращению работы СМИ и организаций, независимых от государства. И оппозиционеры активно борются против принятия закона, не только в парламенте, но и участвуя в многотысячных протестах, которые сейчас проходят по всей Грузии.

Против закона об иноагентах выступили не только многие грузинские политики, включая президента страны Саломе Зурабишвили, но и западные страны, которые считаются ключевыми партнерами Тбилиси. Представители Евросоюза, кандидатом на вступление в который является Грузия, заявили, что принятие закона несовместимо со стремлением Тбилиси вступить в ЕС, и предупредили, что в настоящее время ее статус кандидата находится под угрозой.

Выступили против закона об иноагентах и в Соединенных Штатах. Так, помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймс О’Брайен подчеркнул, что если Тбилиси примет этот закон, то «мы увидим ограничения со стороны Соединенных Штатов», которые затронут финансы и поездки за рубеж тех, кто стоит за принятием документа – то есть представителей правящей партии Грузии «Грузинская мечта». А пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер сказала, что если закон об иноагентах будет принят, то это заставит Вашингтон «фундаментально пересмотреть наши отношения с Грузией».

В этих условиях введение санкций со стороны Соединенных Штатов в отношении грузинских чиновников, ответственных за принятие закона об иноагентах, становилось вполне вероятным сценарием. За разработку соответствующего законопроекта взялся член Палаты представителей Конгресса США Джо Уилсон, представитель Республиканской партии от Южной Каролины. Он является членом Комитета Палаты представителей по иностранным делаем, а также возглавляет Комиссию по безопасности и сотрудничеству в Европе, правительственное агентство США, которое следит за соблюдением свободы и демократии на территории всего европейского континента.

В рамках своего законопроекта, который, по словам источника POLITICO, он должен был внести на рассмотрение в Конгресс еще 20 мая, Уилсон предлагает ввести санкции против грузинских чиновников и других лиц, которые «несут материальную ответственность за подрыв или нанесение ущерба демократии, правам человека, или безопасности в Грузии». В частности, грузинским политикам и их семьям может грозить запрет на получение виз, поездки за рубеж, а также заморозка их заграничных активов.

Также санкциям подвергнутся сотрудники грузинских правоохранительных органов, которые участвовали в жестком подавлении протестов против закона об иноагентах, избивая и задерживая активистов и оппозиционных политиков. Уилсон предлагает ввести ограничения и против лиц, действующих от имени грузинского правительства, которые участвовали в нарушении прав человека.

Кроме того, парламентарий хочет обязать американских чиновников сообщать Конгрессу о «неправомерном политическом влиянии, клептократии и коррупции среди грузинской элиты», а также о действиях российской и китайской разведки на территории Грузии, а также о влиянии КНР в стране. Уилсон также хочет выяснить, участвовали ли какие-либо граждане Грузии в обходе антироссийских санкций.

В рамках своего законопроекта парламентарий предлагает оказать поддержку грузинской оппозиции, если закон об иноагентах все же будет принят. В частности, в документе говорится о создании «группы по мониторингу демократии» для того, чтобы отслеживать «предвыборную демократическую обстановку» в Грузии, где в октябре этого года должны пройти парламентские выборы.

«Ситуация в Грузии очень удручающая. Грузинский народ представляет собой воплощением свободы и продолжает вдохновлять американцев», — заявил сам Уилсон – «К сожалению, пророссийское правительство (Грузинской мечты) выступает против патриотически настроенных грузин, которые не хотят жизнь по средневековым кремлевским правилам. Репрессии в отношении свободолюбивых грузин должны прекратиться, и США твердо призывают к возвращению демократических норм и ценностей».

Однако законопроект Уилсона предлагает Грузии не только «кнут», но и «пряник», в случае, если Тбилиси все же откажется от принятия закона об иноагентах. В частности, в документе говорится, что США могут начать переговоры с Грузией о «благоприятного режима торговли», в результате чего грузинским товарам будет облегчен доступ на американский рынок. Кроме того, предлагается либерализовать визовый режим для граждан Грузии.

Также законопроект предполагает предоставить Тбилиси пакет военной помощи, включающий в себя «технику и оборудование для обороны и безопасности, идеальной подходящей для защиты территории от российской агрессии, а также сопутствующее обучение, техническое обслуживание и элементы поддержки военных операций». Однако все эти меры будут воплощены в жизнь лишь в том случае, если США получат подтверждение, что «Грузия продемонстрировала значительный и устойчивый прогресс в укреплении своей демократии, о чем будут говорить, как минимум, в значительной степени справедливые и свободные выборы, и сбалансированная обстановка перед выборами».

Как пишет издание The Hill, в случае, если законопроект Уилсона будет представлен на рассмотрение Конгресса, то он довольно легко будет утвержден в Комитете Палаты представителей по иностранным делам. Председатель Комитета, также представитель Республиканской партии Майкл МакКол, ранее предостерег премьер-министра Грузии Ираклия Кобахидзе против принятия закона об иноагентах.

Однако даже с учетом того, что законопроект о санкциях против Грузии может быть принят в Конгрессе США без особых проблем, все равно остается вопрос того, насколько он будет эффективен. С одной стороны, за принятие этого документа выступают даже сами грузинские оппозиционеры. Так, председатель фракции крупнейшей оппозиционной партии «Сила в единстве» в парламенте Грузии Тина Бокучава заявила, что надеется, что американские законодатели поддержат законопроект о санкциях:

«Санкции против Бидзины Иванишвили (основателя «Грузинской мечты», которого оппозиция называла реальным правителем Грузии) давно назрели, но для того, чтобы меры, разрабатываемые в США, имели реальное влияние, они должны затронуть не только Иванишвили, но и высшее руководство «Грузинской мечты», включая тех, кто руководил жестоким подавлением мирных протестов в последние недели».

Кроме того, разумно, что в своем законопроекте Уилсон предлагает грузинским властям не только «кнут», но и «пряник». Поскольку у некоторых грузинских чиновников и связанных с ними лиц есть активы и бизнес-интересы за рубежом, в особенности в западных странах, заморозка активов и запрет на поездки туда, причем не только для политиков, но и для членов их семей, может стать для них серьезным ударом и заставить отказаться от принятия закона об иноагентах, посчитав его слишком слабым поводом для подобных возможных издержек.

Однако, с другой стороны, вряд ли даже «пряник» заставит «Грузинскую мечту» отказаться от попыток обеспечить себе полное доминирование в политике страны и подавить своих оппонентов. Грузинские власти могут все же отступиться от закона об иноагентах, но тогда они просто продолжат бороться с неправительственными организациями, СМИ и оппозицией другими методами, возможно более тихими, чтобы не вызвать гнев со стороны США и Европы.

И здесь вступает в дело вопрос о том, насколько вообще санкции способны заставить правительство той или иной страны изменить свою политику. Как показывают примеры из истории – СССР, Куба, КНДР, Китай, Испания при Франко, Португалия при Салазаре, страны советского блока в Европе – во всех этих случаях к смене политики приводили не иностранные санкции, а смена политического режима, серьезный экономический кризис или вовсе революция снизу. Есть лишь один пример из недавней истории, где санкции значительно повлияли на изменение политики государства – ЮАР, где санкции и давление международного сообщества привели к падению режима апартеида. Но тогда в борьбе против апартеида объединилось чуть ли не все мировое сообщество, а причинами его падения не в меньшей степени стали серьезное сопротивление населения внутри страны и падение цен на сырье, ставшее ударом для экономики ЮАР.

В случае Грузии же эти факторы отсутствуют, да и вряд ли США и Евросоюз полностью откажутся от сотрудничества с Тбилиси, хотя бы из опасений, что тогда она полностью подпадет под влияние России. Единственное, чего может лишиться Грузия – это статуса кандидата в члены ЕС, но, судя по всему, «Грузинскую мечту» Иванишвили это не сильно беспокоит. Поэтому страну от дальнейшего отхода от демократии спасут скорее не западные санкции, а возможная победа оппозиции на парламентских выборах в октябре.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 43
Регистрация: 21.10.2019