To reset your password, please enter your email address or username below.

Равнение направо: угрожает ли ЕС ультраправый подъем в Европе?

В конце сентября на парламентских выборах в Австрии победила ультраправая Австрийская партия свободы. Это стало лишь еще одним подтверждением, что в Европе вовсю разворачивается подъем правых популистов, побеждающих на выборах сразу в нескольких странах. Но угрожает ли он Евросоюзу? И какой будет реакция Брюсселя на победу ультраправых в Австрии?

29 сентября на парламентских выборах в Австрии победила ультраправая Австрийская партия свободы (АПС). Впервые со времен Второй мировой войны на общенациональных выборах одержала верх партия, созданная бывшими нацистами и воспринявшая элементы нацистской идеологии.

Ультраправые заняли первое место с результатом 28,9%, однако они все же не смогли набрать большинства голосов. Правящая консервативная Австрийская народная партия (АНП) во главе с канцлером Карлом Нехаммером получила 26,3% голосов, заняв второе место. На третьем месте оказались социал-демократы с результатом 21,1% голосов, что стало худшим результатом в истории партии. Четвертое место досталось либералам из «NEOS — Новая Австрия», которые улучшили свой результат с предыдущих выборов, набрав 9,1% голосов. А пятое место заняли «Зеленые», которые также входят в правящую коалицию. Они потеряли значительное число голосов с прошлых выборов, набрав 8,2% голосов.

По результатам выборов Австрийская партия свободы получит 57 из 183 мест в парламенте, консерваторы – 51, а социал-демократы – 41. Для ультраправых это значительный успех, поскольку раньше у них было лишь 31 место в законодательном органе.

«Результаты сегодняшнего дня не могли бы быть более ясными», — заявил лидер АПС Герберт Кикль, добавив, что его партия теперь должна возглавить новое правительство. Перед выборами политик обещал, что его избиратели проголосуют за его партию, то он станет их Volkskanzler – «народным канцлером» (схожим термином называли Адольфа Гитлера).

Популярность ультраправых в Австрии резко выросла на фоне беспокойства избирателей насчет высокой инфляции, российско-украинской войны, пандемии COVID-19, а также миграции. На прошедших выборах АПС выступала с программой «Крепость Австрия», призывая к «реэмиграции незваных иностранцев» для построения «однородной» нации путем жесткого контроля границ и приостановления права мигрантов на убежище. Также ультраправые выступают против антироссийских санкций и военной помощи Украине, а также поддерживают выход Австрии из германской инициативы «Небесный щит Европы». Сам Кикль неоднократно критиковал «элиты» в Брюсселе и призывал передать некоторые полномочия ЕС обратно на национальный уровень, вернув их австрийскому правительству.

Победа ультраправых в Австрии стала лишь последним на данный момент звеном в цепочке успехов правых популистов на выборах в странах Европы. Так, в сентябре этого года «Альтернатива для Германии» («АдГ») заняла первое и второе место на региональных выборах в Тюрингии и Саксонии соответственно. В июне французское «Национальное объединение» победило на выборах в Европарламенте, а в июле одержало верх в первом туре внеочередных парламентских выборов, проиграв лишь во втором, но став крупнейшей по числу мест партией в парламенте страны. Не стоит также забывать о приходе к власти в Италии лидера ультраправых «Братьев Италии» Джорджии Мелони в 2022 году, и победе Партии свободы Герта Вилдерса на парламентских выборах в Нидерландах в прошлом году.

Фактически в Европе продолжается подъем ультраправых партий, и если Австрийская партия свободы сможет сформировать правительственную коалицию, то ЕС рискует столкнуться с блоком евроскептических государств, включая Австрию, Венгрию, Словакию, а также, возможно, Чехию, где правые популисты могут прийти к власти на выборах в 2025 году. Напомним, что созданная венгерским премьером Виктором Орбаном и Гербертом Киклем в июне этого года политическая группа «Патриоты Европы» уже стала третьей по количеству мест фракцией в Европарламенте, и может оказывать влияние на решения законодательного органа.

Сам же ЕС пока никак не отреагировал на очередную победу ультраправых, а его представители говорят, что результаты выборов в Австрии прямо не влияют на Европу в целом. «Как бы не сложилась ситуация с коалицией, австрийская политика вряд ли сильно изменится, — заявил один из европейских дипломатов Politico, отражая общую позицию Брюсселя, — тон может быть иным, но фактически может быть преемственность политики, а не радикальные изменения».

Другой высокопоставленный европейский дипломат сказал, что ЕС уже столкнулся с подобными результатами выборов, и они не оказали прямого влияния на политику Европы. Подобное нейтральное отношение Евросоюза к победе ультраправых в Австрии может быть связано с тем, что до сих пор они действительно не оказывали значительного влияния на решения европейских органов. Успех правых на недавних выборах в Европарламент не помешал Урсуле фон дер Ляйен еще раз занять пост главы Еврокомиссии. Сами же правые популисты разделены на несколько фракций, включая «Патриотов Европы», Европейских консерваторов и реформистов, а также «Европу суверенных наций», что мешает им сотрудничать и совместно влиять на повестку Европарламента.

«Высшие должности в европейских органах власти достались широкой коалиции консерваторов, социалистов и либералов, — сказала профессор политологии Университета Боккони Кэтрин Де Врис, — кроме того, ультраправые политические группы в Европарламенте зачастую не сотрудничают друг с другом. Так что когда речь идет о влиянии крайне правых на европейскую политику, то здесь в целом ситуация смешанная».

В прошлом даже если ультраправые политики побеждали на выборах в европейских странах, то при формировании коалиций они нередко оставались за бортом, не войдя в правительство, либо же вынуждены были смягчить свою риторику. Так произошло с Гертом Вилдерсом после победы на выборах в Нидерландах в прошлом году, который не только не попал в правительство, но и отошел от части своих прежних радикальных заявлений, чтобы договориться с партнерами по коалиции.

Схожий сценарий вероятен и в Австрии, где Австрийская партия свободы, даже несмотря на ее победу на выборах, может не войти в правительство. Если Австрийская народная партия создаст коалицию с социал-демократами и либералами из NEOS, то она сформирует правительство без участия ультраправых.

Но даже если АПС и войдет в правительство, то ей, скорее всего, придется дистанцироваться от слишком одиозного и радикального Кикля, и выбрать другого потенциального кандидата на пост канцлера. И если ультраправые создадут коалицию с консерваторами из АНП, то, находясь в правительстве, они могут смягчить свою позицию и утратить поддержку своих радикальных сторонников. «Они смягчатся, потому что им нужен своего рода компромисс с партнером по коалиции», — сказала преподаватель Хельсинского университета по политике Восточной Европы Каталин Миклосси.

Кроме того, попав в правительство, австрийские ультраправые должны будут сотрудничать не только с другими участниками коалиции, но и с правительствами других европейских стран. И здесь им также придется идти на компромисс, если они хотят добиться своего.

Яркий пример – премьер Италии Джорджия Мелони, которая после своего избрания в 2022 стала успешно сотрудничать с другими лидерами европейских государств, а также с руководителями органов власти ЕС, например, с Урсулой фон дер Ляйен. А в Европейском совете (высший политический орган ЕС, где собираются главы государств и правительств стран-членов международного объединения) она не стала мешать общим решениям, как того опасались многие ведущие политики. И чтобы добиваться своего, потенциальному канцлеру Австрии от ультраправых придется последовать ее примеру. Иначе он рискует оказаться в такой же определенной изоляции, как другие лидеры-евроскептики, включая Виктора Орбана и премьера Словакии Роберта Фицо.

В то же время, по словам автора книги «Нормализация правых радикалов» Висенте Валентима, сама победа ультраправых на выборах во многих европейских странах постепенно влияет на политическую обстановку в Европе. На политическом уровне крайне правые партии в конечном итоге устанавливают повестку дня и заставляют другие партии много говорить о поднятых ими проблемах, особенно после победы на выборах. Валентим добавил, что мейнстримные партии зачастую проводят ту политику, которую ультраправые хотели бы предлагать сами, что еще больше приводит к нормализации последних.

В прошлый раз, когда ультраправые пришли к власти в Австрии, реакция Брюсселя и других европейских стран была совсем другой. В 1999 году, когда Австрийская партия свободы заняла второе место на парламентских выборах и вошла в правительственную коалицию с консерваторами, многие европейские страны посчитали это нарушением «cordon sanitaire» – «санитарного кордона», который действует в Европе после окончания Второй мировой войны и запрещает формировать коалиции с правоэкстремистскими партиями. Лидеры других государств-участников Евросоюза пригрозили Австрии дипломатическим бойкотом и ввели против нее санкции, сократив контакты до минимума.

В Брюсселе эти меры поддержали, заявив, что вхождение АПС в коалиционное правительство легитимизирует крайне правых в Европе. Европейские министры открыто обсуждали возможность исключить Австрию из ЕС. В итоге тогдашний лидер АПС Йорг Хайдер ушел со своего поста, а санкции против Австрии были отменены в 2000 году.

Сейчас же реакция Брюсселя и европейских стран на победу ультраправых в Австрии была совершенно другой – от нейтральной до положительной, особенно со стороны лидеров других крайне правых партий. Это означает, что знаменитый «санитарный кордон» уже во многом был прорван, если не в правящих кругах, то в сознании части избирателей и политиков. И поскольку влияние ультраправых в Европе продолжает расти, то в ближайшие десятилетия они вполне могут кардинально изменить ее политику. Даже больше, чем им уже удалось это сделать за прошедшие 25 лет.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 111
Регистрация: 21.10.2019