To reset your password, please enter your email address or username below.

МОДИфикация: Индия теснит Китай

В 2024 году избирательные кампании уже прошли или еще пройдут почти в 80 странах. Какие из них самые важные для всего мира? Наверняка большинство назовут грядущие выборы президента США. Между тем, недавние парламентские выборы в Индии впечатлили масштабами и по срокам, и по количеству избирателей. А ведь еще нужно учитывать глобальные амбиции и перспективы этой страны: она претендует в скором времени ни больше ни меньше на мировое лидерство.

Парламентские выборы в Индии растянулись на полтора месяца! Они начались 19 апреля, а закончились 1 июня. Иначе никак, ведь речь шла о почти миллиарде избирателей! (Явка в итоге составила 66%). Поэтому Индию и называют «самой крупной демократией мира». Кстати, индийская Конституция резервирует почти четверть от всех мест в парламенте для так называемых ущемленных групп общества – зарегистрированных каст и племен. В соответствующих избирательных округах только их представители могут участвовать в выборах. А вот право голосовать имеют все независимо от происхождения. Политические гарантии для уязвимых индийцев — это часть политики «положительной дискриминации» наравне с квотируемым доступам к социальным благам и службам.

Специфика избирательного процесса в Индии заключается не только в большом количестве избирателей, но и в том, что голосование проходит на огромной территория с разнообразием «тяжелых» ландшафтов и неблагоприятных погодных условий. Влияет на организацию выборов и контрастная плотность населения. На последние недели выборов пришлась редка жара (более 50 градусов), от которой погибли десятки человек, в том числе среди членов избирательных комиссий. Было жарко и в политическом плане. В итоге результаты выборов преподнесли большой сюрприз, хотя власть и не поменялась.

В нижнюю палату парламента Индии (Лок Сабха) по мажоритарной системе изберут 543 депутата. Конкурс – три человека на место (1625 кандидатов). Очевидным фаворитом была правящая «Бхаратия джаната парти» (Индийская народная партия) во главе с 73-летним Нарендрой Моди, который претендовал на то, чтобы остаться в кресле премьер-министра на третий срок подряд. До Моди лишь один политик смог так долго продержаться на самом верху во власти – первый премьер Джавахарлал Неру, соратник отца-основателя независимой Индии Махатмы Ганди.

БДП до этих парламентских выборов сейчас даже без партий-союзниц имела 303 места в парламенте. Между тем как для формирования правительства нужно 272 голоса. По всем прогнозам, она как минимум должна была не потерять в количестве депутатских мандатов. Интрига заключалась в том, насколько БДП и правящая коалиция смогут нарастить успех. У премьера Моди были амбициозные планы получить существенную прибавку:  «Третий срок нашего правительства уже не за горами. Я не вдаюсь в цифры, но вижу настроение страны. В результате Национальный демократический альянс пересечет отметку в 400 мест, а БДП определенно получит 370». 370 – цифра с политическим символизмом. Пять лет назад правительство резонансно отменило статью 370 Конституции, которой обозначался особый статус штата Джумму и Кашмир (это территория застарелого спора между Индией и Пакистаном)

Конкуренцию правящей коалиции составлял оппозиционный альянс I.N.D.I.A. (Индийский национальный инклюзивный альянс развития). В нем также объединены несколько десятков партий разного калибра, вплоть до региональных. Ведущая сила альянса – Индийский национальный конгресс, имевший 62 места в парламенте до выборов. Его лидер – Рахул Ганди, представитель знаменитой политической династии Неру – Ганди. Он правнук первого премьер-министра Индии Джавахарлала Неру, внук первой женщины-премьера Индиры Ганди и сын самого молодого премьер-министра Индии Раджива Ганди.

Среди прочего как раз за династийность оппозиция и критикуется властями. В том время как премьер-министр Моди вырос в многодетной семье обыкновенного торговца чаем. Политик и его партия исповедуют индуистский национализм, который ощутимо в последнее время ширился. В том числе через этот фактор подпитывался и рейтинг личной популярности премьер-министра, который перед выборами сохранялся по соцопросам на уровне под 80%. Впрочем, основной его тезис в предвыборной риторике касался значительных экономических достижений. Индийская экономика – самая быстрорастущая и пятая на сегодняшний день в мире.

Нарендра Моди обещал, что к концу его третьего премьерского срока это будет уже третья экономика мира! После США и Китая. Дополнительные конкурентные преимущества Индии заключаются в богатом людском ресурсе, большом внутреннем рынке, в меньшей подверженности внешним шокам, а в последнее время в росте инвестиционной привлекательности. В частности, многие крупные западные капиталы перетекают сюда из коммунистического Китая, в котором наблюдается замедление темпов экономического роста. Да и сам Китай для Запада – скорее соперник, чем партнер.

Во многом этот глобальный интерес к Индии позволяет ей удерживать реноме «самой крупной демократии мира», потому как Запад предпочитает особо не акцентировать внимание на национализме, проявлениях авторитаризма, ущемлении религиозных меньшинств, использовании административного ресурса против оппонентов со стороны индийских властей. Местная оппозиция, а Индийский национальный конгресс – светская, либеральная, левоцентристская сила, добавляет к этому списку претензий к правлению Моди обвинения в коррупции, социальном расслоении общества и геоэкономическом разрыве между богатым югом и отсталым севером страны.

Впрочем, население в большинстве своем как раз, казалось, отдавало предпочтение комбополитике масштабной модернизации страны и традиционализма. Тем более изменения в социально-экономической сфере, особенно, для бедных слоев населения, можно, как говориться, увидеть и пощупать. Начиная от электрификации сельских населенных пунктов, обеспечения их безопасной питьевой водой, прямых соцвыплат и заканчивая цифровизацией общественной инфраструктуры.

Итоги выборов таковы, что Моди останется премьером Индии еще на один срок. Однако его позиции стали значительно уязвимее. А партия потеряла единоличное большинство в парламенте, хотя наскребает его вместе с союзниками: всего завоеваны 285 депутатских мандатов. При шапкозакидательском плане в 400. Возможно, сказалась низкая явка: многие сторонники Моди, уверенные в победе его партии, голосовать не стали, а протестный электорат оказался как следует отмобилизован. И оппозиция уже заявила, что выборы стали «моральным и политическим поражением» для Моди.

В глобальном же плане сплоченность большинства населения Индии на ценностях индуистского национализма, наличие харизматичного и популярного лидера, бурный экономический рост плюс (не забудем актуальный в сегодняшних реалиях фактор) обладание ядерным оружием вполне могут через десяток-другой лет превратить эту страну в одного из мировых гегемонов. Контуры уже обрисованы.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 22
Регистрация: 21.10.2019