Нелегкая атлетика: как убежать из Беларуси в Польшу через Токио
Шутка в Twitter про то, что белорусские спортсмены уже 5 дней на Олимпиаде и до сих пор никто не попросил политического убежища, достаточно быстро потеряла актуальность. Вчера белорусская легкоатлетка Кристина Тимановская получила польскую визу и заверения в том, что в этой стране она сможет достойно продолжить карьеру. Только непонятно одно – это была заранее спланированная акция или человека, что называется, довели.
Кто такая Тимановская
На самом деле Кристина Тимановская не «выскочка», которая просто подняла шумиху, заранее зная, что никакого результата не покажет. Она – довольно успешный молодой спринтер. Первая победа у спортсменки случилась на Универсиаде 2019 года в Неаполе, на 200 метрах она получила золотую медаль. Затем были II Европейские игры в Минске, здесь на стометровке она показала второй результат.
Тимановская принимала участие в чемпионате мира по легкой атлетике в Дохе, правда, не очень удачно. Но те соревнования в целом белорусы провели слабо. В 2020 году атлетка стала лучшей на международном турнире в Австрии, там спринтер отлично показала себя на своих коронных дистанциях – 100 и 200 метров. В июне 2021 года Тимановская также выиграла стометровку в Австрии.
Так что же пошло не так на Олимпиаде?
Вначале был Инстаграм
Теперь, когда история, все-таки движется к своему логическому завершению, кажется, что началось все с поста в Instagram девушки, в котором она фактически раскритиковала белорусских спортивных чиновников. В принципе, публикацию можно расценить как провокацию, на которую очевидно будет реакция. Но, с другой стороны, перед этим 31 июля было еще одно высказывание. Там девушка писала, что это ее первая Олимпиада, что быть здесь – это уже победа, что спортсмены ждали этих Игр 5 лет. Человек не был настроен скептически, негативно и т.п.
А потом появилась история о том, как спортсменку просто взяли и включили в список выступающих в эстафете 4 на 400. По ее словам, это было сделано чуть ли не в тайне, без какого-либо предупреждения. И как раз это “стало последней каплей”.
Конечно, на первый взгляд кажется, что все как-то несерьезно. Да, поставили не на твою дистанцию, но это же Олимпиада. Где, если не здесь испытывать себя на прочность, перебарывать какие-то страхи и стремиться к чему-то лучшему? Все верно, и сама Тимановская об этом пишет, что выйти могла бы. Но, есть одно важное «но». Если бы обставили все по-человечески, а не так, как привыкли белорусские чиновники. Не поинтересовавшись мнением, не попытавшись найти какой-то компромисс. А просто – «ты – человек подневольный, мы тебе обеспечиваем кусок хлеба, поэтому делать будешь то, что мы скажем». И не надо в этих указаниях искать логики или чего-то еще, просто, как в армии, подчиняйся. Именно так выгоняют на провластные митинги (не всех, есть люди и идейные, но большинство попадают туда только потому, что: «иначе уволим», «иначе лишим премии»).
Кроме того, отметила Тимановская, да и другие эксперты в области легкой атлетики, 4 на 400 требует совсем другой подготовки, совсем других тренировок, нежели привычная ей дистанция. Если ты атлет, это не значит, что – там бегаешь и тут пробежишь, ничего с тобой не будет. Принцип во всех дисциплинах разный. Плюс, никому не хочется брать на себя ответственность за очередное отсутствие результата (вероятно, поэтому чиновники эту самую ответственность активно пытались переложить на спортсменку).
Я беспокоюсь о своей безопасности
Очевидно, что после такой пламенной речи, пусть и в рамках социальной сети, к Тимановской придут. Будь она на тот момент в родной Беларуси, скорее всего, пришли бы другие люди. В Токио же визит нанесли руководители белорусской олимпийской сборной по легкой атлетике. Впоследствии эту встречу спортсменка назвала «давлением». Ее убеждали покинуть соревнования. Говорили, что она поспешила, написала на эмоциях.
Приводим некоторые цитаты:
«Поступило такое указание: ты сегодня вылетаешь домой. Дослушай до конца только, не делай никаких поспешных выводов. К тебе очень большая просьба: ты приедь домой, нигде ничего не пиши, не комментируй».
«Ты сама прекрасно понимаешь, что в таком эмоциональном состоянии ты не сможешь успешно выступить».
«Вот все успокоится. Высшее руководство успокоится. Пойдут дальше дела, пойдут, дай бог, медали, и все это забудется. Если ты останешься вопреки воле, понимаешь, ничего хорошего не будет. Потому что сегодня это рассматривается как прецедент, мешающий команде дальше действовать, выступать. Это прецедент».
«Давай я сейчас пойду договорю. Мы красиво снимемся по травме, и ты спокойно поедешь домой. Я тебе даю голову на отсечение, Кристина, что с тобой будет все нормально, ты слышишь меня? Вот своими детьми клянусь. И мы загладим этот инцидент. Такова воля сегодня, понимаешь? Надо смириться. Для спасения, понимаешь, остальной ситуации надо смириться. Успокойся, все будет хорошо, я тебе обещаю».
Убеждения никакого эффекта не принесли, девушка осталась на своем: в Беларусь не вернусь. При этом чиновники продолжали продавливать идею, мол, спортсменка не в себе, поэтому выступать не может, снимается с соревнований и едет домой.
Сама Тимановская в аэропорту Токио обратилась к полиции, а журналистам давала комментарии, что не может приехать домой, так как опасается, что «в Беларуси ее, возможно, могут посадить в тюрьму». «Я не боюсь того, что меня уволят или выгонят из нацкоманды. Я беспокоюсь о своей безопасности. И думаю, что на данный момент в Беларуси для меня небезопасно», – заявила легкоатлетка. Она также подчеркивала, что здорова, не имеет ни травм, ни психологических проблем.
В итоге девушка никуда не улетела, провела ночь в аэропорту Токио, а Олимпийские комитеты (Международный и Национальный) начали выяснять, что же все-таки происходит.
Тем временем, государственные СМИ и лояльные власти персоны начали в медийном пространстве делать из Кристины Тимановской практически врага народа.
Так, депутат Виталий Уткин заявил, что «поступок нельзя характеризовать как спортивный», передает официальный телеграм-канал Палаты представителей.
«Это предательство и подлость, которая была проявлена по отношению к белорусскому народу и своим коллегам — спортсменам…», — сказал он.
Также он не исключает «что это могла быть спланированная политическая акция заранее с учетом того, что проводится в отношении Беларуси».
Кроме того, ведущая БГТРК Елена Усачева в эфире программы «Главный эфир» заявила что ситуация со спортсменкой напоминает «самый настоящий цирк».
Тимановская начала «обзванивать редакции польских и других псевдоСМИ, мол, выгоняют из Токио! Кто выгоняет? Депортировать может только правительство Японии. Все вопросы о выдуманном вывозе насильно к ним — у НОК нет таких возможностей».
«Дальше просит убежища в посольстве Австрии (никто никакого убежища не просил, к слову), призывает расследовать МОК ситуацию. Какую!? Свой провал? То, как она облажалась? Матерится как сапожник, оскорбляет тренеров. Видимо, дама немного забыла, что это не курорт и любой спортсмен, который заканчивает выступление — едет домой. Таковы правила. В общем, дешевый хайп, ушедшей в тираж спортсменки. Уже проходили. Ничего нового», — прокомментировала Усачева.
Глава Белтелерадиокомпании Иван Эйсмонт в том же эфире сказал, что спортсменка «показала себя абсолютно не готовой к Играм, зато оказалось готова молоть языком».
«Что сделала Тимановская? Правильно — записала видосик, который многое объясняет, что касается ее личности. Похоже, самое противное выступление на Олимпиаде мы уже увидели», — заявил он.
Также он отметил, что «летела Тимановская в Японию именно для всего этого дешевого фарса, а не хорошего выступления».
«Абсолютно позорный конец карьеры, который она пытается привязать к политике», — убежден Эйсмонт.
«Ведет себя высокомерно»
Спортсмен Максим Недосеков, который взял бронзу на Олимпиаде, также раскритиковал Кристину:
«Мне не нравится этот человек. Она ведет себя высокомерно по отношению к коллективу и руководству. Я считаю, с ней поступили правильно. Она много говорит, но нужно и отвечать за свои слова».
Однако вспыли и фейки. Например, на сайте sozhnews.by вышел негативный комментарий серебряного призера Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро Марии Мамошук.
Только впоследствии она заявила, что не давала никаких комментариев: «Никаких комментариев по этому поводу я не высказывала! Враньё!».
И здесь возникают мысли, если уверен в своей правоте, зачем прибегать к подобным методам.
Спасение
Очевидно, что решением большинства проблем для Тимановской стало бы политическое убежище, раз она уверена, что в Беларуси ее жизни и благополучию может что-то угрожать. Вначале была версия, что спортсменка будет спасаться в Австрии (что довольно странно, ведь белорусы обычно бегут в страны поближе: Польша, Литва, Латвия, Украина). Затем свою помощь предложили Чехия, Германия, Словения. И конечно, Польша, которая в последнее время с удовольствием принимает белорусских граждан.
В этот раз тоже не обошлось. Буквально спустя пару часов Тимановской поляки оформили гуманитарную визу, отметили, что, если поступит заявление, оформят политическое убежище и обеспечат продолжение спортивной карьеры. В общем, полный пакет. Как от такого отказаться.
С девушкой все понятно, похоже, ей уже ничто не угрожает. Но вот семья. Однако, как оказалось, мужа спортсменки в Минске уже нет, он уехал в Киев (только непонятно, в какой именно момент, возможно, тогда, когда девушка занималась сбором чемоданов на вылет. Она упоминала, что переписывалась с супругом).
Казалось бы, счастливый финал. Но, кроме легкоотлетки, в этом всем есть еще пострадавшие стороны.
Кого «зацепило»
Во-первых, это сами организаторы Олимпийских игр. Мало было пандемии, случаев коронавируса, которые регулярно фиксируются на соревнованиях, теперь к этому всему добавился и масштабный скандал. Почему масштабный? Не забываем, что происходит сейчас в Беларуси и как за этим всем наблюдает мир.
Во-вторых, конечно, белорусская сторона. Санкций пока никто не вводил. Международный олимпийский комитет, вроде бы, готов выслушать официальную версию и полностью разобраться в ситуации. Но опять же, нельзя исключать давления на МОК со стороны мировой общественности, которая сейчас воспринимает Тимановскую как девочку, бегущую от диктатора. Плюс, не стоит забывать непростые отношения с Национальным олимпийским комитетом Беларуси. МОК по-прежнему не признает главу НОК, которым в начале 2021 года им стал Виктор Лукашенко, старший сын Александра Лукашенко. В декабре 2020 года МОК запретил Александру и Виктору Лукашенко посещать свои мероприятия, в том числе Олимпийские игры, из-за преследования белорусских спортсменов, которые участвовали в протестах 2020 года.
Хоть пока на все 100% ситуация с Тимановской не прояснилась, но кажется, спортсмены начали прислушиваться к словам президента Беларуси Александра Лукашенко. Совсем недавно он заявил: «Подумайте, прежде чем туда ехать главными тренерами, советниками, специалистами, стоит ли вам туда ехать вообще. Потому что если вы туристами туда съездите и вернетесь ни с чем, лучше в страну не возвращайтесь. Это я вам говорю как президент страны, а не руководитель общественной организации. Понимайте меня как хотите». Вот и понимают, как хотят…