To reset your password, please enter your email address or username below.

Неужели, снова дело в деньгах? Зачем нужно обострение миграционного кризиса на белорусско-польской границе

Обострение курдско-польского конфликта в центре Европы. Так шутливо пишут в социальных сетях о миграционном кризисе на польско-белорусской границе. Однако на самом деле, обстановка сейчас до такой степени накалена, что совсем не до шуток. Причем начиналось все довольно безобидно: некоторое количество нелегалов пытались проникнуть в Евросоюз. Несколько лет назад такой формулировке даже никто бы не удивился. А сейчас это очередной повод для санкционного давления и угроза транзиту российского газа. Но обо всем по порядку.

Начало кризиса

Приезжих из восточных стран в Беларуси начали активно замечать весной 2021 года. Здесь нужно пояснить, что Беларусь не Россия, туда обычно не едут за легкими деньгами трудовые мигранты. Соответственно, когда людей неславянской внешности становится чуть больше, чем в стандартной туристической группе, это очень заметно.

Минчане начинают обращать внимание на то, что белорусская столица превращается в некий «перевалочный пункт» ­­- иностранцы с большими рюкзаками чуть ли не укладываются спать в подземных переходах, собираются толпами на мостах, закупаются в продуктовых супермаркетах, (осенью, кстати, сделали хорошую кассу продавцам поддержанной одежды в столичных Ждановичах), а потом будто исчезают. Но через некоторое время на их месте появляются другие. Опять же, важно понимать, что вся Беларусь, по сути, маленькая деревня. Здесь быстро запоминают тех, кто хотя бы несколько раз появляется в том или ином микрорайоне, а уж тем более, если это такие экзотические компании.

Тем временем, становится известно о том, что из Багдада в Минск самолеты летают целых 5 раз в неделю (это при ограниченном авиасообщении в связи с инцидентом вокруг самолета Ryanair, кроме того, есть еще и антикоронавирусные меры). Более того, с начала августа появился еще один еженедельный рейс из Сулеймани, потом из Басры и планировался из Эрбиля.

Ажиотаж «среди желающих увидеть Беларусь» оказался настолько велик, что даже пошли чартеры из Ирака. Кроме того, было 8 регулярных авиарейсов у Турции. Но здесь нельзя исключать того, что это было связано с летним сезоном и курортами.

На фоне этого всего начинают множится слухи. В Сети поговаривают, что подвоз «туристов» якобы организовывают белорусские турфирмы, в частности, государственный «Центркурорт». Схема описывается такая: самолеты берут беженцев, за каждого человека туроператоры, с которыми работает Минск, кроме авиабилетов, визы, за каждого пассажира отдают залог в размере 1500 – 3000 евро. Люди оказываются в Беларуси, а дальше различными способами перемещаются на границу с Польшей, Литвой или Латвией.

Затем, 4 августа стало известно о гибели иракца на белорусско-литовской границе. Это привело к тому, что Ирак все-таки приостановил пассажирское авиасообщение с Минском. Было принято решение, что в страну будут прилетать исключительно рейсы, направленные на возвращение собственных граждан.

Однако это не сильно помогло. Ежедневные сводки от европейских погранслужб о количестве нелегалов, которые пытались перейти границу с территории Беларуси, стали фактически рутиной.

В ЕС открыто заговорили о том, что миграционный кризис возник абсолютно не естественным путем, его организовал и активно поддерживает режим белорусского президента Александра Лукашенко.

Почему Лукашенко «крайний»

Подобные предположения не появились, что называется, из воздуха. Лукашенко сам в конце мая 2021 года (как раз после острой реакции международного сообщества на посадку самолета Ryanair) произнес «решающую фразу». В частности, он заявил, что, мол, пусть страны Запада теперь сами разбираются с наркотрафиком и незаконной миграцией:

«Мы останавливали наркотики и мигрантов — теперь будете сами их есть и ловить».

Причем на этом белорусский лидер не остановился, 22 июня он подлил масла в огонь своими словами:

«В Литву, Латвию и в Польшу ринулись тысячи и тысячи нелегальных мигрантов. Они требуют от нас защитить их от контрабанды, от наркотиков… Так и хочется спросить, вы что там, очумели вообще? Вы против нас развязали гибридную войну и требуете, чтобы мы вас защищали, как и прежде?».

Все сказанное в ЕС восприняли не иначе, как признание того, что вся ситуация с нелегалами – это буквально эдакая месть за все санкционные пакеты, которые сыпались на страну начиная с поствыборного периода и заканчивая все той же злополучной посадкой Боинга. 

Кстати, спустя некоторое время появился еще один момент, который как бы нам намекает на причастность президента Беларуси к проблеме. Но об этом расскажем дальше.

Обострение

Если на первых порах ситуация была крайне напряжена, что называется, по всем фронтам (Литва, Латвия, Украина, Польша). То осенью 2021 года стремительно события начали развиваться именно на границе с Польшей.

К слову, здесь начали возводить физическое ограждение из спирали Бруно, а сами погранотряды усилили военными.

Итак, 2 сентября польское правительство впервые за 20 лет объявило на границе с Беларусью режим чрезвычайного положения. Однако это никак не повлияло на ситуацию, поток нелегалов не схлынул, а, кажется, наоборот.

В начале ноября случилось одно из, пожалуй, поворотных событий кризиса. Крупная группа мигрантов в сопровождении вооруженных людей (возможно, белорусских силовиков), была замечена в Гродненской области, вблизи погранперехода Брузги-Кузница. В общем-то ничего нового, однако, люди не пошли на сам переход (по некоторым данным, их туда не пустили белорусы), а отправились к нейтральной полосе через лес. Спустя некоторое время все переросло в стычку, в ходе которой нелегалы стали бросать в польских пограничников камни и палки, а в ответ получили применение слезоточивого газа.

Результатом стало закрытие погранперехода Кузница. Собственно, это привело к огромным очередям из фур, соответственно, так или иначе пострадали люди, которые вообще никакого отношения не имеют к кризису.  

С 9 ноября появилась не менее страшная новость о частичной приостановке упрощения визового режима (того самого, который снижал размер сбора для белорусов). Однако, как оказалось, такая санкция никак не задела простых людей. Мера направлена против чиновников. В пресс-службе совета ЕС пояснили:

«Приостановление распространяется на положения, которые отменяют требования к документальным доказательствам, регулируют выдачу многократных въездных виз и снижают визовые сборы в отношении должностных лиц белорусского режима. Это решение не затронет обычных граждан Беларуси, которые будут продолжать пользоваться теми же льготами в рамках соглашения об упрощении визового режима, что и в настоящее время».

«Шальная пуля» на границе ЕС

Ночью 15 ноября дело дошло до оружия. По информации Telegram-канала «Караульный» на польско-белорусской границе стреляли.

Ранее, по информации газеты «Новые Известия» в этот день прибывшие беженцы прорвали часть заграждений, установленных Польшей.

К счастью, обошлось без жертв, однако публицист издания Bloomberg Андреас Клут считает, что подобные крайности могут в целом привести к вооруженному столкновению, причем при участии РФ:

«Белорусские и польские солдаты на границе уже произвели предупредительные выстрелы, судя по всему, пока холостыми. Но одна пуля, шальная или выпущенная намерено, которая попадет в кого-либо, в этой напряженной ситуации может вызвать заградительный огонь».

Кстати, об обвинениях

Взаимных обвинений в этой истории достаточно. Так, польский лидер Анджей Дуда заявил, что Беларусь раздувает миграционный кризис. По его словам, происходящее на границе – «это гибридная акция», которая проводится Минском «против Польши и ЕС»:

«Эти группы мигрантов, которые вчера шли в сторону польской границы, несколько тысяч человек, судя по видеозаписям, явно направлялись белорусскими службами, которые в последний момент повели этих людей с нормальной дороги в лес, чтобы они атаковали польско-белорусскую границу там, где нет погранперехода».

Глава МИД Беларуси Владимир Макей в свою очередь ответил на эти обвинения «переведя стрелки», мол не мы раздуваем, а именно вы, поляки. Якобы «для отвлечения от внутренних проблем в стране».

Потом президент Литвы Гитанас Науседа также высказал мнение, что что Россия связана с миграционным кризисом, по его словам, нелегальные мигранты приезжают в Минск через Москву.

На что официальный представитель белорусского МИД Анатолий Глаз ответил, что вообще-то, это не так. А, например, на пяти рейсах “Белавиа” из российской столицы 15 ноября был всего один иностранец.

Надо отметить, что белорусская сторона не только оправдывается, а также обвиняет оппонентов. Например, Следственный комитет Беларуси начал проверку по факту использования «спецсредств и боеприпасов» польскими силовиками против беженцев. По утверждению ведомства, в результате данного инцидента пострадали женщины и дети. Между тем, к слову, начальник Главного управления здравоохранения Гродненского облисполкома Людмила Кеда в свою очередь заявляла, что после указанных событий за медпомощью обратились 6 человек: 3 беженца и 3 журналиста. И вроде как, детей среди них не было.

Разговоры с Германией

Конечно, международная реакция на события последних дней есть, и вся она вполне предсказуемая. Как мы уже писали, взаимные обвинения, тревоги относительно того, что это может навредить каким-то проектам (например, есть риск перекрытия потока транзитного газа из РФ) и т.п.

Но самое интересное — это, безусловно, переговоры Лукашенко с…Германией.

Так, 15 ноября был один телефонный звонок между Минском и Берлином. По словам белорусского президента, он предложил Меркель варианты разрешения миграционного кризиса. По словам белорусского президента, Меркель взяла паузу, чтобы обсудить это с членами Евросоюза, затем было запланировано провести еще одну беседу. И она состоялась уже 17 ноября.

Причем пока Telegram-канал президента Беларуси традиционно «интриговал», мол, подробности потом. Эстонский МИД выдвинул такую версию, что пришлось срочно все объяснять, иначе снова получается ситуация, будто создала проблему именно белорусская сторона.

Так, по словам главы МИД Эстонии Марии Лийметс, Лукашенко якобы потребовал признать его президентом и снять все санкции (правда, с оговоркой, что это было озвучено еще в понедельник). И вот после этого кризис быстренько разрешится.

Пресс-секретарь Лукашенко Наталья Эйсмонт опровергла данную версию, заявив, что такие условия «ниже его достоинства».

Кстати, если верить немецким СМИ, то говорили совсем не об ограничениях и признаниях, а банально (для белорусского президента) ­- о финансовой поддержке. Конечно же, пока не вольешь крупную сумму, ничего не выйдет, а вот после очередного кредита…ну, вы поняли.

И о деньгах

Пока неизвестно, что там с немецкими средствами, но вот от ЕС уже точно прибыль будет. Выделят 700 тыс. евро «на экстренную помощь мигрантам».

Только аналитики опасаются, что никак этот транш на обстановку не повлияет, так как пойдет через «Красный крест», а он после протестов 2020 года имеет не очень хорошую репутацию. Многие считают организацию чуть ли не очередным кошельком режима.

В общем, все сложно и накаляется буквально каждый час. Несмотря на все разговоры политиков, на улицах того же Минска все еще большое количество восточных гостей, а таксисты то и дело рассказывают истории о том, как возили кого-то на границу. Как будто глобально ничего не меняется, хотя вот, например, в четверг 18 ноября обещают рейс из Ирака, который заберет более 300 граждан своей страны с границы. Что ж…посмотрим.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 293
Регистрация: 03.12.2020