To reset your password, please enter your email address or username below.

Война формулировок: украинский вопрос разделил саммит ЕС-Латинская Америка

Саммит ЕС и Сообщества государств Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC) оставил противоречивые впечатления. Это был первый форум ЕС-CELAC с 2015 года — и за восемь лет разногласия лишь увеличиваются. С одной стороны, Европа стремится искать новые точки опоры в мире и балансировать между региональными интересами. С другой, Большой Юг не желает солидаризироваться с брюссельскими чиновниками во всем.

«Это могло быть воссоединение двух бывших возлюбленных, но Москва сорвала встречу», — пошутило издание Politico об итогах саммита. Впервые за восемь лет в Брюсселе собрались представители 27 стран ЕС и 33 стран CELAC. Форум должен был «символизировать возрождение отношений», но мероприятие показало, что политическая дистанция между регионами сохраняется.

В течение двух дней сторонам удалось согласовать максимальное количество договоров за все время существования формата. Практический итог саммита — это обещание ЕС инвестировать более 45 миллиардов евро в 135 проектов в сферах инфраструктуры, редкоземельных материалов, зеленой энергетики, водородного топлива, цифровых технологий и вакцин нового поколения. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен успокаивала гостей, что ЕС не стремится выкачивать ресурсы, а будет создавать новую инфраструктуру на месте.

Открывая форум, она заявила, что ЕС особенно заинтересован в развитии сотрудничества с Латинской Америкой в «условиях российской агрессии в Украине и роста влияния Китая». Эти две темы и стали основными для обсуждения в кулуарах саммита: политическая напряженность из-за войны на континенте сопрягается с экономическими трудностями, вызванными не только поддержкой Украины, но и торговыми войнами между Китаем и США.

Для Европы латиноамериканский рынок — это попытка уйти от нарастающего влияния Китая, который заинтересован в развитии отношений. ЕС оказался в дипломатической западне: оставаясь союзником США, Брюссель не хочет полностью поддерживать санкционную политику против Китая — это наносит серьезный урон европейской экономике. Карибский бассейн и Латинская Америка — возможность обезопасить себя от непредсказуемого развития американо-китайских отношений. Программа ЕС «Глобальный портал” стала своего рода ответом китайской инициативе «Один пояс — один путь».

Если в экономической части стороны быстро нашли взаимопонимание, то в политических делах эксперты предсказывали сильные трения. Так и получилось. Саммит закончился скандалом: страны не смогли согласовать совместное заявление. На сайте Евросовета указано, что участники не договорились только об одном пункте документа, но не уточняется, каком. По данным Financial Times, камнем преткновения оказался украинский вопрос. В официальном заявлении лишь говорится, что страны «выразили глубокую обеспокоенность» из-за войны в Украине и поддержали продолжение зерновой сделки.

«Мы очень довольны тем, что смогли добиться от 60 стран очень сильной позиции. 60 лидеров Евросоюза и Латинской Америки сидели за одним столом. Я и мой коллега, сопредседатель этого саммита Ральф Гонсалвес, отмечаем, что только одна страна не дала своего согласия на совместную декларацию из-за одного параграфа», — сообщил председатель Совета ЕС Шарль Мишель.

Оказалось, что европейские чиновники были готовы к такому повороту событий. Еще до начала саммита выявились разногласия ЕС и CELAC по Украине. Это помешало не согласовать участие в мероприятии Владимира Зеленского, который должен был прибыть на саммит по приглашению Испании. Неожиданностью было то, что разные позиции просочились за двери переговорных комнат и показали: Латинская Америка не станет молчать в обмен на большие инвестиции.

Издание утверждает, что резко против итогового текста декларации выступила Никарагуа, которая и ранее не поддерживала западную точку зрения на конфликт. Например, в марте 2022 года она проголосовала в ООН против резолюции с требованием прекратить военный конфликт. В феврале этого года она повторно выступила против. Также против зацикливания на украинской теме выступали Венесуэла и Куба — страны, которые традиционно лояльны России.

Также дипломатические источники передали, что латиноамериканские страны не захотели утвердить предложенный ЕС фрагмент документа с осуждением войны в Украине объемом в четыре абзаца. Гости одобрили декларацию саммита одобрили, но формулировки по Украине были «смягчены». В ЕС очень рассчитывали на Бразилию и Аргентину, которые повлияют на другие делегации. Брюсселю было важно показать, что в отношении войны обе стороны солидарны. Но представители Никарагуа, а также нескольких других стран не хотели идти даже на минимальный компромисс.

У европейских лидеров такой подход вызывает недоумение. «Здесь, в Европе, это трудно представить, но в Латинской Америке Россию изображают как мирную страну, подвергшуюся нападению со стороны НАТО», — заявил польский премьер Матеуш Моравецкий. «Слово «мир» нельзя путать со словом «вторжение», потому что мир и вторжение — это два совершенно разных понятия, и мы должны быть откровенны в этом», — сказала его итальянская коллега Джорджия Мелони.

Обсуждения дошли до того, что нынешний председатель в CELAC, премьер-министр Сент-Винсента и Гренадин Ральф Гонсалвеш прямо связал российско-украинский конфликт с колониальным прошлым Европы, поставив между ними знак равенства: «Исторически мы страдали от большой активности великих держав против малых и бедных стран. Именно эти державы используют такие принципы в Украине. Поэтому мы должны положить конец этому лицемерию». То есть природа европейских конфликтов для заокеанских политиков остается однообразной.

Нельзя сказать, что украинский вопрос стал водоразделом для участников саммита. Однако европейский конфликт в глазах латиноамериканских политиков остается в первую очередь европейским. И сколько бы ни продолжали в ЕС связывать войну с глобальной повесткой, форум показал, что это противостояние с Путиным остается преимущественно делом Запада — и рассчитывать можно только на риторическую поддержку со стороны глобального Юга, но не военную или финансовую. Спустя восемь лет миропорядок заметно изменился. Чтобы прийти в себя, стороны договорились встретиться в Колумбии через два года.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 320
Регистрация: 22.06.2020