To reset your password, please enter your email address or username below.

Запад в тупике: когда талибов признают правительством Афганистана?

Талибы уже два года находятся у власти в Афганистане, но за это время ни одна страна мира так и не признала их официальным правительством. Дипломаты оказались в тупике: как договариваться с «Талибаном», если любое решение негативно отразится на положении афганцев?

До сих пор мировое сообщество так и не решило, как выстраивать отношения с «Талибаном». Превалируют два основных взгляда на дипломатическую проблему. Один подход — это пытаться выстроить с движением диалог и таким образом добиться перемен для Афганистана. Другие считают, что разговаривать с талибами бессмысленно и бесконечными переговорами ничего добиться нельзя. Большинство стран находится в растерянности, в том числе Россия и Китай, которые давно поддерживают контакты с талибами, но даже они не готовы признать их официально.

Тогда возникает вопрос: что делать в таком случае? После прихода талибов к власти афганская диаспора за границей значительно увеличилась — из-за большой волны эмигрантов, которые спасались от смерти или неминуемого наказания. Однако она разобщена и не может выступать политической силой, которая будет противостоять талибам. Многие эмигранты возлагают надежды на военных, которые в какой-то момент попытаются свергнуть нынешний режим. 

Бездействие лишь усугубляет гуманитарный кризис, разразившийся в стране. Нищета в Афганистане разрастается, и все больше семей нуждаются в бесплатной продуктовой помощи. В этой ситуации призывы усилить давление на «Талибан” с помощью санкций и запретов на пересечение границ могут привести к катастрофе: ограничения еще сильнее изолируют страну, и среди афганцев начнется сильный голод. Например, по данным ООН, около 84% афганских семей сейчас занимают деньги только для того, чтобы купить еды.

Спустя два года дипломаты западных стран пытаются построить диалог с новой властью, не афишируя контакты с движением. Однако ощутимого прогресса достичь так и не удалось. После вывода своих военных из Афганистана у западной коалиции не осталось рычагов прямого давления на «Талибан». С другой стороны, до прихода талибов к власти около 75% государственных расходов приходилось на иностранные гранты и гуманитарную помощь. Сейчас эти программы перестали действовать, а резервы афганского Центробанка заморожены, что привело к полному краху экономики страны.

Более перспективной кажется тактика ожидания. Уже сейчас верхушка «Талибана» представляет не сплоченную группу. Все слышнее недовольство более молодых высокопоставленных лидеров движения, которые не согласны с радикальными указами ультраконсервативного лидера Хайбатуллы Ахундзады. Придерживаясь подхода «разделяй и влавствуй», дипломаты могут наладить контакт с недовольными, которые окажутся более сговорчивыми, чем радикалы во власти.

Каждое решение талибов вызывает бурю негодования в западных странах. В Афганистане уже запретили публичное исполнение любой музыки, а музыкальные инструменты сжигают на кострах. Для подавления инакомыслия СМИ запретили публиковать материалы, которые «противоречат исламу» и «оскорбляют национальных деятелей», а оппозиционных журналистов арестовывают. В стране запрещены любые демонстрации, которые не одобрены министерством внутренних дел.

Одной из главных тем стали права женщин: радикальные исламисты после прихода к власти постепенно вводят все более жесткие ограничения на жизнь и свободу женщин. Например, женщинам запретили посещать общественные парки, спортивные залы и салоны красоты. Они обязаны появляться в обществе одетыми таким образом, чтобы были видны лишь глаза. Если женщины отлучаются от дома на расстояние более 72 километров, то их обязательно должен сопровождать родственник-мужчина.

Для «Талибана» женский вопрос — это политический инструмент. Таким образом движение пытается заставить западные государства признать их власть в стране. Однако формально талибы заявляют, что права женщин в Афганистане — это сугубо внутреннее дело страны, которое не касается других. Репрессии против женщин выглядят как способ перевести внимание международного сообщества с других актуальных проблем.

Политика талибов в отношении женщин кажется шокирующей даже для соседних арабских государств. Беспрецедентной стала встреча Ахундзады, который не появляется на публике, с премьер-министром Катара Мохаммедом бин Абдурахманом Аль Тани. Это первая встреча лидера талибов с иностранным официальным лицом. Участники встречи сообщили, что во время дискуссии обнаружился огромный разрыв взглядов сторон на права женщин.

Эта фундаментальная разница стала камнем преткновения для Афганистана и западных стран: еще недавно бывшие врагами, теперь стороны не могут найти точки соприкосновения. Если западные дипломаты рассматривают признание власти талибов как уступку в обмен на демократизацию режима, то Кабул считает, что это их законное право, и не намерены идти на компромиссы в вопросах, которые касаются их религиозных воззрений.

Перед дипломатами стоит нетривиальная задача убедить радикалов в том, что их толкование ислама слишком экстремистское и вредит не только международным отношениям, но и самим афганцам. В разрешении этого вопроса западные страны надеются на действия других мусульманских стран и авторитетных богословов, которые смогут повлиять на талибов.

Но существуют и возможные пути сотрудничества, которые помогут снизить напряжение. Например, борьба талибов с «Исламским государством», которое, как они полагают, угрожает их безопасности. Или борьба с наркотрафиком и коррупцией: после прихода к власти движение добилось больших успехов, благодаря чему доходы страны увеличились. Тем не менее уровень недоверия к движению на фоне радикальных запретов остается высоким

Из этой, казалось бы, тупиковой дипломатической ситуации есть несколько путей выхода, ни один из которых не устроит все стороны, но сдвинет дело с мертвой точки. Признав талибов официальным правительством Афганистана, западные страны смогут помочь разрешить гуманитарный кризис, но развяжут руки движению, который будет чувствовать себя увереннее на международной арене. Использование санкций сильно ударит по позициям «Талибана», однако приведет к гуманитарной катастрофе. Наконец, дипломатическое бездействие приведет к новым репрессиям среди афганцев, поскольку ни одна страна не готова вновь ввязываться в продолжение сорокалетней войны, которая закончилась так бесславно для западной коалиции.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 319
Регистрация: 22.06.2020