To reset your password, please enter your email address or username below.

«Деликатный баланс»: зачем немецкий канцлер Шольц прилетел в Китай?

14 апреля 2024 года канцлер Германии Олаф Шольц прилетел с трехдневным визитом в Китай. Это его самая продолжительная зарубежная поездка с момента вступления в должность. Чего канцлер надеется добиться, и почему Германия сейчас нуждается в КНР?

14 апреля Шольц прибыл в город Чунцин, положив начало своему долгожданному визиту в Китай, который стал уже вторым с момента его вступления в должность в 2021 году. В ходе своей трехдневной поездки канцлер, кроме Чунцина, также посетил Шанхай и Пекин, где встретился с председателем КНР Си Цзиньпином и премьером Ли Цяном. Визит в Китай стал самой продолжительной зарубежной поездкой Шольца с момента его вступления в должность.

В ходе визита перед германским канцлером стояла непростая задача –способствовать развитию дальнейшему развитию бизнес-контактов с крупнейшим торговым партнером Берлина и одновременно выразить свою обеспокоенность растущим экспортом китайских товаров в Европу и поддержкой Москвы со стороны Пекина.

Что касается бизнеса, то в течение своей поездки Шольц продвигал интересы немецких компаний, которым становится все труднее конкурировать в Китае. Он посетил офисы германских компаний, которые инвестируют большие средства в экономику КНР, а также встретился с торговыми представителями и чиновниками в Чунцине, Шанхае и Пекине.

В ходе встреч канцлер подчеркивал приверженность Германии к развитию деловых контактов с Китаем, но при этом предупреждал, что Пекин должен ограничить импорт своих товаров на территорию Европы. В то же он высказывался сдержанно, говоря о расследованиях Евросоюза в отношении китайского субсидирования «зеленых секторов» экономики. По его словам, любое обсуждение торговых вопросов должно быть справедливым.

«В его основе должна быть позиция уверенной в себе конкурентоспособности, а не протекционистские причины», — заявил канцлер.

Бум китайского производства в «зеленых» секторах экономики, включая электромобили и солнечные панели, привел к торговым спорам КНР с Евросоюзом и США, где эти сферы также получили поддержку государства. Однако с учетом того, что на китайском рынке работает 5 тыс. немецких компаний, если Пекин примет ответные меры против ЕС, то Германия рискует потерять гораздо больше, чем другие европейские страны.

«Если ЕС будет действовать против КНР слишком жестко, то в ответ могут последовать контрмеры, что стало бы для нас катастрофой», — сказал исполнительный директор Торгово-промышленной палаты Германии в Китае Максимилиан Бутек. «Для нас чрезвычайно важно, чтобы китайский рынок оставался открытым».

Что касается российского вопроса, то Шольц заявил, что на встрече с Си Цзиньпином попросил его надавить на Россию, чтобы она прекратила свою «безумную кампанию» на территории Украины. «Слова Китая в России имеют вес. Поэтому я попросил председателя Си оказать давление на РФ, чтобы Путин наконец прекратил свою безумную кампанию, вывел свои войска и положил конец этой ужасной войны», — рассказал он.

Также канцлер затронул вопрос экспорта Китаем в Россию товаров двойного назначения, которые могут использоваться и гражданской, и в военной сфере. «Нужно абсолютно настаивать на том, чтобы не было экспорта оружия, но нельзя также игнорировать вопрос (товаров) двойного назначения», — сказал он. «И здесь можно было донести все необходимое таким образом, чтобы это не могло быть неправильно понято».

Кроме того, Шольц заявил, что не может даже идти речи об угрозах применения ядерного оружия, вероятно, подразумевая неоднократные заявления президента России Владимира Путина и других российских государственных деятелей о его возможном использовании. Уже по завершении своего визита немецкий канцлер сказал журналистам, что, по его мнению, на переговорах с Си Цзиньпином «был заложен важен элемент», который поможет обсуждению дипломатических усилий по прекращению российско-украинской войны.

В то же время Шольцу, судя по всему, не удалось добиться, чтобы китайский лидер пообещал принять участие в международной конференции по вопросу Украины, которая должна пройти в июне этого года. Также КНР никак не изменила свою позицию в отношении самого конфликта, которая заключается в том, что Пекин обвиняет страны Европы и США в затягивании войны путем поставок Киеву оружия, и призывает к мирным переговорам с учетом как украинских, так и российских интересов.

«Китай не является стороной украинского кризиса, но последовательно и по-своему продвигает мирные переговоры», — сказано в заявлении КНР по итогам переговоров между Шольцем и Си Цзиньпином.

Сам же китайский лидер на встрече с немецким канцлером заявил, что «Китай и Германия являются второй и третьей по величине экономиками мира, поэтому укрепление и развитие отношений между ними имеют значение, выходящее за рамки двусторонних связей, и оказывают ощутимое влияние на Евразию и весь мир».

Он также добавил, что «между двумя странами нет фундаментального конфликта интересов, и они не представляют угрозы безопасности друг для друга». Эти слова Си Цзиньпина можно трактовать на ответ тем западным странам, прежде всего, США, которые призывали Германию дистанцироваться от Китая. Кроме того КНР крайне на руку дальнейшее развитие контактов с немецким бизнесом. Сейчас Пекин активно пытается привлечь иностранные инвестиции, стремясь вывести свою экономику из спада на фоне кризиса на рынке жилья и последствий пандемии коронавируса.

По словам старшего советника по китайским делам исследовательской компании Rhodium Group Ноя Баркина, Китай считает Германию своим лучшим шансом на отсрочку или смягчение любых торговых ограничений со стороны ЕС.

Поскольку немецкие компании инвестировали большие деньги в китайскую экономику, они опасаются, что если Евросоюз введет более высокие пошлины на китайские товары, а КНР ответит контрмерами, то они пострадают в первую очередь. А китайские чиновники «знают, что в немецкие компании вложили большие деньги, и они используют это в политической сфере, чтобы повлиять на принятие политических решений в Берлине», заявил Баркин.

Однако не только Китай нуждается в Германии, но и Германия в Китае. Немецкая экономика стагнирует, ее экспорт в этом году уже сократился более чем на 2%, и никаких признаков того, что ситуация изменится к лучшему, сейчас нет.

«Экономика Германии как будто парализована», — сказал эксперт Института экономических исследований Тимо Вольмерхойзер. «Настроение плохое, а незащищенность высока».

Прибавим сюда и то обстоятельство, что прибыль крупнейших немецких компаний, включая, например, автопроизводителей Siemens и Volkswagen, сильно зависит от китайского рынка, и получим, что в настоящий момент Берлин крайне заинтересован в развитии бизнес-связей с Пекином.

«Торговля с Китаем приносит нам процветание и практически незаменима в краткосрочной перспективе», — заявил президент Кильского института мировой экономики Мориц Шуларик.

Не стоит также забывать о том, что сейчас Шольц столкнулся с крайне низкими рейтингами (его негативный рейтинг, по данным The New York Times, в марте 2024 года составил 73%), а уже через год его ждут новые парламентские выборы. Между тем в стране растет популярность ультраправых, прежде всего партии «Альтернатива для Германии», а доверие к действующему коалиционному правительству, наоборот, падает. Поэтому канцлер крайне заинтересован в том, чтобы представить себя защитником немецких, а не общеевропейских интересов. Для этого он даже готов договориться с Китаем.

И, судя по заявлениям обеих сторон на переговорах в Пекине, в экономической сфере ему пока это удается. Что же касается украинского вопроса, то он сейчас для Шольца явно находится не в приоритете, поэтому несогласие Пекина здесь даже можно стерпеть.

Пока канцлер готов продолжать выдерживать деликатный баланс между опорой на США в сфере безопасности и на Китай – в экономической сфере. Однако в случае победы Дональда Трампа на американских президентских выборах в ноябре этого года этот баланс может рухнуть, поскольку республиканский кандидат не слишком готов развивать отношения с европейскими странами. И тогда у Германии вполне может остаться лишь одна опора – КНР, которая с радостью пообещает развитие экономического сотрудничества. Но вот достаточно ли этого будет для того, чтобы Шольц удержался у власти, особенно если на выборах в Европарламент в июне победят ультраправые, можно будет увидеть уже в следующем году.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 5
Регистрация: 21.10.2019