To reset your password, please enter your email address or username below.

Как «плавятся» симпатии белорусов к России

Российско-Украинский конфликт – фактор, который может существенно повлиять на геополитический выбор белорусов. Все-таки столкнулись две страны-соседки, причем, как показывают социологические исследования, с разными цивилизационными векторами. Редакция NewsPrice изучила отношение белорусов к происходящему и их восприятие того, что Беларусь стала соучастницей международной агрессии.

Принуждение к войне

О том, что страна не осталась в стороне от конфликта, свидетельствуют как заявления, так и действия властей. Накануне событий Александр Лукашенко достаточно четко определил свою позицию, прогнозируя со всех экранов успешный блицкриг Москвы:

«Украина никогда с нами не будет воевать: эта война продлится максимум три-четыре дня. Там некому будет против нас воевать. Те, кого там показывают с этими деревянными автоматами, как они тренируются… И как только чуть-чуть запахло, Володя Зеленский сразу трухнул.»

Кстати, это далеко не первая ошибка белорусского президента насчет Украины: в 2019 году перед вторым туром президентских выборов он уже предсказывал победу Петра Порошенко. Теперь же ему остается лишь повторять все кремлевские нарративы о притеснении русских на востоке Украины, а также о так называемой «военной спецоперации», как упредившей нападение со стороны блока НАТО, объясняя свою риторику тесными союзническими отношениями:

«Те, кто нас упрекает, вы, что не знали, что у нас теснейший союз с Российской Федерацией? Не знали, что у нас создана уже давно единая группировка вооруженных сил? Фактически единая армия. Мы были и будем вместе с братской Россией. Наша, белорусов, трагедия только в том, что сегодня столкнулись два братских народа – россияне и украинцы. Это наша трагедия. Но мы всегда говорим, что правда сильнее. И правда сегодня на стороне братской России, Мы единственная страна, которая поддерживает россиян в этой борьбе.»

Кроме того, Минск предоставил российской армии всю необходимую инфраструктуру – от железной дороги до аэродромов, с которых вертолеты с десантом летали под Киев в феврале-марте, и откуда время от времени запускаются ракеты по украинской территории.

Тем не менее, воздерживаться от прямого участия в войне живой солдатской силой Беларуси пока удается. Украинские военные эксперты подтверждают, что признаков подготовки наземной атаки с территории страны пока не наблюдается. Даже несмотря на то, что в там уже который месяц проходят проверки и мобилизационные учения, которые официальный Минск объясняет прикрытием кремлевской спины от гипотетической атаки НАТО. «Батька», кстати, не раз клятвенно обещал, что белорусские солдаты на украинскую землю как оккупанты не ступят. И пока у него хватает внутриполитических фобий, чтобы стараться этого избегать.

Во-первых, армейское вторжение повлечет за собой расширение болезненных экономических санкций. Во-вторых, такое развитие ситуации может спровоцировать ответные украинские удары не только по российским военным объектами, но и по задействованной для их дислоцирования инфраструктуре. Вкупе с вероятным потоком «груза-200» это может реанимировать массовые протесты 2020 года или спровоцировать «дворцовый переворот».

К тому же белорусские военные, хоть в подавляющем большинстве своем и симпатизируют России, предпочитают боевым действиям поддержку в нынешнем формате. Социология подтверждает, что граждане с тревогой воспринимают соучастие своей страны в конфликте. А прямое участие в боевых действиях и вовсе поддерживает всего лишь несколько процентов населения.

Рейтинг агрессора

Британский центр «Chatham House» ежемесячно проводит социологические исследования согласно которым в июне отношение белорусов к происходящему по-прежнему было скорее отрицательным. При этом однозначных противников военных действий в два с половиной раза больше, чем сторонников – 14% против 35%. Кроме того, статистика показывает, что:

  • за участие Беларуси в военных действиях на стороне России выступает 5% респондентов;
  • за участие в военных действиях на стороне Украины высказалось 4% опрошенных;
  • за поддержку действий России без вступления в военный конфликт выступило 23%;
  • за поддержку Украины, не вступая в конфликт – 5%.
  • ожидают негативных последствий для Беларуси из-за конфликта – 59%.

Эти социологические данные во многом объясняют публичное поведение белорусов. Протестные действия не такие масштабные, как хотелось бы украинцам. Однако в стране продолжаются широкие репрессии, начавшиеся два года назад после президентских выборов и массовых уличных протестов.  Буквально ежедневно задерживается по несколько человек, а в конце февраля количество задержанных исчислялось тысячами.

Тем не менее, даже в таких условиях, сочувствующими были организованы мониторинг и диверсии на железной дороге для задержки перемещения российских войск и техники к украинской границе. На современных «партизан» за «рельсовую войну» заведены десятки уголовных дел, в том числе по обвинению в терроризме, а железная дорога усиленно патрулируется силовиками.

По неофициальной статистике, среди легионеров, воюющих в Украине, больше всего белорусов. Начиная с 24 февраля уже погибло более десятка бойцов. Видимо поэтому лишь пятая часть опрошенных в какой-то степени считает виновными в том, что с территории их страны совершаются военные действия против Украины и обычных граждан. Кроме того, многие разделяют позицию Светланы Тихановской, считая, что Беларусь также оккупирована Россией.

Можно предположить, симпатизантов было бы еще меньше, если бы на телевидении звучала альтернативная точка зрения. Но, зрители в основном черпают информацию из белорусских и российских телеканалов. Редакция NewsPrice изучила отчеты компании «Медиа Измеритель» о составе и предпочтениях аудитории основных каналов, вещающих в Беларуси.

В июне Топ-5 передач – три развлекательных и две новостных – контент российских телеканалов «Россия-Беларусь» и «НТВ-Беларусь». Новостные передачи – «Вести недели» и «Итоги недели с Ирадой Зейналовой». Примерно такая же картина была и в предыдущие месяцы. Правда половина участников телеметрии – в возрасте «55+» и 61% аудитории – женщины. То есть, маловероятно, что эти люди будут активно участвовать в политической жизни вне дивана.

Белорусская армия: «Никогда снова!»

Прокремлевская пропаганда не воздействует на белорусов так, как на россиян. Например, та же Вторая мировая воспринимается в стране не через слоган «Можем повторить!», а через «Никогда снова!». Да и поездили они по соседним европейским странам и Украине достаточно для того, чтобы убедиться, что тамошние реалии и настроения далеки от пропагандистских посылов.

Дело в том, что в доковидные времена белорусы много лет были мировыми лидерами по получению шенгенских виз. А Украина входит в тройку самых посещаемых стран так называемыми организованными туристами. А если считать и поездки «своим ходом» от Затоки до Львова, то наверняка даже опередит в этом мини-рейтинге Египет и Турцию. В общем, фобии из-за «бандеровцев» у белорусов нет.

Кроме того, настроения в армии неплохо показывают и исследования центра 2Chatham House», уже приведенные нами выше.  На вопрос «Что, если бы власти Беларуси приняли решение вступить в войну против Украины?» ответы респондентов оказались следующими:

  • уверены, что военнослужащие исполнили бы приказ – 20%;
  • думают, что солдаты и офицеры отказались бы воевать – 20%;
  • полагают, что военные покинули бы зону боевых действий – 19%;
  • считают, что старались бы не применять оружие – 15%;
  • ожидают увольнений из армии – 13%;
  • прогнозируют сдачу в плен украинцам – 9%.

Конечно, скорее всего это лишь наивное представление гражданских о вероятном поведении военных, однако оно демонстрирует очевидно негативное отношение к применению оружия против соседей.

Кроме всего прочего, ситуация привела к резкому уменьшению количества сторонников вхождения в ОДКБ. Впервые за историю социологических наблюдений за выход из этого военно-политического блока и за нейтралитет выступает больше белорусов, чем за сохранение членства в нем – 48% и 42%, соответственно. И почти вдвое, с 6% до 10%, выросло количество тех, кто выступает за вхождение Беларуси в НАТО.

Директор «Chatham House» Рыгор Астапеня в презентации результатов соцопроса отметил, что происходит «плавление» поддержки России, то есть «постепенно, по проценту, уменьшается количество людей, которые считают, что Беларуси следует поддерживать действия России».

Думается, с каждым прилетом российских ракет по украинским городам и расширением санкций симпатии к Москве будут «плавиться» еще больше. В свою очередь, даже авторитарный режим Лукашенко вынужден считаться с антивоенным общественным мнением. Тем более что оно вполне может радикализироваться до «партизанщины». Факты показывают, что  вероятность прямого вступления в российско-украинский конфликт белорусской армии с каждым днем отнюдь не увеличиваются.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 293
Регистрация: 03.12.2020