To reset your password, please enter your email address or username below.

Как российско-украинский кризис повлиял(ет) на Беларусь

Больше месяца прошло с начала так называемой российской специальной военной операции в Украине. По-прежнему сложно подводить какие-то итоги или делать выводы. Но одно можно сказать с уверенностью – жизнь огромного числа людей перевернулась с ног на голову. Даже тех, кто никогда не интересовался политикой, никогда не был в Украине и вообще никак с этой страной не связан. Конечно, невозможно сравнивать потерю жизни с невозможностью совершать какие-то повседневные простые действия, вроде оплаты покупки смартфоном. Тем не менее, для кого-то даже такая мелочь стала поводом «проснуться» и постараться разобраться в происходящем.

И очевидно, что непосредственные участники конфликта, безусловно, несут огромные потери (причем с обеих сторон). Однако события разворачиваются так, что становится очевидно, даже якобы находясь в стороне, можно ощутимо пострадать. Так, например, происходит с Беларусью. Война у самых ее границ все больше и больше сказывается на экономике.

Логистический центр больше не центр?

Как ни крути, но Беларусь до поры до времени была крупным логистическим центром. Главным образом это было связано с географическим положением страны. Транзит, экспорт и т.п. – все это как раз фактически «кормило» Республику, пусть не на все 100%, но вклад в общее благосостояние страны был довольно внушительный. Тем более, что в результате одни вкладывались в модернизацию транспортной инфраструктуры, таким образом поддерживая приличное состояние белорусских дорог, другие – обеспечивали безбедное существование железнодорожного сообщения. Опять же, белорусские дальнобойщики, пожалуй, еще до зарождения мема про отдельную социальную прослойку – айтишников – могли себе позволить вполне зажиточное, по местным меркам, существование.

Очереди из фур на белорусско-польской границе, фото: Sputnik.by

И именно с точки зрения логистических связей стране было крайне выгодно, если не дружить, то хотя бы поддерживать приемлемые отношения буквально со всеми. Конечно, это политика, поэтому контакта где-то было больше с одними, нежели с другими, но, очевидно, никакие конфликты и разрывы связей Беларуси были не нужны. И еще пару лет назад сохранять такой устраивающий все стороны баланс вполне себе удавалось. Но по ощущениям, где-то с 2020 года глава государства основательно загнал Республику в зависимость от России, а после этого, как говорится, выбирать не приходится – нужно придерживаться вектора «старшего брата», причем даже в ущерб себе. Как в принципе и получилось.

Кажется, уже даже никто не отмечает, какие по счету пакеты санкций вводят страны Запада в отношении Беларуси с формулировкой «пособничество во вторжении России в Украину». А вот последствия, которые несут эти ограничительные меры, волнуют теперь не только чиновников, которые потенциально могут обнаружить себя в одном из очередных списков, но и простых людей.

По словам эксперта, сейчас Беларусь находится под беспрецедентным давлением, с которым не сталкивалась никогда в своей истории. Все прежние санкции по большому счету не приносили настолько разрушительного эффекта и на фоне текущих, скорее, воспринимаются теперь как досадная помеха, а не серьезная проблема.

С каждым разом все более мощные удары наносятся по самому стратегически важному сектору — это, как мы уже говорили, транспорт и логистика. Белорусским перевозчикам уже запретили въезд в Евросоюз, и никто не может гарантировать того, что транспортные компании в один «прекрасный день» просто откажутся работать с белорусами.

Такой расклад нарушает отлаженные цепочки поставок, а это неизбежно ведет к проблемам в очень многих производственных процессах.

Финансы поют романсы

Что касается каких-то прямых ограничительных мер в финансовом секторе, то здесь, безусловно, пока что ситуация не настолько жесткая, как, например, в России (что в общем-то логично). Да, возникают перебои с платежами. Да, приходится учитывать эффект от санкций, который наблюдается у российских партнеров. Тем не менее, пока реальных проблем не так много. Однако бизнес всерьез опасается, что наступит день, когда не пройдет оплата за товар. Некоторые, к слову, до сих пор не реализовывают продукцию, так как не понимают, что дальше будет с курсом доллара (который буквально за неделю снизился почти в 1,5 раза), с поставками в целом. Словом, проблемы только набирают обороты.

Кстати, проблемы с платежами в Россию и из нее мешают перекрыть российским экспортом потери на европейском направлении. Никто не готов к ситуации, когда внезапно столкнешься с не прошедшим платежом и неясным его будущим (когда все-таки пройдет, какой к этому дню будет курс и т.п.).

Эксперты уже прогнозируют падение ВВП в годовом эквиваленте составят 10%. Словом, это просто мощнейший удар. Даже если сравнивать с ситуацией в 2015-2016 годах, когда падение составило 7% ВВП. Да, тогда это было тоже ощутимо, но ситуация ухудшалась довольно планомерно, не было резкого, как говорят по телевизору, «отрицательного роста», поэтому простые граждане не так сильно это ощутили, соответственно, особенно не было никакой общественной реакции. Теперь же все происходит буквально молниеносно, а это всегда огромный риск. Тем более, что уж очень много негатива накопилось в людях с 2020 года: то пандемия, то протесты, то теперь война…

При этом, сейчас невозможно что-либо прогнозировать, давать какие-то утешительные решения, которые могли бы подарить надежду на то, что кризис скоро закончится. Все находятся в напряженном ожидании: от крупных бизнес-игроков до бюджетников.

 Цены готовятся к скачку, а зарплаты к задержкам

Что касается самой больной для белорусов темы – цен на продовольствие, то здесь тоже ничего хорошего. Средний чек после похода в магазин за абсолютно простым набором товаров, вроде, хлеба, молока, яиц и т.п. – существенно увеличился. А по факту, скачок цен еще даже не начался толком.

Полки в одном из магазинов Минска, фото: “Cалідарнасць”

Некоторые пессимистично предрекают появление такой, в общем-то несвойственной Республике вещи, как задержка зарплат. Ожидается рост безработицы

Что делать?

Безусловно, власть не сидит на месте, спуская ситуацию на самотек. Однако в текущих условиях, кажется, ни одна стратегия не может гарантировать того, что ситуация как-то наладится.

Очевидно, что даже если в Украине произойдет перемирие, конфликт будет улажен и мир перейдет в стадию «зализывания ран», то на восстановление даже того, что уже произошло на сегодняшний день, уйдет далеко не один год. Причем не факт, что санкции будут сняты одномоментно, с этим грузом Беларуси придется жить еще довольно долгое время.

Кроме того, если в более спокойных условиях, можно было бы смягчать негативные тенденции, используя накопленные ресурсы, остатки профицита бюджета прошлых лет, золото-валютные резервы и т.п., то теперь это делать просто-напросто опасно, так как неизвестно, что будет дальше и можно ли будет в принципе как-то потом все потраченное А риски – остаться ни с чем, очень велики.

Есть вариант, как всегда, попробовать как-то выбраться из ямы за счет России. Но сейчас, во-первых, сама РФ находится в крайне нестабильном положении. А во-вторых, неизвестно, как отреагирует мировое сообщество на еще большее сближение…

В общем, все, как всегда. Единственное, что очевидно – ситуация, мягко говоря, не очень хорошая, а что будет дальше, хочется верить, что «поживем-увидим».

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 293
Регистрация: 03.12.2020