Чтобы сбросить пароль, введите адрес электронной почты или имя пользователя ниже

Константинополь VS Москва: Кто победит в борьбе за Православие в Украине и странах Содружества?

Уже в конце августа, по случаю 30-й годовщины Независимости Украины, в Киев приедет Вселенский патриарх Варфоломей I. Что может означать этот визит, как его будут воспринимать верные Православной церкви в Украине (ПЦУ) и стоит ли ожидать протестов верующих Московского патриархата? Какая следующая церковь на территории СНГ сможет повторить «украинский сценарий автокефалии» и отойти от Москвы? Как политики используют церковные вопросы в своей игре? Попробуем разобраться.

Тернистый путь к автокефалии

Святой Владимир Великий крестил Русь именно в Киеве, когда еще Москвы, как города, не было в помине. Православную веру мы получили от Константинополя и это – исторический факт. То есть, материнская Церковь Руси-Украины – именно Константинопольская, а никак иначе.

Крещение Руси-Украины князем Владимиром

Московский патриархат может вести свое летоисчисление, как отдельная церковь с XIV-XV века. Именно такого мнения придерживается предстоятель ПЦУ митрополит Киевский и всея Украины Епифаний и практически все историки-богословы.

Если говорить о попытках Украинской церкви получить свою независимость – они восходят к началу 20 века (2017-21 г.г.), когда после октябрьской революции была основана Украинская автокефальная церковь, священники и епископы, убегая от репрессий советской власти, были вынуждены эмигрировать и создавать Украинскую автокефальную церковь в диаспоре. С получением независимости Украины в 1991 году движение к созданию автокефальной церкви в Украине усилилось, правда, канонический статус и признание другими церквями, Православная церковь в Украине получила только два года назад – в 2019 году, когда Вселенский патриарх даровал Томос об автокефалии Украинской православной церкви.

Вселенский патриарх Варфоломей I подписывает Томос о предоставлении автокефалии ПЦУ.
Фото УНИАН

Чем вызвал гнев Московского патриарха Кирилла, который даже угрожал Вселенскому патриарху Варфоломею едва ли не Страшным судом и отказом в церковном общении, общей молитве и поминании.

В своём письме Вселенскому патриарху Варфоломею патриарх Кирилл пишет:

Боль, недоумение и возмущение в связи с «антиканоническими действиями», в которых обвиняет Константинополь из-за проведения церковного собора в Киеве, избрания предстоятеля Православной церкви Украины, которую российский церковный иерарх считает неканонической, и отмены решения от 1686 года о временном подчинении киевской митрополии Московскому патриархату.

Патриарх Московский отмечает, что если Вселенский патриархат не изменит политику, Варфоломей перестанет «быть Первым в православном мире».

«А нанесенные Вами страдания православных украинцев пойдут за Вами на Страшный суд беспристрастного Господа нашего и будут свидетельствовать пред Ним против Вас», – отмечается в письме Кирилла.

Варфоломей VS Кирилл. Коллаж rua.gr

Несмотря на сопротивление Москвы, православные церкви мира одна за другой начинают признавать Православную церковь в Украине, как каноническую и одну из 15 независимых автокефальных церквей. Кроме Вселенского патриархата ПЦУ на сегодня признали Элладская церковь, Кипрская и Антиохийская.

Днями стало известно что, Епифания, митрополита Киевского и всея Украины, включила в Диптих (поминальник всех предстоятелей поместных церквей) одна из старейших – Александрийская церковь , чем по сути признала каноничность ПЦУ.

Фото нового Диптиха разместил архимандрит Вселенского Патриархата Романос Анастасиадис на своей странице в Facebook.

Диптих Александрийской церкви в котором поминают Епифания, Митрополита Киевского и всея Украины. Коллаж https://df.news/

Интересная история теперь выходит с епархиями и приходами Украинской православной церкви (Московского патриархата), или по новому украинскому законодательству РПЦвУ (Российская Православная церковь в Украине). Приходов Московского патриархата в Украине до сих пор насчитывается больше всего и главные святыни – Киево-Печерская и Почаевская Лавры, подчиняются, собственно патриарху Кириллу.

По поводу епископов Московского патриархата в Украине Патриарх Ворфоломей I авторитетно заявил:

«После Объединительного собора и предоставления Томоса «новая автокефальная церковь Украины является единственной канонической Православной Церковью на территории Украинского государства, и Блаженнейший Митрополит Киевский и всей Украины должен быть признан ее каноническим Предстоятелем». Согласно каноническому принципу территориальности, который является неотъемлемым и постоянным фактом православной экклезиологии, ни одна другая Церковь не может присутствовать в пределах юрисдикции Церкви Украины, – подчеркнул в письме Вселенский патриарх Варфоломей намекая на присутствие УПЦ МП.

«Тем не менее, в духе пастырской чуткости, мы временно терпим существования украинских иерархов под Россией, не как местных правящих епископов, а лишь как титулярных или тех, что находятся (имеют резиденцию) в Украине, иерархов, согласно канону 8 Первого Никейского собора, надеясь, что волей Божьей, они вскоре объединятся  с поместной Церковью».

Из этих слов вытекает, что Варфоломей не считает Онуфрия каноническим (законным) митрополитом Киевским, но как иерархом, проживающим в Киеве, как это было напечатано в Ежегоднике Вселенского патриархата за 2020 год.

Вселенский патриархат забрал титулы у служителей РПЦ в Украине

Архимандрит Романос Анастасиадис, клирик митрополии Ретимно и Авлопотамос, буквально неделю назад заявил, что Константинопольская Церковь чуть ли не «проклинает Блаженнейшего Онуфрия, и всех тех, кто считает его законным Митрополитом Киевским» вопреки указаниям Фанара. Об этом Анастасиадис написал на своей странице Фейсбук.

Опубликовав скриншот публикации греческого ресурса «Ромфея» о праздновании в Киеве Дня тезоименитства Блаженнейшего Онуфрия со штампом «fake», клирик Фанара пишет:

«Проклятие Матери Святой Христовой Великой Церкви не только на нем самом, нераскаявшемся, неканоническом, жалком и несчастном предателе своего народа, незаконном пассажире церковного корабля Украины, но и на всех тех, кто продолжает воспроизводить титул «Киевский» (Митрополит – ред.), узурпированный (Блаженнейшим Онуфрием – ред.) несмотря на четкое запрещение Церкви».

23 мая 2019 Вселенский патриарх отметил, что «присутствие Московского патриархата в Украине является нежелательным, и наносящем ущерб интересам украинской нации и единства украинского народа». Он отметил, что украинскому народу необходимо было предоставить автокефалию и церковную независимость – то, что народ стремился получить в течение веков.

«Автокефалия, предоставленная Украинской церкви Вселенским патриархатом, дает возможность на внутреннее самоуправление, которое всегда поддерживает развитие местной церкви», – сказал Варфоломей.

В ответ на такие действия Константинополя РПЦ пыталась пойти по пути изоляции Вселенского патриархата, «ушедшего в раскол», и объявила ПЦУ «сугубо политическим проектом, который закончится вместе с режимом Порошенко». Но ни одна поместная церковь мира не пошла вслед за РПЦ на разрыв канонического общения с Константинополем. Напротив, Элладская (Греческая) церковь признала автокефалию ПЦУ в октябре, а Александрийский патриархат (второй по чести в православном мире) — в ноябре прошлого года.

С предстоятелем ПЦУ сослужил в Киеве епископ Православной церкви Чешских земель и Словакии, украинскую автокефалию поддержал один болгарский митрополит и Кипрская церковь.

Колебания по этому вопросу наблюдаются в Грузинской и Румынской церквах. Чтобы не идти на разрыв с большей половиной православного мира и не впадать в изоляцию, руководство РПЦ придумало невиданный в православной истории ход:

оно решило, что постановления Элладской и Александрийской церквей были «несоборными», поэтому разорвало общение только с частью их епископата в надежде, что остальная часть и дальше будет не признавать ПЦУ.

В очереди за Томосом теперь стоят Молдова и Беларусь

В Беларуси также начались движения по созданию своей Белорусской автокефальной православной церкви, которая имеет свои приходы не только в Беларуси, но и в Австралии, США, Великобритании и Канаде. Богослужение ведутся в церкви на белорусском языке, также, кроме богослужебной деятельности, БАПЦ ведет культурно-просветительскую работу и имеет свою воскресную школу.

В отличие от Украины, официальные власти Беларуси не признают эту церковь – поэтому идти по сценарию Украины и просить о Томосе у Константинополя БАПЦ несколько рановато.

Первоиерарх Белорусской автокефальной православной церкви (БАПЦ), архиепископ Святослав Логин (на фото) в интервью «Радио Свобода» заявил, что Белорусская автокефальная православная церковь поддерживает предоставление Томоса УПЦ.

Иерархи Белорусской автокефальной православной церкви (БАПЦ) совместно с архиепископом Святославом Логином

«Мы, конечно, поддерживаем это решение. Наша цель – также легализоваться в Беларуси и официально получить статус автокефалии», – высказался Логин по решению Константинопольского патриархата предоставить Украинской православной церкви статус автокефальной.

Логин пояснил, что украинская церковь и белорусская в прошлом имели единую митрополию – церковь в Беларуси начиналась с Киевской митрополии.

«Позже это была Киево-Литовская митрополия с центром в Новогрудке – она была уничтожена Московской церковью. И по сей день Москва делает все, чтобы Украинская и Белорусская церкви автокефалии не получили», – рассказал архиепископ. По его словам, для того чтобы белорусское православие получило автокефальный статус, на это должно быть желание верующих и власти.

Логин убежден, что для того чтобы государство было духовно независимым, должна быть независимость церкви, поэтому государство в этой независимости должна быть заинтересована.

После президентских выборов в Беларуси предстоятель БАПЦ архиепископ Святослав обвинил Лукашенко в «кровавых расправах над мирным народом на улицах и в тюрьмах» в Минске и других городах страны и призвал «тех, кто все еще служит его сатанинской власти, не подчиняться преступным приказам». В заявлении говорится, что насилие в Белоруссии творится «при поддержке восточного соседа Беларуси, который называет себя «православным» и «старшим братом», и что «весь цивилизованный мир поддерживает борьбу белорусского народа за свои права» . БАПЦ даже наложила Анафему на Лукашенко через это.

25 июня Александр Лукашенко отреагировал на такие попытки создать автокефальную церковь в Беларуси и сообщил, что противники нынешней власти хотят объявить автокефалию Белорусской православной церкви.

«Проверенным путем идут – объявления автокефалии. Письма пошли в Константинополь, письма пошли к нашему патриарху, он об этом мне говорил. И здесь мы видим уже этот разворот. Мы должны сделать все, чтобы главный наш достижение – межконфессиональный мир – сохранить в Беларуси

Сначала блицкриг, который не удался, затем заигрывание с народом (цветочки и другие богохульства). К сожалению, и храмы были подключены к этому. Была попытка подключить почти все католические храмы, и многие люди поддались на это. И у нас среди православных были определенные шатание, с которыми на сегодня и владыка, и Православная церковь справились. Это того стоит, успокаиваться нельзя», – сказал Лукашенко при посещении Жировичеського монастыря накануне.

В Молдове тоже есть свое стремление к уходу от Москвы, но уже под омофор Румынского патриархата, который планирует создать на территории Молдовы и Приднестровья свою церковь, объединив Бессарабскую и Молдавскую метрополии в одну автокефальную церковь и даже присоединить несколько приходов в Одесской области и Буковине.

В Молдавии, говорят, даже «началась война митрополий», а приходы в республике разделились, как в политике, на румынские и русские.

24 октября 2007 Синод Румынской Православной Церкви образовал 7 новых епархий. В частности, было восстановлено 3 епархии Бессарабской митрополии, которые существовали до 1944 года. Сейчас их центры находятся в молдавских городах Бельцы, Кантемире и Дубоссарах, но со временем Румынская Церковь имеет целью перенести епископские кафедры в украинские города – Хотин, Измаил и Белгород-Днестровский.

Румынская православная церковь создает свои епархии в Молдове, Приднестровье и на юге Украины

Восстановление епархий вызвало негативную реакцию Московской Патриархии и УПЦ (МП), синод Украинской Православной Церкви осудил решение РумПЦ, отметив в частности, что:

«Вышеуказанные действия Румынской Православной Церкви представляют угрозу для целостности не только Украинской Православной Церкви, но и Украинского государства, поскольку создают условия для роста сепаратистских настроений на Буковине и Одесской области».

В связи с этим начались переговоры между РУМПЦ и РусПЦ, которые с самого начала натолкнулись на трудности.

Предстоятель Румынской православной церкви патриарх Даниил (в центре), октябрь 2018 года

Вскоре после создания ПЦУ, в феврале 2019 года, Румынская православная церковь высказалась за признание Православной церкви Украины в обмен на гарантии свобод свобод румынских верующих в Украине. В июле этого же года Синод ПЦУ создал православный румынский викариат с правами самоуправления. Однако, к сожалению, Румынская православная церковь приостановила процесс признания ПЦУ. В феврале 2020 его синод высказался за консенсус между Вселенским и Московским патриархатом в вопросе украинской церкви.

Кавказ – дело тонкое

На днях премьер-министр Украины Денис Шмыгаль встретился с католикосом-патриархом всея Грузии, первоиерархом Грузинской православной церкви Илией II.

Денис Шмыгаль на встрече с Патриархом Илией. Фото: Facebook/Andrii Yurash

«Глава украинского правительства и патриарх Грузии обсудили вопросы, актуальные для украинского и грузинского народов. Денис Шмыгаль подчеркнул, что национальные истории Грузии и Украины, в частности пути развития православных церквей, походите. Глава правительства отметил, что Украина и Грузия вместе идут дорогой европейской интеграции. Также премьер-министр отметил важность духовно-религиозной составляющей для становления, дальнейшего развития обоих государств», – говорится в сообщении правительства Украины.

В то же время в канцелярии патриарха Грузинской православной церкви заявили, что «на встрече обсуждались дружеские отношения между нашими странами» и, что патриарх Илия II и Денис Шмыгаль «выразили желание и в дальнейшем укреплять связи и сближать наши народы».

И хотя Грузинская церковь пока держит дистанцию в вопросе украинской автокефалии – процесс «признания» ПЦУ начался. В частности, митрополит епархии Шемокмеди Йосеб даже поздравил Украину с вручением Томоса:

«Я поздравляю Православную церковь Украины с вручением Томоса и считаю, что Украина заслужила автокефалию, потому что боролась за нее на протяжении столетий. Стремление к православной христианской единства еще больше укрепит ее и наделит большим авторитетом»

Сейчас в грузинском обществе звучат все настойчивее призывы к власти и духовенства официально признать автокефалию Украинской православной церкви.

Часть верующих опубликовали петицию в Священного синода ГПЦ. В ней Синод призывают поддержать автокефалию и принять во внимание мнение прихожан.

«Мы, дети Грузинской православной церкви, надеемся, что наша Церковь не опозорит историю собственной автокефалии и подтвердит евхаристическую единство с Православной церковью Украины», – говорится в петиции.

За несколько дней раньше в Тбилиси у здания патриархии состоялась акция, которая призвала официально признать независимость ПЦУ. Это был своеобразный перформанс – участники передали в Патриархии два документа: копию Томоса, который передали украинской церкви, и его перевод с греческого языка на грузинский.

Другой грузинский теолог Важа Вардидзе добавил, что Грузии важнее сохранить хорошие отношения с Константинополем, чем с Москвой.

«Грузия заинтересована в том, чтобы сохранить свое гармоничное пребывания в общеправославном каноническом пространстве», – сказал Вардидзе в интервью «Кавказскому узлу».

Чего ожидать от визита Варфоломея на годовщину Независимости Украины?

Пока поместные церкви определяются поддерживать позицию Москвы, или Константинополя, а церкви на территории стран содружества рассматривают возможность повторения «украинского сценария» с получением автокефалии, верующие ПЦУ с нетерпением ожидают визит Вселенского патриарха. Представители Московского патриархата, в свою очередь, создают общественные организации и готовятся к пикетам визита Варфоломея І в Украину.

Патриарх Варфоломей I во время визита в Украину в 2008 году

Митинг, организованный священниками РПЦвУ и общественной организацией «Миряне» под предлогом «крестного хода» состоялся под стенами украинского парламента 15 июня этого года. Интересно, что при этом «крестном ходе никто никуда не идет, а все стоят и есть сцена, на которой выступают спикеры.

Религиозный эксперт Александр Ефременко прокомментировал этот «крестный ход» так:

«В РПЦвУ недовольны законопроектами, которые имеют целью заставить их привести свое название в соответствии с сутью религиозной организации и не прятаться под названием «Украинской церкви», одновременно находясь под руководством Кремля. Такое нормирование названия покажет простым людям, что это никакая не украинская церковь, а филиал Российской Церкви Московского патриархата. Именно поэтому «миряне» РПЦвУ решили атаковать Верховную Раду», – резюмирует Ефременко.

Кроме того религиозный эксперт назвал причины, почему в РПЦвУ создали проект «Миряне» и заявляют о «самоорганизации» верующих Московского патриархата.

«Миряне» готовят «Черногорский сценарий» встречи Варфоломея?

«А все потому, что служители РПЦвУ не хотят брать на себя ответственность за антигосударственные митинги и подстраивают, что они якобы не организаторы этого митинга, а инициатива исходит от мирян РПЦвУ», – объяснил он.

Кстати, созданная около трёх месяцев назад общественная организация «Миряне», начала свою активную деятельность лишь вначале июня. Но начала её с уже нам хорошо известных нарративов, направленных на дестабилизацию социально-общественной обстановки в Украине, что в свою очередь, при положительном развитии событий для данной структуры, должно будет как минимум сорвать визит Вселенского патриарха в Украину, на 30-летие Независимости, как максимум – реализовать у нас в стране «Черногорский сценарий».

Так, на Буковине, одна из епархий РПЦвУ устроила даже опрос среди своих прихожан об их готовности выйти на протесты, если Киево-Печерскую лавру передадут Православной церкви Украины. При этом в опросе напрямую указывается, что за пример берется опыт «народа Черногории».

Будут ли «Миряне» и другие общественные активисты во главе с священниками Московского патриархата пикетировать визит Вселенского патриарха в Украину – скорее всего да, даст ли этот протест большой эффект –время покажет.

Но пока официальные источники УПЦ МП говорят, что приезд Константинопольского Патриарха принесет в украинское общество «только смуту и противостояние».

Об этом митрополит Антоний (Паканич) заявил в эфире программы «Смотри».

«Думаю, что любой президент имеет право посещать любое государство и религиозного лидера. Но есть и другой аспект. Каждый президент думает прежде всего о своем государстве, о ее стабильности, обществе и о том, как оно развивается. В этом плане, конечно, приезд патриарха Варфоломея в Украину не принесет мира и спокойствия. Потому что он несет личную ответственность, что у нас происходит в религиозной сфере на протяжении последних лет. А это захваты наших храмов, избиения наших священников, наших верующих людей. Это все – личная ответственность именно патриарха Варфоломея, поскольку это происходило после того, как он подарил Томос украинским раскольникам»,подчеркнул митрополит Антоний.

Управляющий делами УПЦ подчеркнул, «если патриарх Варфоломей хочет приехать в Украину для того, чтобы попросить прощения у Украинской Православной Церкви, в наших священников, у наших верующих, то мы приветствуем такой приезд. Но думаю, что он хочет приехать сюда триумфатором. А этот триумф ложный. И принесет в жизнь украинского общества только раздор и разделение».

 Между тем, во время рабочего визита в Турецкую Республику президент Украины Владимир Зеленский вместе с женой Еленой на встрече с Его Всесвятейшеством Вселенским Патриархом Варфоломеем официально приглашают его на празднование 30-летия Независимости Украины, а Патриарх принимает приглашение и благодарит за визит президентской четы Матери-церкви, который, по его словам, «приносит большую радость», и отметил, что доволен тем, что в Украине постепенно наступает мир.

Президент Украины Зеленский и его супруга Елена на приёме у Вселенского патриарха. Фото: офис Президента Украины.

Зеленский сообщил, что во время встречи с глазу на глаз с Его Всесвятейшеством детально обсуждена ситуация в Донбассе.

«Хотя сложно, но есть шаги вперед. К вашему приезду у нас будет возможность продвинуться на пути к миру. И главное – о пленных: на Донбассе, в Крыму и в России – очень хочется, чтобы они вернулись домой», – подчеркнул он.

«Желаю этого от всего сердца. Чтобы прекратилась боль семей, чьи родственники в плену», – отметил Варфоломей.

Зеленский поблагодарил Варфоломея за безоговорочную личную поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины, нашей независимости, а также за всю поддержку, которую Патриарх предоставляет Украине.

«Благодарен за все, что вы сделали и делаете для Украины. Для нас важна такая поддержка на пути к миру. Украина – теплая и радушная. Мы все будем очень рады вашему приезду, это будет очень важный визит для Украины», – отметил Владимир Зеленский.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 8
Регистрация: 31.05.2021