To reset your password, please enter your email address or username below.

«Самый молодой президент»: почему на выборах в Чили победил левый активист Габриэль Борич

В ноябре-декабре 2021 года в Чили проходили президентские выборы, победу в которых опросы общественного мнения прочили ультраправому политику Хосе Антонио Касту. Однако во втором туре выборов его обошел кандидат от левых Габриэль Борич, который и одержал победу с результатом 56% голосов. Бывший студенческий лидер и левый активист, он станет самым молодым президентом в истории Чили. Но в чем секрет его победы, и как она связана с проходившими недавно массовыми протестами? Что Борич предлагает избирателям, и какой курс будет проводить? И почему в Чили даже спустя 30 лет слышны отголоски диктатуры Пиночета?

Борьба с наследием диктатуры

Нынешние выборы в Чили многие жители страны считают самыми важными со времен 1990 года, когда закончилась долгая диктатура генерала Аугусто Пиночета. Пришедший к власти в 1973 году в результате военного переворота, он железной рукой управлял страной. С одной стороны, режим Пиночета провел экономические реформы, отдав неэффективные предприятия в частные руки, достигнув стабильного роста ВВП и встроив Чили в международное разделение труда.

Однако, с другой, хунта проводила массовые репрессии против своих политических противников, в ходе которых около 3 тысяч человек были убиты или пропали без вести, а порядка 40 тыс. прошли через тюрьмы и лагеря. Кроме того, экономическое процветание коснулось далеко не всего населения Чили, а больше 40% продолжали жить за чертой бедности. Поэтому неудивительно, что, получив возможность ответить «нет» диктатуре на референдуме в 1988 году, около 55% граждан сделали это. Эпоха Пиночета закончилась.

Новые власти обещали экономическое процветание для всех, но это вновь оказалось лишь ложью. Богатые, заработавшие свои состояния еще в эпоху Пиночета, продолжали богатеть, а бедные – беднеть. Чилийское общество столкнулось с высокими ценами, низкими зарплатами и приватизированной пенсионной системой, фактически обрекающей стариков на нищету. Прибавьте сюда коррупционные скандалы, и становится понятно, почему граждане разочаровались в элите страны. Нужна была лишь одна спичка, чтобы полыхнули тлевшие десятилетиями угли. И такой спичкой стало повышение цен на билеты на метро в октябре 2019 года.

На улицы городов вышли сотни тысяч человек, недовольные растущим экономическим неравенством, низкими зарплатами и ростом цен на все и вся. Президент страны Себастьян Пиньера сначала пытался делать жесткие заявления, объявляя чрезвычайное положение и комендантский час, но затем под напором улицы был вынужден сдать назад, отправил правительство в отставку и анонсировал социальные реформы.

Однако протестующим уже было этого мало. Они требовали принятия новой конституции для того, чтобы закрепить необходимые изменения. Это требовало проведения референдума, который был назначен на 25 октября 2020 года.

На референдуме более 78% участников проголосовали за изменение Конституции и проведение прямых выборов в Учредительное собрание, которое должно было заняться ее созданием.

Выборы в Учредительное собрание, в свою очередь, были назначены на май 2021 года. В его состав вошли 155 депутатов, включая как мужчин, так и женщин, а также представителей коренных народов Чили. Среди депутатов есть юристы, учителя, домохозяйки, ученые и соцработники. Представителей же политических партий, причем как правых, так и левых – меньшинство, что не только показывает недоверие чилийцев к запятнавшим себя политическим силам, но и говорит о том, что в Учредительном собрании нет какой-либо группы, обладающей правом вето и могущей повлиять на его работу.

Первая сессия Учредительного собрания открылась 4 июля 2021 года. Его работа займет девять месяцев с возможным продлением еще на три. Учитывая такую серьезную подготовку и то, что депутаты Собрания представляют большинство населения страны, новый Основной закон действительно может стать результатом общественного консенсуса. После завершения работы над ним документ будет вынесен на плебисцит, в котором примут участие все граждане Чили. Пока же работа продолжается.

В этих обстоятельствах в конце года Чили ожидали президентские выборы. Казалось, что на них сторонников перемен ожидала легкая победа, ведь они уже одержали верх в борьбе за конституции. Однако не стоит забывать о том, что в чилийском обществе немалую долю составляет средний класс, который вполне устраивает сложившаяся экономическая и политическая система, и он не собирался сдаваться без боя.

Именно сторонников и противников перемен и представляли главные кандидаты на выборах – представитель левой коалиции «Одобряю достоинство» Габриэль Борич и кандидат от ультраправого альянса Христианско-социальный фронт Хосе Антонио Каст.

Кандидат прошлого и кандидат будущего

Всего в выборах приняли участие семь кандидатов, но главное противостояние развернулось между двумя упомянутыми политиками. Симптоматично, что оба кандидата представляют партии меньшинства, у которых нет представительства в правительстве. Так, Хосе Антонио Каст представлял созданную им Республиканскую партию, входящую в Христианско-социальный фронт. А Борич, в свою очередь, возглавляет Социальную конвергенцию, входящую в коалицию «Одобряю достоинство». Впервые со времен Пиночета борьба развернулась не между традиционными правоцентристами и левоцентристами, а между представителями радикально противоположных сторон политического спектра.

Хосе Антонио Каст – выходец из семьи мигрантов из Германии и верующий католик. Его отец состоял в нацисткой правящей партии НСДАП и был офицером Вермахта. Сторонники считают Каста кандидатом порядка и стабильности, а критики называют «ультраправым сторонником диктатуры» из-за симпатий к эпохе Пиночета. В молодости Каст принимал активное участие в референдуме 1988 года, выступая за продление полномочий диктатора, и позже заявил: «Если бы Пиночет был жив, он проголосовал бы за меня».

В политическом же смысле Каст является представителем волны правых политиков, получивших популярность после 2016 года на фоне победы Дональда Трампа на президентских выборах в США. Он выступает за традиционные правые ценности – против абортов и однополых браков, жесткий контроль над миграцией и борьбу с преступностью в Араукании – области в центральной Чили с крупнейшей в стране долью коренного населения.

Во многом Каст выражает интересы чилийского среднего класса, разочаровавшегося, как и во многих других странах Нового и Старого света, в традиционных партиях, и стремящегося к стабильности. Кроме того, он импонирует чилийцам, напуганным массовыми беспорядками 2019 года, и желающим вернуть в страну порядок.

Что же касается Габриэля Борича, то он является потомком югославских эмигрантов. В XX веке Югославия была одной из главных социалистических стран в мире, сооснователем Движения неприсоединения, и оказала влияние на развитие чилийского социализма. Поэтому обращение Борича, неоднократно подчеркивавшего свое югославское происхождение, именно к левым идеям вполне объяснимо.

В свою очередь Борич выступает за увеличение минимальной зарплаты (с 408 до 606 долл.), введение государственных пенсий вместо существующей фактически приватизированной системы, а также за развитие бесплатного образования и здравоохранения. Кроме того, он поддерживает налог на богатство, дополнительные налоги для предприятий по добыче меды и полную легализацию абортов – вполне распространенные левые ценности с определенной чилийской спецификой.

До своей политической карьеры Борич был студенческим лидером, а затем, как и его будущий соперник на выборах, стал депутатом чилийского парламента.

Автор публикации

Комментарии: 17
Публикации: 248
Регистрация: 08.10.2019