To reset your password, please enter your email address or username below.

Восходящая звезда: смогут ли «Патриоты Европы» возглавить консерваторов в Европарламенте?

В начале июля 2024 года на политическом небосклоне Европарламента появилась новая группа, которая сразу же смогла стать третьей по количеству мест фракцией в законодательном органе – «Патриоты Европы». Как ультраправые объединились в политическую группу и смогут ли они возглавить консерваторов в Европарламенте? И насколько «Патриоты Европы» будут влиять на политику ЕС?

30 июня лидеры Австрийской партии свободы Герберт Кикль, венгерской партии «Фидес» Виктор Орбан и чешской партии ANO («Акция недовольных граждан») Андрей Бабиш собрались в Вене для того, чтобы объявить о создании новой ультраправой политической группы в Европарламенте – «Патриотов Европы».

«Мы берем на себя ответственность за создание этой новой платформы и новой фракции. Я хочу ясно дать понять, что это наша цель», — заявил венгерский премьер Орбан, призывая другие европейские партии поддержать новую политическую группу, – «Здесь начинается новая эпоха, и ее первым, и, возможно, решающим моментом является создание новой европейской политической фракции, которая изменит политику Европу. Мы создаем политическую формацию, которая, на мой взгляд, взлетит словно ракета и очень быстро станет крупнейшей правой группой в Европе — предел – лишь небо».

В тот же день лидеры трех партий-основательниц новой фракции подписали манифест со звучным названием «Патриотический манифест для будущего Европы», в котором изложили цели своей политической группы. В частности, «Патриоты Европы» стремятся к тому, что вернуть больший суверенитет государствам-членам ЕС, при этом ослабив власть Брюсселя, а также принять более жесткие меры против нелегальной миграции.

«Мы хотим изменить Евросоюз, мы хотим гарантировать, чтобы правом убежища не злоупотребляли, и мы хотим, что на наших границах установился мир», — объяснил цели новой политической группы депутат Европарламента от Австрийской партии свободы Харальд Вилимский. В манифесте также говорится, что «Патриоты» выступают против «зеленого курса» ЕС, а также призывают к установлению мира и диалогу в российско-украинской войне.

В первые недели июля к новой фракции присоединились сразу несколько ультраправых партий из разных стран Европы. Крупнейшей из них стало французское «Национальное объединение», чьи представители занимают 30 мест в Европарламенте. В результате 8 июля «Патриоты Европы» стали третьей по количеству мест фракцией в европейском законодательном органе (84 места), отодвинув конкурентов из правой политической группы «Европейские консерваторы и реформисты» (78 мест). «Эти 84 депутата – лишь первые, их будет гораздо больше, многие хотят выступить противовесом для безумия ЕС», — заявил по этому поводу Вилимский.

Решение лидеров «Национального объединения» присоединиться к «Патриотам» является «логичным и умным», сказал профессор политологии Университета Суррея Даниэле Альбертацци. Теперь французские ультраправые могут «претендовать на фактическое лидерство в этой новой группе, созданной Орбаном», добавил он.

Действительно, «Национальное объединение», присоединившись к «Патриотов Европы» со своими 30 депутатами Европарламента, стало там крупнейшей партией, обойдя «Фидес» с его 11 парламентариями. Более того, председателем новой фракции стал именно лидер французских ультраправых Жордан Барделла. Сам он по этому поводу заявил, что «Патриоты» «представляют собой надежду для десятков миллионов граждан европейских стран, которые ценят свою идентичность, свой суверенитет и свою свободу. Как патриотические силы, мы собираемся работать вместе, чтобы вернуть себе наши институты [власти] и переориентировать политику, чтобы она служила нашим странам и народам».

Однако смогут ли «Патриоты Европы», став третьей по численности фракцией в Европарламенте, влиять на политику ЕС, чтобы добиться своих целей? Эксперты считают, что да.  «Эта очень сильное объединение евроскептиков теперь потенциально может бросить вызов принципам политики Евросоюза», — сказала специалист по радикальным популистским партиям в Центральной Европе американского аналитического центра «Германский фонд Маршалла» Жужанна Вег.

«Несомненно, они имеют право голоса» в принятии политических решений, говорит специалист по европейским ультраправым из Королевского колледжа Лондона Георгиос Самарас. В то же время, по его словам, – «Патриоты» не смогут, например, наложить вето на принятие того или иного закона. «Было бы преувеличением сказать, что они представляют реальную угрозу для ЕС, по крайней мере, пока».

Однако новая фракция все еще может доставить проблемы. В рамках европейского законодательного органа лишь официально признанные политические группы могут решать, какие вопросы будут обсуждаться. «Так что, например, вместо того, чтобы обсуждать объем помощи Украине, эта фракция может добиться того, чтобы в парламенте прошли дебаты по поводу самого принципа помощи Киеву», — сказала специалист по французским крайне правым Университета Джорджа Вашингтона Перин Шир. Усилия «Патриотов Европы» также могут привести к большим спорам по поводу миграции и другим любимым ультраправыми темам.

В то же время влияние новой фракции на политику ЕС все же не стоить переоценивать. Для начала, несмотря на то, что «Патриоты Европы» стали третьей по численности фракцией в Европарламенте, они все еще сильно отстают от Европейской народной партии (ЕНП), у которой 188 мест, и от «Социалистов и демократов» (S&D) с 136 местами. У «Патриотов» есть лишь 12% от всех 720 мест в Европарламенте. «При такой пропорции они определенно не смогут что-либо заблокировать», — считает старший научный сотрудник, специализирующийся на Центральной Европе, «Германского фонда Маршалла» Даниэль Хегедюс. Кроме того, в таких ключевых сферах деятельности ЕС, как внешняя политика, решения принимают государства-члены международного объединения, а не Европарламент, поэтому и здесь влияние «Патриотов Европы» будет довольно ограниченным.

Не стоит также забывать и о таком понятии, как «cordon sanitaire» – «санитарный кордон», означающий, что партии с разных флангов политического спектра объединяются для того, чтобы сдержать ультраправых. Яркий пример такого «санитарного кордона» — это недавние парламентские выборы во Франции, на которых левые из Нового народного фронта и центристы из коалиции президента Эмманюэля Макрона «Вместе за Республику» совместно не дали победить «Национальному сопротивлению», которое во втором туре выборов заняло лишь третье место.

А еще в мае этого года «Социалисты и демократы», либералы из Renew Europe («Обновить Европу»), «Левые» и «Зеленые» официально дали обещание «не сотрудничать и не вступать в коалицию с крайне правыми и радикальными партиями на любом уровне» в Европарламенте. Поэтому они, скорее всего, объединятся с Европейской народной партией, чтобы помешать «Патриотам Европы» оказывать серьезное влияние на политику ЕС.

И «Патриоты» хорошо понимают это и уже жалуются по этому поводу. «Я хочу напомнить, что мы представляем миллионы граждан Европы, которые имеют право, чтобы их услышали», — заявил представитель фракции. По его словам, «санитарный кордон» направлен не «против нас, против нашей группы. Это «санитарный кордон» против миллионов европейских граждан, и он очень противоречит демократии, и наша фракция надеется, что он не будет использован».

Кроме того, внутри самого ультраправого движения проходит борьба за лидерство. В Европарламенте друг другу противостоят Виктор Орбан, одна из лидеров «Национального объединения» Марин Ле Пен и глава итальянской «Лиги» Маттео Сальвини, чья партия также вступила в ряды «Патриотов Европы». Эти трое политиков «играют мускулами перед премьер-министром Италии Джорджией Мелони, чья партия [«Братья Италии»] доминирует в радикальной правой фракции «Европейских консерваторов и реформистов», – считает политолог из Университета Бата Джордж Ньют, специализирующийся на популизме в ЕС.

Наконец, у самих «Патриотов Европы» есть расхождения по разным политическим вопросам, например, по российско-украинской войне. Официальная позиция фракции состоит в том, что «Патриоты» «привержены миру и диалогу, но при этом готовы защищаться от любой угрозы». При этом Орбан, недавно совершивший визит в Москву, известен своими дружественными отношениями с президентом России Владимиром Путиным. А испанская ультраправая партия Vox, присоединившаяся к «Патриотам», настроена скорее проукраински, как и лидер нидерландской Партии свободы Герт Вилдерс, также вступивший в их ряды.

«С этой точки зрения, я считаю, что члены этой фракции не всегда будут согласны между собой, что конечно, также снижает ее влияние», — заявил политический аналитик Европейского политического центра в Брюсселе Филипп Лаусберг. Вероятно, «Патриоты Европы» смогут добиться большего успеха в других органах власти ЕС, а не в Европарламенте, поскольку у них есть «возможность оказывать влияние через Совет», считает Даниэль Хегедюс, подразумевая Европейский совет, куда входят лидеры государств-членов международного объединения, вроде Орбана, а также Совет ЕС, где Венгрия сейчас является председателем.

Однако для этого им необходимо добиться и большего влияния на внутриполитическом уровне. Сейчас в рядах «Патриотов» есть лишь один действующий государственный лидер – сам Орбан, который не может в одиночку влиять на решения как Европейского совета, так и Совета ЕС. Возможно, его соратники по фракции смогут прийти к власти в других странах Европы, например, в Австрии, где в сентябре пройдут парламентские выборы. Согласно опросам, на них вполне может победить Австрийская партия свободы, чей рейтинг сейчас составляет около 28%.

Главное, чего пока сумели добиться «Патриоты Европы» — это показать, что ультраправые партии в Евросоюзе постепенно выходят из прежнего состояния политических изгоев и аутсайдеров во политический мейнстрим. Они занимают первые места на национальных и европейских выборах, и даже смогли создать третью по численности фракцию в Европарламенте. Скорее всего, даже несмотря на «санитарный кордон», они постепенно будут усиливать свое влияние в рамках ЕС, заставляя другие правые фракции, вроде доминирующей сейчас Европейской народной партии, смещаться вправо по таким политическим темам, как миграция и «зеленый курс». Однако до лидерства в европейском консервативном движении «Патриотам» пока далеко.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 63
Регистрация: 21.10.2019