To reset your password, please enter your email address or username below.

«Ядерное сдерживание»: почему Польша хочет получить ядерное оружие?

22 апреля 2024 года президент Польши Анджей Дуда заявил о готовности Польши разместить на своей территории ядерное оружие США, если НАТО решить усилить свое военное присутствие в Восточной Европе. Но зачем это Польше, и как на возможное размещение ядерного оружия недалеко от своих границ ответит Россия?

В интервью польской газете Fakt Дуда рассказал, что власти страны ведут переговоры с США о присоединении к программе Nuclear Sharing. «Польско-американские переговоры по этой теме идут уже некоторое время. Я несколько раз проводил переговоры по этому вопросу. Не скрою, когда меня об этом спросили, я заявил о готовности», — заявил он. «Россия все активнее милитаризирует Калининградскую область. Совсем недавно она переместила свое ядерное оружие в Беларусь».

Президент добавил, что «если наши союзники решат разместить ядерное оружие в рамках его совместного использования на нашей территории для укрепления безопасности восточного фланга НАТО, мы к этому готовы».

Из всех стран-членов Североатлантического альянса лишь трое являются ядерными державами: США, Великобритания и Франция. Однако в рамках программы Nuclear Sharing Вашингтон с 1954 года размещает свое ядерное оружие на территории других государств-участников Альянса. На данный момент такое оружие есть в Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах и Турции. При этом США сохраняют полный контроль над развертываемым ими оружием.

Также в рамках Nuclear Sharing у семи стран-членов НАТО есть самолеты двойного назначения, которые могут нести как обычные бомбы, так и ядерные боеголовки, и могут быть использованы для нанесения ядерного удара. Именно в списке таких стран и хочет видеть Польшу Дуда. По его словам, оснащение польских военных самолетов ядерными боеголовками укрепит возможности Североатлантического альянса по сдерживаю России и Беларуси. Президент не уточнил, какие именно самолеты могут быть использованы для перевозки ядерного оружия.

Однако еще в январе 2020 года Варшава заключила с США сделку о приобретении 32 американских истребителей F-35A Lightning II. А в апреле этого года представитель польского Минобороны заявил Defense News, что реализация контракта «проходит в соответствии с графиком. Первые шесть из заказанных самолетов F-35A будут доставлены на авиабазу США в 2024–2025 годах и будут использоваться для обучения польских пилотов». Он добавил, что «новые истребители прибудут в Польшу в 2026 году, и их будут продолжать поставлять до 2030 года партиями от четырех до шести единиц в год».

Стоит отметить, что разговоры о размещении в Польше ядерного оружия не являются чем-то новым. Еще в июне 2023 года тогдашний премьер-министр страны Матеуш Моравецкий, соратник Дуды по консервативной партии «Право и справедливость», заявил о том, что Варшава заинтересована в размещении на своей территории ядерного оружия в рамках программы Nuclear Sharing, сославшись на информацию о размещении российского ядерного оружия в Калининградской области и в Беларуси. В том же месяце президент РФ Владимир Путин сказал, что Россия к июлю 2023 года разместит часть своего ядерного арсенала на территории Беларуси.

Чуть позже глава Бюро национальной безопасности Польши Яцек Севьера заявил, что Варшава хочет, чтобы истребители F-35A Lightning II, о поставках которых она договорилась с Вашингтоном, были сертифицированы для перевозки термоядерных бомб B61 – основное ядерное оружие стратегических ядерных сил США – в рамках их подготовки к возможному включению в арсенал машин двойного назначения в распоряжении НАТО.

Однако далеко не все в политической элите Польши разделяют позицию президента Дуды. Речь идет, прежде всего, о нынешнем премьер-министре страны Дональде Туске, который занял свой пост в декабре 2023 года. Один из лидеров правящей либеральной «Гражданской коалиции», выступающей против президентского «Права и справедливости», на пресс-конференции 22 апреля 2024 года он подверг слова Дуды определенной критике:

«Я хочу, чтобы Польша была в безопасности и хорошо вооружена, но мне также хотелось бы, чтобы любые инициативы были очень хорошо подготовлены людьми, которые за них отвечают, и чтобы все мы были убеждены, что это именно то, что нам нужно», — подчеркнул Туск.

Также премьер заявил, что хочет поговорить с президентом, чтобы понять смысл его заявлений. Как пишет польская газета Rzeczpospolita, это означает, что Дуда не консультировался с правительством перед своим интервью. Не стоит забывать о том, что в рамках польской политической системы президент, хоть и является верховным главнокомандующим вооруженными силами, не обладает полномочиями для того, чтобы принимать решение о присоединение страны к международным военным программам. И Туск, который расходится с Дудой по множеству политических тем, вовсе не горит желанием отвечать за возможное размещение ядерных ракет на территории Польши.

Однако слова польского президента, судя по всему, вполне серьезно восприняли в Москве. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что «военные, конечно, проанализируют ситуацию и в любом случае предпримут все необходимые ответные меры, чтобы обеспечить нашу безопасность».

Слова Дуды также прокомментировали в российском МИД. По словам представителя министерства Марии Захаровой, в Москве относятся к Варшаве «с особым вниманием и сообразно тем угрозам, которые возникают»:

«Варшава, похоже, маниакально добивается того, чтобы привлечь еще большее внимание военных планировщиков в российском Генштабе. Нетрудно предположить, что в случае появления американского ядерного оружия на территории Польши соответствующие объекты незамедлительно пополнят список легитимных целей для поражения в ситуации прямого военного столкновения с НАТО.»

Действительно, в случае возможного военного конфликта между РФ и странами НАТО именно те из них, на территории которых размещено ядерное оружие, станут одними из первых целей российского ядерного удара. И, судя по словам премьера Туска, польское правительство это вполне осознает и не торопится участвовать в программе Nuclear Sharing, несмотря на слова президента страны.

Однако заявления Дуды можно трактовать как желание повысить военный вес Польши среди стран Альянса и сами военные возможности страны, особенно на фоне возможной победы на выборах президента в США в ноябре консервативного политика Дональда Трампа. В прошлом Трамп неоднократно высказывался о том, что в случае военного конфликта Вашингтон «никогда не придет на помощь» Европе, и в целом не стремился развивать отношения с европейскими союзниками. Поэтому в случае его возвращения на пост президента Европе потенциально придется самой готовиться к возможному военному конфликту с Россией.

И желание президента Польши разместить на территории страны ядерное оружие в таком случае работает именно на укрепление ее обороноспособности на случай, если покровителя за океаном больше не будет. Судя по тому, что Дуда заговорил о присоединении Варшавы к Nuclear Sharing именно после того, как побывал с визитом в Нью-Йорке и встретился с Трампом, которого он называет «другом», польский президент рассчитывает, что получит согласие США в случае прихода Трампа к власти, поскольку тот как раз стремится переложить оборону Европы на плечи самих европейских стран.

Однако, если в Польше все же будет размещено ядерное оружие, это неизбежно приведет к ответной реакции России и дальнейшей эскалации конфликта в Европе и еще ближе подведет человечество к ядерной войне. В прошлый раз, когда мир находился на волоске от атомного апокалипсиса во время Карибского кризиса 1962 года, его удалось предотвратить благодаря долгим переговорам и готовности обеих сторон пойти на уступки. В способности сегодняшних политиков поступить так же есть определенные сомнения.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 63
Регистрация: 21.10.2019