Какая тема может стать «расследованием века»? Возможно, изменение климата
Что вы думаете насчёт изменения климата? На первый взгляд, не самое интересное направление. Оно связано с массой непонятных и скучных научных терминов. К тому же обычно мы обходимся комментариями экспертов, которые знают про все эти эпидемии, пожары и наводнения больше нас.
А если взглянуть на проблему с другой точки зрения? Кому изменение климата приносит больше страданий – малообеспеченным группам, коренным народам, слабым представителям общества. При этом богачи и владельцы крупных корпораций не только загрязняют окружающую среду больше остальных, но ещё и получают выгоду от этого.
В таком разрезе климатические изменения — это уже не только статьи о вымирающих где-то птицах, а драма о социальной несправедливости и настоящий экономический детектив. Здесь есть что расследовать.
Вот наиболее перспективные направления для журналистских расследований. Они достаточно разветвлённые и многоуровневые, чтобы стать «эпохальными».
1. Топливно-энергетическая промышленность
Уголь, нефть и газ — ископаемое топливо, а отрасли, которые занимаются его добычей и переработкой — главные источники загрязнения окружающей среды.
Материал для исследований в этом направлении есть в любой стране. Угольные компании работают с самым загрязняющим топливом. Эксплуатация нефтегазопроводов и хранилищ может нести риски возникновения взрывов, возгораний, утечек и разлива нефтепродуктов. Добыча природного газа считалась наименее вредной, но недавно выяснилось, что показатели выброса метана на самом деле гораздо выше, чем сообщалось ранее.
Журналистам удалось расследовать деятельность отдельных компаний, что и было отмечено жюри Пулитцеровской премии. Но о большинстве государственных и частных гигантов, например Saudi Aramco, Лукойл, China National Petroleum, Total, Kuwait Petroleum и мало что известно, кроме дозированной официальной информации.
Журналист мог бы узнать лоббируют ли эти компании принятие «нужных» законов, поддерживают ли политиков, которые им содействуют? Возможно, они стоят у истоков фейковой информации и финансируют климатических скептиков.
Так же интересно, насколько завышена рыночная стоимость этих компаний. Ведь не секрет, что их оценка складывается из заявленных природных запасов, значительная часть которых так и останется в недрах, как «незадействованные активы». Ценовой пузырь углеводородной отрасли может просто лопнуть и вызвать очередной финансовый кризис.
2. Другие загрязняющие отрасли
Практически в каждой отрасли есть причины климатических изменений и то, к чему нужно присмотреться более внимательно.
Сельское хозяйство, животноводство и лесозаготовка
Примерно ¼ всех вредных выбросов на планете приходится на долю этих отраслей, но мало кто об этом задумывается. Вы спросите: а при чем здесь сельское хозяйство? А при том, что, например, при производстве синтетических удобрений вырабатывается огромное количество парниковых газов.
В сфере животноводства тема «коровьих газов» вызывает смех, и напрасно, потому что молочная и мясная промышленность даёт около 8,5% антропогенных выбросов. Учёные NASA доказали, что отрыжка коров представляет даже большую проблему, чем кишечные газы.
В результате масштабной вырубки лесов огромное число представителей биосферы лишаются мест обитания, а планета — природных углеродных «фильтров».
Все эти сферы можно вести более экологично. Если безопасные способы существуют, почему они не применяются? Это могут выяснить журналисты.
Транспорт
Общественный транспорт, как и личный, это тоже важный фактор изменения климата. Но почти не изучено, какие меры применяют в разных странах по регулированию и ограничению негативного эффекта, оказываемой этой сферой на экологическую ситуацию, а также как решают проблемы жилищной политики, ведь она непосредственно связана с транспортом.
Производство и тяжёлая промышленность
Мало кто знает, что только цементные заводы выбрасывают около 8% парниковых газов. А что говорить про химическую или сталелитейную промышленности? Можно проследить цепочки поставок или производственных процессов, чтобы понять, какой этап приносит наибольший вред окружающей среде.
Строительство и инфраструктура
Здесь и уже упомянутый цемент, который используется в огромных объёмах, и жилищная политика, связанная с транспортной логистикой.
Ещё один важный аспект: в интересах инвесторов государство может замалчивать информацию о потенциальных климатических проблемах в районе застройки. Например, в Северной Каролине и Флориде ведётся активная прибрежная застройка, хотя учёные предупреждают о возможном затоплении этих территорий в будущем.
Журналисты могли бы вскрыть и осветить факты неконструктивной политики и рассказать будущим домовладельцам, что они не смогут ни защитить, ни застраховать, ни продать свою недвижимость.
3. Государственный сектор
Кто выполняет главную функцию в регулировании и субсидировании, кто определяет какие решения внедрять в связи с климатической проблемой? Государство.
Известно, что топливно-энергетическая отрасль имеет большое влияние на политику государства. Компании явно лоббируют свои интересы, но нам не известны все подковёрные игры, которые ведутся. Это может быть и препятствие развитию альтернативной энергии, и ослабление требований безопасности, и пересмотр норм по загрязнению, чтобы удешевить производство.
Правительство субсидирует загрязняющие воздух компании, некоторые из которых получают гигантские суммы — более $5 трлн в год! Так что же делает государственный сектор – стремится затормозить изменение климата или ускоряет его?
Внешнеэкономическая деятельность
Журналистам следует изучать ситуацию не только у себя в стране, но и смотреть на международные проекты. США закрывают свои электростанции, работающие на угле, но при этом наращивают его экспорт. Китай также сокращает использование угля внутри страны, зато по всему миру у него запущено две сотни проектов в сфере угледобычи.
Богатым странам выгодно, чтобы в других регионах развивалась грязная угольная энергетика, и они активно навязывают экспортные кредиты. Хотя и разработана концепция защиты от этой «помощи», но правила часто нарушаются. Банки тоже обязались не оказывать поддержку отраслям, оказывающим негативное влияние на экологию, но всё это нужно контролировать.
Скрытое загрязнение и сфабрикованная отчетность
Даже если государство ввело жёсткие правила, не факт, что их соблюдают. Парниковые газы, как правило, не обладают цветом и запахом, вот и возникает соблазн утаить информацию о выбросах и выдать ложь вместо реальных данных.
Недавний скандал, в котором были замешаны такие авторитетные компании, как Audi, Volkswagen, Fiat, Nissan, Renault показал, что данные о фактических выбросах в окружающую среду глобально занижались. На новые автомобили устанавливалось специальное программное обеспечение, которое обманывало тесты на уровень загрязнения атмосферы.
Также есть подозрения, что Китай манипулирует цифрами о выбросах веществ, разрушающих озоновый слой. Многие страны заявляют, что добились успехов в борьбе с выбросами. Но вот вопрос: кто «ведёт учёт»? Можно только догадываться, какой поднимется шум, если откроется правда.
Углеродные кредиты
Так называют деньги, которые государство выплачивает загрязняющим компаниям, чтобы они могли компенсировать нанесённый вред и внедрить какие-то «оздоравливающие» проекты. Но скептики считают, что таким образом богатые компании получают возможность ещё больше загрязнять окружающую среду. Если даже это не мошенничество, то как минимум «зелёный пиар», потому что полезный эффект минимален.
Вопрос: какое ведомство управляет этими кредитами и насколько они легитимны?
4. Группы активистов и их сторонники
Интерес у журналистов должна вызывать и деятельность общественников, работающих в «климатическом поле», а точнее какие у них цели и кто их финансирует.
С одной стороны — климатические скептики. Они занимаются тем, что искажают отчёты о научных исследованиях, касающихся здоровья и окружающей среды, а их спонсорами выступают промышленники, например производители табака.
С другой стороны – экоактивисты, которые тоже не идеальны в прозрачности своих финансов и подчас сгущают краски, когда призывают к прессингу отдельных компаний. При этом их поддерживают около 97% учёных-климатологов.
Что касается учёных, то считается, что их мнение тоже далеко от объективного, пока они получают финансирование от заинтересованных заказчиков. Попытки скомпрометировать учёных уже были, но разоблачение не выдержало проверки.
У журналистов-расследователей есть повод интересоваться последними открытиями науки и двигаться к истине, опираясь на мнение авторитетных экспертов.
5. Оценка решений
Журналисты-расследователи не могут обойти вниманием решения, которые внедряются для борьбы с климатическими проблемами. Многие интересные разработки, связанные с солнцем, ветром и другими альтернативными источниками энергии, сегодня уже доступны и становятся привычными. Но, подобно другим сферам инфраструктуры, они становятся объектом притяжения коррупции и дают почву для злоупотреблений.
Даже наиболее «чистые» из основных видов энергетики — гидро и атомная, имеют столько внутренних противоречий, что иногда разводят на разные полюса экологические интересы местного уровня и глобального масштаба. Например, водоросли в водохранилищах плотин разлагаются и выделяют очень много метана, а чтобы построить и обслуживать атомную электростанцию требуется сжигать много ископаемого топлива.
Таким образом, чтобы делать вывод о вреде или пользе какого-то проекта, нужно полностью проанализировать его жизненный цикл.
Биотопливо
Когда-то идея получения чистой энергии с помощью биоорганизмов захватила оптимистов. Биогаз считался отличной альтернативой ископаемому топливу. Но реальность отрезвила: во-первых, стоимость постройки и содержания ферм гораздо выше, чем объёмы производимой ими энергии, во-вторых, проект требует много земли и воды, что может угрожать продовольственной безопасности.
Но полностью идея не умерла, ведь можно получать биогаз из органических отходов, а для этого не нужно строить фермы и тратить ценные запасы питьевой воды.
Улавливание и хранение углерода
В основном это делается с помощью деревьев, через попытки насадить и вырастить лесные массивы. Но иногда эти программы противоречат интересам местного населения. В чём причина напряжённости? Это вопрос для журналиста-расследователя.
Есть и другие методы удаления углерода из вредных выбросов, улавливания из воздуха, сбора и хранения для повторного использования.
Логично, что в этом должны быть заинтересованы компании, использующие ископаемое топливо. Но, вопреки их обещаниям, проект «тормозит». Он слишком дорогостоящий, хотя сам углерод почти ничего не стоит. Проблема стара как мир: кто заплатит?
Мы потеряли много сил и времени, пытаясь сократить углеродные выбросы. Очевидно, нам нужны новые идеи, вроде технологий «отрицательных выбросов». И здесь журналистам нужно быть в курсе событий.
Адаптация
Человечеству нужно выполнить огромную работу: адаптироваться к грядущему изменению климата. Масштабы проблемы могут пугать, но все возможности и результаты необходимо полностью освещать в СМИ. Ключевые вопросы: дефицит пресной воды, а также готовность к природным катастрофам и способность восстановиться после них.
Но гораздо более серьёзные испытания принесёт человечеству массовая миграция населения, и вероятно, она произойдёт уже в обозримом будущем. Людям, живущим в зоне риска, ничего не останется, кроме как начать «управляемое отступление».
Финансировать свою безопасность сумеют лишь самые богатые территории. Для остальных миграция будет связана с хаосом и агрессией.
На проекты адаптации будут направляться гигантские суммы — триллионы долларов. Сомнительно, что все эти деньги потратят разумно и прозрачно. Вот и задача для журналистов: следить за процессом и за теми, от кого зависят решения, в чём они заключаются, какую линию «обороны» выберут политики и технологи.
Геоинженерия
Этот путь относится к «моральным рискам», но кто может сказать, на какие крайние меры способны страны, если самые пугающие прогнозы начнут сбываться?
Вполне возможно, что какая-то отдельно взятая страна или влиятельная корпорация переступит черту и внедрит специальную программу геоинженерии, чтобы защититься от разрушительного воздействия климатических перемен.
Журналистам нужно присматриваться и прислушиваться к наводящей информации, ведь подобные технологии уже могут разрабатываться и испытываться в режиме высокой секретности.
Вывод
В сфере журналистских расследований «климатическая» тема может стать важнейшей в XXI веке, потому что изменение климата меняет всё. Оно затрагивает не только каждый уголок планеты, но и все стороны экономической и общественной жизни человека: безопасность и здоровье, благосостояние и развитие, запасы продовольствия и чистой воды. Это становится понятно хотя бы из представленного, далеко не полного, списка тем.